СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальная культура лакского народа

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение к культуре родного края

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная культура лакского народа»


Муниципальное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида».

МКОУ «Интернат IV вида»





Открытый урок по музыке

в 3 «а» классе (10 чел.)

на тему:

«Музыкальная культура лакского народа»









Провела: учитель музыки

Мирзабекова Н.А.





Махачкала 2017



Муниципальное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида».

МКОУ «Интернат IV вида»











Урок музыки в 3 классе

















Тема: «Музыкальная культура лакского народа».

Коррекционно- обучающая цель:

-расширить и укрепить знания учащихся о музыкальной культуре и традициях лакского народа;

-знать особенности дагестанской народной музыки;

-разучить песню «Клятва» М.Кажлаева ;

-уметь различать средства музыкальной выразительности, понимать дирижерские жесты.

Коррекционно- развивающая цель:

-развитие творческого воображения и умения слушать музыкальное произведение;

-развивать эмоционально- ценностные отношения, чувство отзывчивости, гордости ;

-образно-цветовое восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор детей;

-развитие вокально -хоровых навыков и навыков игры на музыкальных инструментах;

Коррекционно-воспитательная цель:

-воспитать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям и культуре народов, населяющих родной край;

-воспитание многообразной палитры чувств ребенка, посредством музыки, привитие любви к жизни и всему, что нас окружает, через музыкальное произведение;

Музыкальный репертуар: Ш.Чалаев «Гимн Дагестана», М. Кажлаев «Клятва», М.Кажлаев «Ашугская» (сб. «Детский альбом для фортепиано для оркестровки),народные мелодии на кумузе , пандуре, зурне.

Оборудование: синтезатор, компьютер ,проэктор, телевизор флэш - носитель, наглядности (иллюстрации с изображением национальной одежды, музыкальных инструментов народов Дагестана, эпизодов из танца Лезгинка), портреты дагестанских композиторов.


Ход урока

Кто связан и счастьем с тобой, и бедой

Тому и во тьме

Ты сияешь звездой,

О, Родина!..

Р.Гамзатов

1.Организация урока: построение перед классом, вход в класс под музыкальное сопровождение произведение М. Кажлаева «Снова в горы».

2.Музыкальная разминка (музыкальное приветствие ):

Учитель: « Прозвенел звонок – начался урок. Здравствуйте, ученики!»

Дети: « Здравствуйте, учитель!»). (Дети садятся)

Вступительное слово учителя:

В нашем горном Дагестане, люди разные живут.

Много песен, танцев знают, память предков берегут.

Высоко парит орлица, горы прямо к небу льют.

Каспий ярко серебрится, здесь гостей желанных ждут.

Слайд ( флаг Дагестана, географическое положение и пейзажи)



Учитель: Ребята, когда вы входили в класс – звучала музыка Мурада Кажлаева «Снова в горы», а прозвучала она не случайно, т.к. тема нашего урока – «Музыкальная культура лакского народа»

А как называется край, в котором мы живем?

Дети: (Республика Дагестан)

Учитель: Дагестан – Жемчужина России – так называют наш Дагестан. Дагестан – страна гор, страна языков. Столица Дагестана – Махачкала. Республика Дагестан - самая южная республика России. Она расположена на стыке Европы и Азии, на берегу Каспийского моря. В средние века через Дагестан проходил торгово-караванный маршрут «великий шелковый путь». Сейчас по территории республики проходят важнейшие маршруты Федерального значения.

В Дагестане более 6 тысяч памятников истории и культуры. Старейший культурный центр Дагестана Дербент сохранил уникальные памятники истории. Здесь находится крепость «Нарын-кала» признанная ЮНЕСКО памятником мирового значения.

Здесь проживают более 30 народностей. Население Дагестана уникальное. Каждый народ сохранил давние традиции, фольклор, народные промыслы. У каждого народа своя национальная одежда

Слайд (показ народных костюмов и гончарных изделий)

Дагестан- многонациональная республика. Здесь в мире и дружбе живут: аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы.

Давайте вспомним, какие лакские села мы с вами знаем? Балхар, Кани, Хосрех, Кули, Вачи, Куркли, Кумух, Цовкра.

Учитель. И каждое село славится своим ремеслом. Какие ремесла Дагестана вы знаете?

Ученик. В Балхаре изготавливают глиняную посуду, кувшины.

Ученик . Еще игрушки из глины.

Учитель. Правильно, балхарцы славятся гончарным ремеслом. Давайте и мы с вами попробуем себя в качестве балхарских мастеров. Посмотрите, какие изделия из глины приехали к нам из Балхара. По дороге они немного пострадали. У кувшина откололся кусочек горлышка. У ослика сломались ножки…. Попробуем их починить….(показ слайдов).

3.Работа со скульптурным пластилином (под звучание лакской народной песни «Родные места» в исполнении Л.Гаджиевой)

Многие дагестанские поэты посвящали стихи умельцам Балхара:

В том ауле, что похож, на селение Балхар,

Жили- были говорят, землепашец и гончар.

На дворе у гончара, не скучал гончарный вал,

И затачивая, плуг, пахарь песню напевал.

А в другом дворе гончар глину красную лепил,

И при этом в песне он солнце красное просил:

Солнце, солнце, помоги, ты кувшин обожги,

Чтобы каждый мой кувшин, полыхал бы как рубин.

Учитель: Молодцы ребята! С этой работой вы справились. А сейчас давайте послушаем лакскую народную песню в исполнении вокального ансамбля. Называется она «Хосрех».

4Слушание лакской народной песни «Хосрех».

Учитель:- Какая эта песня по характеру и темпу звучания?

-Какие инструменты и голоса звучали ? (ответ детей)

Учитель. Со времен наших предков лакцы жили в суровых условиях, но не смотря на это , они не унывали, жили дружно, все праздники отмечали и продолжают отмечать в центре лакского района- в селении Кумух. Среди лакцев много известных людей разных профессий.

- Есть у лакцев поэты, чьи стихи любят взрослые и дети, каких поэтов вы знаете, ребята?

Ученики: Нурутдин Юсупов, Рамазан Рамазанов, Абдул Мирзаев.

Учитель: Мы гордимся нашими земляками, среди них сын лакского народа, который полетел в космос. Ребята, кто это?

Ученики: Муса Манаров!

Учитель: Ребята, каких лакских композиторов вы знаете?

Ученики: Ширвани Чалаев, Рамазан Фаталиев, Касим Касимов, Мурад Кажлаев .Хочу напомнить, что М. Кажлаев сочинил гимн Дагестана , а слова к гимну сочинил известный Дагестанский поэт Р Гамзатов.

Учитель: Ребята, сейчас вашему вниманию я хочу представить маленькое фортепианное произведение, из детского альбома для фортепиано, написанное М. Кажлаевым. А называется оно «Ашугская».

-Кто мне скажет, кто такие Ашуги?

Ученики: народные певцы

5.Слушание: «Ашугская» (исполнение на фортепиано учителем).

-Давайте вы попробуете сыграть со мной на имеющихся у нас инструментах, и посмотрим, получится ли у нас быть музыкантами- исполнителями в оркестре.

6.Игра на музыкальных инструментах: барабан, бубен, маракас, ложки фортепиано.

Молодцы ребята. Вам понравилось музицировать?

-Какие инструменты мы использовали ?

-А какие динамические оттенки вы использовали? (mf, p, mf,крещендо )

-А какие дагестанские инструменты вы знаете? (ответ детей)

-Скажите пожалуйста , а на каких инструментах играют лакцы? (ответ детей)

Слайд ( показ с изображением дагестанских инструментов), одновременно с ответом детей.

( Звучит фоном лакская народная музыка, исполненная на зурне и барабане)

Учитель: Пусть в горах тропинки наши след героев сохранят.

Села наши станут краше, красотой своей пленят.

Пусть народы наши вместе знамя высоко несут.

И поют о мире песни, честь и славу берегут!

Ребята, а в селении Цовкра с давних времен жизненно необходимым было умение хождения по канату, так как часто приходилось проходить по натянутому канату через пропасть, горную речку, даже от дома к дому. Умение воспитывалось с детства, ходить по канату умели и мальчики, и девочки. Давайте попробуем ходить по канату.

Учитель: Затаили люди дух, смотрит весь аул кумух, ловко девочка одна, танцует на канате. При этом в бубен бьет она, с луною схожей кстати. Вот такие смелые и ловкие канатоходцы прославили село Цовкра на весь мир!

7.Музыкально- ритмическая минутка: (Под лакскую народную музыку исполняет М. Дандамаева, дети попытаются научиться ходить по канату, расположенному на полу).

Учитель: -В каком темпе исполнялась мелодия?

-Какие музыкальные инструменты прозвучали? (ответ детей).

-Песня называется «Ах, земля моих предков»,а исполнила для нас ее известная лакская народная певица М. Дандамаева.

-Какие еще Дагестанские народные инструменты вы знаете? ( ответ детей)

Учитель: Молодцы ребята. Лакцы, как и все народы Дагестана, очень гостеприимны. Давайте разучим и исполним с вами песню лакского композитора Касима Касимова «Приезжайте в Дагестан».

7.Вокальная работа и исполнение произведения К. Касимова «Приезжайте в Дагестан». (Разучивание и исполнение песни )

Учитель: -В каком темпе исполняется песня? – Какие динамические оттенки мы использовали в пении?- О чем пелось в этой песне? (ответ детей)

Итог урока:

Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего урока.

-О чем мы с вами говорили на уроке? (о музыкальной культуре лакского народа, традициях, музыкальных инструментах, композиторах)

-С традициями каких сел вы познакомились, ребята? (Цовкра-канатоходцы, Балхар- ремесленники- гончары ).

-Назовите пожалуйста лакских композиторов ? ( М. Кажлаев , К.Касимов Ш. Чалаев, Р.Фаталиев

-Какие чувства пробудили в вас прослушанные произведения? (чувства гордости за отчизну, любви к родному краю, его обычаям и традициям)

Заключительное слово учителя:

Дорогие ребята, тема нашего урока была «Музыкальная культура лакского народа». А целью являлось знакомство не только с традициями , музыкой лакского народа , но и с его лучшими представителями: поэтами, композиторами, известными деятелями, а также с работами гончаров – умельцев. Думаю, сегодня вы в очередной раз приоткрыли завесу таинств, хранящихся в мировой сокровищнице культуры народов мира.

Еще немного и вы сами станете активными творцами истории и культуры Дагестана.

Наступит время, и будут оценивать ваши дела, какой будет оценка нашей Родине, зависит во многом от нас ныне живущих.

У нас с вами есть чем и кем гордиться. Своими промыслами деяниями, трудом мы должны стараться прославить свой край, гордиться им, помнить тех, кто отдали свою жизнь за сегодняшний день.

Ребята, вам понравился урок?


Выставление оценок

11.Д/З------- Нарисовать родной край. Выход из класса под лакскую народную музыку.



Мурад Кажлаев (лакец) - автор первого дагестанского балета «Горянка







Ширвани Чалаев - автор гимна Республики Дагестан 2015г, родился в селе Хосрех Кулинского района.







Рамазан Фаталиев лакский композитор.

Приезжайте в Дагестан


Муз.и сл. К Касимова;

обр. и запись Р.Фаталиева


1куплет

Приезжайте в Дагестан летом и зимою,

Приезжайте в Дагестан дружною гурьбою,

1 куплет

Мы под солнцем и луной жить желаем дружно,

И отлично послужить Родине нам нужно.

3 куплет

Дагестан одна семья братьев и сестер.

Всю огромную страну видно с наших гор.

Припев

Приезжайте в Дагестан

В гости к нам из разных стран

Встретим вас мы всей душой

Всем салам , большой.