Музыкальная гостиная посвященная 220 - летию М.И.Глинки
Михаил Иванович Глинка родился в Смоленской губернии в 1804 году. Слайд 2Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду, Слайд 3 он жил в большом и богатом имении, Слайд 4 родители Михаила Глинки имели доход от двух заводов. Слайд 5Отец был отставным капитаном и, что большая редкость в те времена, заключил брак по любви. Михаил был долгожданным ребенком, что не помешало ему попасть на воспитание к своей бабушке. Дело в том, что за год до его рождения скончался первенец семьи, маленький Алёша. Бабушка винила родителей в смерти любимого внука и очень берегла Михаила. Слайд 6 На улицу он выходил крайне редко, зато дома ему было дозволено практически всё. Его первыми детскими сочинениями были мелодии, которые он наигрывал на медных тазах. Их звучание напоминало колокольный звон. Талант мальчика заметила его няня Авдотья Ивановна. От нее же он впервые услышал русские народные песни, сказки, былины. (Фольклорный ансамбль исполняет песни Смоленской губернии) Слайд 7 может быть, эти песни, слышанные будущим композитором в ребячестве, были первою причиною того, что впоследствии он стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку. Народность была основным и неизменным началом всего глинкинского творчества.«Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем», - в этих словах М.И. Глинки, сказанных им А.Н. Серову, выражена глубочайшая мысль о том, что
лишь на почве народного творчества может быть создано настоящее искусство, способное вечно жить и развиваться.Когда Глинке исполнилось шесть лет, скончалась его бабушка, и он снова вернулся в дом родителей.Слайд 8 Мать Глинки вплотную занялась образованием сыном, ему наняли гувернантку француженку, приглашенный архитектор занимался с ним рисованием, родители начали задумываться о том, чтобы мальчика начать серьёзно учить музыке, но… в 1812 году в Россию вторглись французские войска, и началась Отечественная война. По всей Смоленщине тогда гремел призыв: «Встанем на защиту родной земли!» Снаряжались в поход народные ополченцы, крестьяне незваным гостям устраивали в лесах засады. Вся смоленская земля обратилась в один пылающий костёр. Отец Глинки, Иван Николаевич отправил свою семью в Орел, а сам остался готовить войскам снаряжение и продовольствие. Французы просчитались, думая, что завоюет Россию через два месяца. После битвы на Бородинском поле Наполеон вступил в Москву, встретившую его пожаром. Слайд 9 Осенью 1812 года началось бегство французских войск из России. Громила их русская армия во главе с любимым в народе полководцем Кутузовым, громили и отважные партизаны, и крестьянские отряды. Когда Глинки вернулись, их старый дом был практически разрушен. Отец решил отстроить новый, в нем появился музыкальный инструмент — фортепьяно. Слайд 10 Первые музыкальные впечатления будущего гениального композитора связаны с русской народной песней, которую он слышал от крестьянских певцов, а также в исполнении крепостного оркестра, принадлежавшего дяде Михаила Ивановича - Афанасию Андреевичу Глинке. Слайд 11 И днем, и вечером, во время обеда и прогулок на лодках по Десне, за ужином и на танцах звучала разнообразная музыка. Особенно нравились будущему композитору знакомые народные мелодии - в исполнении оркестра они звучали по-особенному, радуя и тревожа душу. Однажды вечером, находясь в детской, он услышал необычайно нежную мелодию. Она его заворожила..и звучала в нем даже ,когда он лег спать.Слайд 12Утром на уроке рисования был рассеян, на вопрос учителя, что его отвлекает, Глинка ответил:«Музыка! - и добавил: «Что же делать? Музыка - душа моя!» в 10 лет Михаил начал обучаться игре на фортепиано под руководством гувернантки и на скрипке у одного из крепостных музыкантов своего дяди.Слайд 13 В 1818 году четырнадцатилетний М.И. Глинка был отдан родителями в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте в Санкт-Петербурге.Слайд 14Здесь он познакомился с Александром Пушкиным, который навсегда останется его кумиром. Пушкину было всего 18 лет, но он уже стал человеком – легендой, им восхищались, о нем говорили.... Глинка хотел во всем подражать Пушкину - быть таким же остроумным, обаятельным, но темперамент не позволял ему походить на Пушкина. Но зато в музыке Глинка решил стать первым.Слайд 15 Учась в Благородном пансионе, он изучал теорию музыки, основы композиции. Сочинять Глинка стал после окончания пансиона, когда стал работать секретарем Совета путей сообщения , поступив на службу титулярным советником чиновником пятого класса. Глинка стал широко известен в Петербурге среди любителей музыки как талантливый пианист и певец. Слайд 16 В обстановке любительского и профессионального музицирования возникали его первые романсы на стихи Баратынского, Пушкина, Жуковского и первые фортепианные пьесы - вариации, ноктюрны, танцы, в частности - мазурки. Мы знаем ,что мазурка - польский народный танец в трехдольном размере, в быстром темпе, с частыми резкими акцентами, пунктирным ритмом. Мазурки Глинки отличают особая поэтическая одухотворенность, изящество, стройность и грация, сочетающаяся с предельной простотой, искренностью и задушевностью выражения Слайд 17 Мазурка до минор
Слайд 18 В 1823году Глинка поехал на Кавказ, побывал в Пятигорске и Кисловодске, но поездка вместо оздоровления, стала причиной ухудшения его здоровья. С весны 1824 году М.И.Глинка создал и ряд крупных музыкальных композиций: симфонию на русские темы, увертюры, квартеты и другие сочинения, оставшиеся в рукописях.Слайд 19 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге произошло восстание декабристов. Глинка в это время был на Сенатской площади, но покинул место до начало мятежа. Это послужило поводом для допроса и последовавшего затем отъезда Михаила Ивановича на родину, в село Новоспасское.Слайд 20 В1826-1827 годах М.И.Глинка сблизился с Александром Сергеевичем Пушкиным (1799-1837), вернувшимся из более чем шестилетней ссылки.Музыкальных учебных заведений тогда в России не было, и Глинка едет в Европу к знаменитым преподавателям. 3 года в Австрии, Германии, Италии Глинка оттачивал свое мастерство, залы на его концерты были переполнены, Европа рукоплескала Глинке и его стали звать почтительным словом «маэстро», что в переводе с итальянского и означает «учитель». За годы пребывания в Италии Глинка написал много сочинений, в которых выразил своё восхищение красотами её природы. Вот послушайте, как тонко Глинка передал впечатления от природы Италии, её певческой культуры в романсе «Венецианская ночь», написанном в духе баркаролы на слова поэта Ивана Козлова.Слайд 21 Музыка словно сливается со стихами, воспевающими благоуханную ночь в Венеции, дарит ощущение молодости, счастья и красоты жизни. Мы слышим и колыхание волн, и капельки воды, падающей с вёсел. Итак, представьте себе блеск полной луны, прозрачный ароматный воздух и напев баркаролы – песни венецианских лодочников. романс«Венецианская ночь»Годы жизни в Италии принесли Глинке, по его собственным словам, много пользы. Затем он побывал в Вене и Берлине, где также занимался с крупнейшими педагогами - музыкантами того времени. Любимым развлечением композитора был театр. Он много путешествовал по стране, занимался музыкой. Это дало возможность Глинке восстановить здоровье и уверенность в своих силах. Он знакомится с композиторами Берлиозом, Мендельсоном, Беллини, а так же итальянским оперным композитором, автором 68 опер, Гаэтано Доницетти.Слайд 22 ( Фортепианный ансамбль преподавателей исполняет "Экспромт в форме галопа" на тему из оперы "Любовный напиток" Г.Доницетти)Уже в 1832 году Глинка говорил и писал о плане большой оперы на сюжет из русской национальной жизни. Этот замысел укрепился у него к концу заграничной поездки. «Тоска по Отчизне навела меня постепенно на мысль писать по-русски» - такие слова читаем мы в его «Записках».
В это же время Глинка работал над двумя крупными инструментальными сочинениями: «Каприччио на русские темы» для фортепиано в четыре руки и «Увертюра-симфония» на темы двух русских народных песен.
Слайд 23 В 1834 году Глинка вернулся в Россию после извстия о смерти отца, думал ненадолго, но задержался на 10 лет –это десятилетие считается вершиной творчества композитора. Он поселился в доме у своего знакомого. В гостях в том доме бывала и 17-тилетняя Мария Иванова, будущая жена Михаила Глинки. В начале он учил избранницу пению, а через полгода они с Марией Петровной обвенчались и уехали на жительство в имение Новоспасское Смоленской губернии, где Глинка заканчивал свою первую оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
Слайд 24 Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) подсказал ему сюжет «Ивана Сусанина» - подвиг народного героя Ивана Сусанина. Александр Сергеевич Пушкин одобрил этот сюжет. В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнина Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Слайд 25 Величавый образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы.
Это была первая национальная опера .В 1836 году ею открыли новый сезон Петербургского Большого Театра. Опера произвела фурор. Передовые круги русского общества отнеслись к «Ивану Сусанину» восторженно.
Император Николай I высоко оценил оперу и даже наградил Глинку памятным подарком.
Князь, выдающийся писатель и знаменитый русский музыковед Владимир Федорович Одоевский, написал в декабре 1836 года: «С оперою Глинки является то, что давно ищут и не находят в Европе – новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, скажем положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения» Слайд 26 После постановки «Ивана Сусанина» («Жизнь за царя») М.И. Глинка был назначен на должность капельмейстера Придворной певческой капеллы в 1837 году – в год злодейского убийства Александра Сергеевича Пушкина.Слайд 27 В 1838 году Михаил Иванович ездил в Малороссию для набора певчих. Здесь он написал две песни в народном духе на стихи украинского поэта В. Забелы «Воет ветер в чистом поле» и «Ты, соловушка, умолкни» (исполняется романс «Ты, соловушка, умолкни»). Обратите внимание на гитарный аккомпанемент, напоминающий звучание украинского многострунного щипкового инструмента – бандуру.
Слайд 28 В самом начале 1837 года М.И. Глинка начал работать над своей второй оперой –«Руслан и Людмила» по одноименной былинно- сказочно -философской поэме Александра Сергеевича Пушкина. А.С. Пушкин с интересом отнесся к этому замыслу М.И. Глинки, но их совместная работа не осуществилась из-за трагической гибели великого поэта. Михаил Иванович тяжело переживал убийство А.С. Пушкина. Но надо было работать… Либретто оперы – разумеется, по указаниям М.И. Глинки – писал В.Ф. Ширков. Работа над «Русланом и Людмилой» длилась в общей сложности пять лет (1837-1842). Слайд 29 В 1839 году Михаил Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевна Керн — дочерью Анны Керн, музы Александра Пушкина. Вместе с Екатериной он играл в четыре руки, пел оперные арии. Глинка был влюблён. В 1840 году Глинка положил эти стихи Пушкина на музыку, создав новый гимн любви и посвятил его дочери Анны Керн – Екатерине Керн. Романс «Я помню чудное мгновенье» стал жемчужиной русской вокальной лирики, в котором слились воедино две стихии - слово Пушкина и божественная музыка Глинки, отныне - это двойное признание в любви. Ради Екатерины ему пришлось разъехаться с женой, так как она не давала развода. Керн, тем временем, тяжело заболела. Врачи рекомендовали ей уехать на юг. Михаил Иванович хотел уехать вслед за ней и даже написал 12 романсов «Прощание с Петербургом», однако бракоразводный процесс с женой заставил его отказаться от первоначальных планов.
Слайд 30 «Прощание с Петербургом»– 12 романсов на слова Нестора Васильевича Кукольника, единственный с вокальный цикл Глинки. В нем нет единой сюжетной линии развития, но есть одна тема – романтическая тема странствий. Название «Прощание с Петербургом» цикл получил в связи с предполагавшимся отъездом Глинки за границу, поэтому тема прощания с родиной объединяет если не все, то большинство романсов.
Слайд 31 (исполняется "Попутная песня")Слайд 32 27 ноября 1842 года, ровно через 6 лет после первой постановки «Ивана Сусанина» состоялась премьера первой русской сказочно-эпической оперы «Руслан и Людмила» ,которая, к сожалению провалилась, во время первого акта ложе покинула вся императорская семья. У широкой публики новая опера М.И. Глинки имела громадный успех, в аристократических же космополитических кругах вторая опера М.И. Глинки была признана «неудавшимся произведением».
Слайд 33Это был тяжелый период жизни композитора. 1844 году он отправился в Париж, а позже 2 года путешествовал по Испании. Несколько записанных в Испании народных мелодий впоследствии послужили Глинке материалом для оркестрового сочинения под названием «Воспоминание о летней ночи в Мадриде», или «Ночь в Мадриде». Но М.И. Глинка постоянно испытывал мучительную тоску по Отчизне, обострявшую его чувство одиночества за границей. Чувствовал себя Глинка уже плохо.В 1851 году Глинка ненадолго вернулся в Петербург, где давал уроки пения. Вскоре он снова уехал за границу — на этот раз в Париж. Слайд 34 Во Франции композитор начал работу над третьей оперой «Тарас Бульба», однако вскоре забросил — не было вдохновения. Крымская война 1853 года вынудила Глинку покинуть Париж: Британия и Франция в коалиции с Османской империей воевали против России. Слайд 35 В 1854 году композитор снова приехал в Петербург, здесь он написал свои мемуары, названные им «Записки», продиктовал Александру Николаевичу Серову краткую «Автобиографию», а также «Заметки об инструментовке», сделал оркестровку нескольких своих романсов и сочинений других авторов. Слайд 36 В начале 1856 года М.И. Глинка снова уехал за границу, в Берлин, где прожил до конца жизни. Покинув Россию, Глинка пересек не просто границу с Россией, а незримый порог, за которым кончилась Родина и началась чужбина и она встретила его вежливо и равнодушно…3 февраля 1857 года Михаил Иванович Глинка умер в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. Через некоторое время прах композитора перевзели в Петербург, где он покоится на Тихвинском кладбище. Дух Глинки, как и его память связаны с Россией навечно, как единое и неделимое целое.Слайд37,Слайд38 Наш вечер подходит к концу. К сожалению, мы не успели рассказать о других его прекрасных сочинениях,поэтому есть повод сказать нашим слушателям «до новых встреч» Слайд 39