Конспект открытого урока по музыке для 8 класса
Выполнила учитель музыки МБОУ «ПСОШ №3» Рачева Н.Е.
Тема: «Музыкальная культура коми- пермяков»
Цель:
-Познакомить учащихся с традиционной музыкальной культурой коми- пермяков.
-Изучить особенности народных инструментов, песен и обрядов
- Развивать интерес к этической музыке и уважение к культурному наследию народов России.
-Воспитывать толерантность и любовь к многообразию музыкальных традиций.
Ход урока:
- музыкальное приветствие, проверка готовности класса
-объявление темы и целей урока.
Вопросы детям:
1 Какие народы России вы знаете?
2.Слышали ли вы о коми-пермяках?
3.Где они проживают?
4. как вы думаете, какие музыкальные традиции могут быть у этого народа?
Краткий рассказ учителя:
Коми- пермяки- финно- угорский народ, проживающий в Пермском крае. Их культура тесно связан природой, охотой и земледелием. Музыка играла важную роль в обрядах, праздниках и повседневной жизни.
А) Традиционные музыкальные инструменты ( демонстрация звучания инструментов- видеофрагменты):
- Пэляны ( духовой инструмент, похожий на флейту)
-Сигудэк (струнный инструмент, напоминающий гудок или скрипку)
Бубен (использовался в шаманских обрядах.
Б) Жанры коми- пермяцкой музыки:
- обрядовые песни (свадебные, календарные)
- трудовые напевы (песни во время полевых работ)
-лирические протяженные песни (плясовые)
Прослушивание фрагментов песен, обсуждение эмоций, ритма.
В) Танцы и игры:
- Коми- пермяцкие хороводы (круговые танцы)
- игровые песни с движениями (имитация охоты, труда)
Практическое задание: разучить простой ритмический рисунок и поиграть.
Г) Современная музыка коми- пермяков
- как традиции сохраняются сегодня?
- примеры современных исполнителей (например «Шондiбан»)
Закрепление материала:
Вопросы:
Назовите 2 традиционных инструмента коми- пермяков.
Какие обряды сопровождались музыкой?
Как называется лирическая песня коми- пермяков?
Рефлексия:
-что нового узнали сегодня на уроке?
-какая часть урока запомнилась больше всего?
Хотели бы вы глубже изучить музыку других народов России?
Домашнее задание:
Подготовить небольшой доклад о другом финно- угорском народе (удмурты, марийцы)
Оборудование:
Видеофрагменты танцев или выступлений, аудиозаписи народных песен и инструментов.
Презентация с изображением инструментов и костюмов.
Итог урока: Учащиеся познакомились с уникальной музыкальной культурой коми- пермяков, узнали о ее связи с природой и традициями, развивали интерес к этическому многообразию России.