МУЗЫКАЛЬНАЯ КАПЕЛЬ
Игровой урок сольфеджио в 1 классе
Группы отделений НИ и ДиУ, Преподаватель: Моисеенко Е. Л.,
3 четверть 2017-2018 учебный год
Тема урока «Тональность Ре-мажор»
1. Распевание, повторение понятий: звукоряд, тональность, гамма, тоника
На доске выложены на магнитах «капельки-ноты» гаммы ре мажор вразброс.
Обратить внимание детей на то, что капельки-ноты выложены не по порядку. Если звуки встают в ряд, получаем ЗВУКОРЯД.
Задание: выложить капельки-ноты по звукоряду от ре.
Вопросы:
Какой звук будет тоникой? (ре)
Как называют звукоряд от тоники до тоники? (гамма)
Какие черные клавиши встретились в гамме? (фа диез, до диез)
В какой тональности эта гамма? (Ре мажор)
Пение: ученики поют гамму Ре мажор под аккомпанемент учителя, «шагая» пальчиком по «немой» клавиатуре.
Повторное пение всем классом, одновременно каждый ученик по очереди играет гамму на фортепиано ансамблем с учителем.
2. Работа в нотных тетрадях
Запись с доски скрипичного ключа, знаков фа диез, до диез, звукоряда от ноты ре до ноты ре, закрашивание неустойчивых ступеней, запись тонического трезвучия (в гармоническом звучании).
3. Повторение песенки «Считалка»
(Тютюнникова «Квадратный апельсин»)
Задание: исполнить в тональности Ре мажор – один учащийся играет на фортепиано, остальные поют со словами и дирижированием на две доли.
4 . Проверка домашнего задания. Сольмизация.
Задание: взять один лучик, на обратной стороне которого написан номер мелодии из учебника. Сольмизировать мелодию с дирижированием.
5. Слуховая работа. Аккомпанемент.
Задание: определить интервал (б.3, ч.5), сыграть сопровождение к стихотворению (интервал от заданной ноты на сильную долю).
Ой, весна-красна пришла, к нам пришла.
И тепло нам принесла, принесла.
(Андреева, «От примы до октавы», с 43)
Запоминание слов и разучивание мелодии по слуху, пение её с дирижированием.
6. Домашнее задание:
играть и петь гамму ре мажор, сольмизировать № 56, 57, 58.