Разработка бинарного урока
Тема: Музыкальная живопись.
Цель: Повышение интереса к выбранной специальности «Преподавание в начальных классах», дальнейшее формирование профессиональных компетенций студентов, расширение их кругозора и эстетических ценностей в процессе анализа русских музыкальных и художественных произведений.
Задачи урока: 1.Эстетическое и патриотическое воспитание студентов,
умение видеть и понимать прекрасное, гордиться
традициями нашей Родины, бережно относиться к
культурному наследию оставленному нам предшествующими поколениями.
2. Познакомить обучающихся с музыкальными
произведениями, творчеством русского художника И.И.
Левитана.
3. Развивать мыслительные способности, умение
анализировать произведения музыкального и
изобразительного искусства
Время: 45 минут.
Оборудование для преподавателя: мультимедиа-проектор, компьютер, презентация по творчеству И.И. Левитана, репродукции картин И.К. Айвазовского «Чёрное море», И.И. Шишкина «Сосны, освещённые солнцем», А.Г. Саврасова «Грачи прилетели», музыкальные произведения композитора Струве, русская народная песня «Вечерний звон», ростовские звоны.
Оборудование для обучающихся: тетради, ручки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели.
Слайд 1 Сегодня мы поговорим о прекрасном чувстве любви к Родине, к родной земле и как это чувство воплощается в творчестве русских композиторов и художников.
III. Новый материал.
Искусство рождается не на пустом месте, источник его – жизнь, всё, что нас окружает, все, чем мы живём, всё, что нам дорого – наша душа.
А что нам русским людям дороже всего на свете? (Родина)
Давайте вместе попробуем выразить это прекрасное чувство любви к родине, к родной земле, к русской природе послушав песню.
Слайд 2. Струве « Моя Россия» - слушание
- Какие чувства выражает эта песня?
- Какую картину изобразила вам эта песня?
- Кто исполнители этой музыки?
Красота русской природы привлекала внимание не только русских композиторов, поэтов и писателей, но и художников-пейзажистов.
- Как вы думаете, а что такое пейзаж?
Слайд 3 Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, связанный с изображением природы в многообразии её форм и состояний. Многие русские художники работали в данном жанре. Вот только небольшой пример художественных произведений русских мастеров, которые продемонстрировали красоту различных уголков русской природы:
Слайд 4. 1. И.К. Айвазовский «Чёрное море».
Слайд 5 2. А.Г. Саврасов «Грачи прилетели».
3. И.И. Шишкин «Сосны, освещённые солнцем».
Сегодня более подробно мы поговорим о творчестве И.И. Левитана, самого «музыкально» художника, потому что все его полотна «поют». Вот как он сам говорил:
Слайд 6 Протокольная правда никому не нужна, важна песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку»
Давайте, посмотрим и сами убедимся в том, что пейзажи Исаака Левитана действительно поют и звучат.
Немного фактов биографии, которые самым прямым образом отразились на творчестве художника. И.И. Левитан родился в бедной еврейской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителем был А.Г. Саврасов. Не обустроенность быта, трудное материальное положение начинающего художника отразились в его творчестве. Во многих картинах звучат нотки тоски, одиночества, печали. Но все они музыкальны.
Слайд 7 Обзор и анализ картины «Берёзовая роща» - просмотр
Что видите в картине?
Какие краски использовал художник?
Какой характер, настроение картины?
Какую музыку вы слышите в ней?
Художник замечательно смог передать игру солнечных лучей на белых стволах, ярко-зелёных кудрях берёзок и сочной траве, среди которой виднеются синие искорки цветов.
Слайд 8 – Подходит ли для данного художественного произведения эта музыка? Студентам предлагается музыкальное произведение с его последующим разбором («Наш край» Кабалевского).
Переходим к анализу художественного произведения И.И. Левитана Слайд 9 «Вечерний звон» – просмотр
- Что изображено на картине?
- Какое время дня?
- Какое настроение передаёт картина?
- Какие звуки вы слышите в картине?
- Какое настроение передала вам музыка?
- Что общего между картиной и стихотворением, которое вы сейчас услышите
Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили прозрачные воды
Всю прелесть доверчивой русской природы.
Н.И.Рыленков
- Как вы думаете, о чём думает человек, сидящий на берегу
- Подходит ли эта музыка
Слайд 10 «Вечерний звон» русская народная песня - слушание
- О чём эта песня?
- Какие чувства передаёт песня?
- Композиторская она или народная?
- Есть ли что-нибудь общее между песней и картиной?
- Какую картину мы видим в песне?
- А слышим ли мы колокольный звон в картине?
- Как вы думаете, каким он должен быть быстрым или медленным?
- Давайте послушаем несколько звонов и выберем, какой больше - подходит к этой картине.
Слайд 11 «Ростовские звоны» - слушание
Такое чувство, что мы с вами тоже очутились в этой картине на берегу реки, разожгли костёр, и душа наша наполнилась тишиной, покоем, песней.
В дополнение к разбору данной картины хочется рассмотреть ещё одно произведение «Тихая обитель».
- Чем данная работа по сюжету отличается от картины «Вечерний звон?
Слайд 12 Обзор и анализ картины «Золотая осень» – просмотр
Студентам снова для анализа картины предлагается ряд вопросов.
- Что изображено на картине?
- Какое время дня?
- Какое настроение передаёт картина?
Мы с вами разучили два произведения про осень. Это песни «Осень золотая в гости к нам пришла» и «Осень в лесу». Как вы думаете, какая песня ближе, роднее репродукции «Золотая осень»? Предлагаю вам исполнить эту песню
Исполнение «Осень золотая в гости к нам пришла»
IV. Закрепление учебного материала.
- С какими музыкальными произведениями вы познакомились сегодня на уроке?
- Творчество какого русского художника-пейзажиста было рассмотрено на уроке более подробно?
- Какие картины И.И. Левитана вам наиболее понравились и почему?
V. Итог урока.
Слайд 13 Рефлексия «Дерево»
Поставить отметки тем студентам, кто наиболее активно работал на уроке.
5