МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
г.Лесосибирск
Литературно-музыкальная композиция
«Письма памяти»
Составители:
Ефимова М.В., учитель музыки, педагог – организатор
Деревяных Т.Г., учитель ИЗО,
педагог – организатор,
Лесосибирск, 2015 год
Содержание
Пояснительная записка.
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Письма памяти».
Приложение.
Пояснительная записка.
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Письма памяти» разработан в соответствии с Положением о конкурсе литературно-музыкальных композиций «Память во имя мира», посвящённом 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне и 40 - летию города Лесосибирска, проводимого в рамках городского Фестиваля «Россия – великая наша держава».
Актуальной задачей гражданского образования и патриотического воспитания является становление у детей нравственных идеалов, чувства любви к Родине, стремление к миру, взаимопониманию. Как известно, это непрерывный процесс воздействия на сознание, чувства ребенка. В связи с этим приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса в нашем образовательном учреждении является патриотическое и гражданско-правовое воспитание подрастающего поколения, которое носит системный характер. Традиционными мероприятиями стали в нашей школе Фестивали военной песни, «Смотры строя и песни», военизированные эстафеты, Уроки Мужества, спортивные соревнования, посвящённые Дню Победы.
Хотим предложить сценарий, посвященный событиям Великой Отечественной войны, литературно-музыкальной композиции «Письма памяти», который разработан на местном краеведческом материале Красноярского края и города Лесосибирска. В содержание композиции включены стихи сибирского поэта Ивана Краснова, отрывки из писем Лесосибирских ветеранов………..
Данная разработка может быть использована на уроках истории, литературы, на уроках Мужества, во внеклассной работе.
Цель мероприятия:
- развитие у школьников гражданственности и патриотизма;
- воспитание у подрастающего поколения бережного и уважительного отношения к героическому историческому прошлому;
- формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, к почетным людям города и родного края.
Задачи:
Образовательные:
- раскрыть общенародный характер войны 1941-1945 г.г.;
- формировать умение оценивать исторические события.
Развивающие:
- развивать навыки выразительного чтения и культуры речи;
- способствовать развитию умения оперировать историческими знаниями, применять их в нестандартной ситуации.
Воспитательные:
- способствовать формированию чувства гордости и уважения к историческому прошлому России;
- развивать чувство патриотизма и любви к Родине, чувства долга и ответственности;
- формировать способности к самовыражению.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиозаписи песен о войне, военные костюмы (пилотки, гимнастёрки), декорации.
Внеклассное мероприятие по теме «Письма памяти» представлено по гуманитарному направлению. Предназначено для учащихся 9-11 классов.
Количественный состав группы – от 20 учащихся.
Сценарий литературно-музыкальной композиции
«Письма памяти»
Звучит песня «Журавли» Я.Френкеля (минус).
На фоне мелодии и приглушённого света выходят чтецы.
1 чтец:
Не танцуйте сегодня, не пойте.
В предвечерний задумчивый час
Молчаливо у окон постойте,
Вспоминайте погибших за нас.
2 чтец:
Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,
Средь весёлых и крепких ребят,
Чьи-то тени в пилотках зелёных
На окраины молча спешат.
3 чтец:
Им нельзя задержаться, остаться –
Их берёт этот день навсегда,
На путях сортировочных станций
Им разлуку трубят поезда.
4 чтец:
Окликать их и звать их – напрасно,
Не промолвят ни слова в ответ,
Но с улыбкою грустной и ясной
Поглядите им пристально вслед.
Чтецы уходят. Музыка стихает.
Загорается яркий свет. Звучит танго 40-х годов «Брызги шампанского».
Разыгрывается мизансцена «Довоенная жизнь».
Июнь 1941года. Один из русских городов. Дворник убирает двор. Ребята играют в футбол. Один из мальчишек мячом в дворника, последний ругается. Выходят родители сорванца, ругают его и уводят домой.
Влюблённые парочки. Молодые парни и девушки о чём-то спорят, смеются, читают книги, готовятся к экзаменам. Постепенно во дворе собираются все его жители, здороваются, веселятся. Все размещаются на лавочке и вокруг неё для совместной фотографии.
Звучит мелодия песни «Рио-рита». Жители двора делятся на пары и танцуют. Девочки в цветных платьях, мальчики в белых рубашках. Шутки. Смех. Резко обрывается музыка и звучит голос Левитана. Он оповещает жителей о начале войны (звучит запись 1941 года). Все пары застывают. Звучит песня «Священная война». Пары распадаются. Юноши прощаются и уходят. Девушки с грустью и тревогой смотрят вслед уходящим солдатам.
Звучит песня «Фронтовые письма» (из репертуара группы «Непоседы», минус). На фоне музыки девушки выстраиваются на сцене (в шахматном порядке, головы опущены).
Мизансцена «Письма».
1 чтец:
Сколько писем солдатских
С той последней войны
До сих пор адресатам
Так и не вручены .
2 чтец:
Может, нет адресата
И писавшего нет..
Так кого же он ищет
Треугольный конверт.
3 чтец:
Фронтовое письмо, не молчи, расскажи
О жестокой войне и о времени том,
Как сражался солдат, как в окопах он жил,
Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.
Приглушается свет. Звучит мелодия «A Comma Amour» в исполнении Ричарда Клайдермана. На фоне музыки девушки перестраиваются в группы, берут письма (письма-треугольники заранее навешиваются на нить, которую протягивают на полу сцены перед выступлением, а потом стоящие за кулисами поднимают её), читают отрывки из них (луч света направляется на тех, кто читает).
Девушки уходят.
Звучит песня «Чёрный ворон». На фоне песни разыгрывается сцена и исполняется танец.
Выходит девушка в шинели, она собралась на фронт. Мать, узнав об этом, пытается её отговорить, но она стоит на своём. Они прощаются и девушка уходит. Мать в отчаянии. Из-за кулис звучит мужской голос. Он читает письмо матери о гибели её дочери.
«Уважаемая…, нет, дорогая Татьяна Павловна! Пишет Вам капитан Иванков, командир разведроты, где служила Ваша дочь. Спасибо, Вам, Татьяна Павловна, за Джульетту – это мы её так прозвали. Если бы не она…она меня из пепла вытащила, прикрыла, спасла, и не одного меня.
Вот мы собрались сейчас, все, кто ей жизнью обязан, выпили спирту, чтобы… чтобы духу хватило это письмо написать, чтобы понять, как получилось, что она нас здоровых мужиков спасла, а мы её, девочку, не смогли… Она так спешила письмо своему Ромео передать, а поле только начали разминировать… Мы все ей кричали, но она…, она очень спешила…
Письмо это мы Вам пересылаем. Если он любил её, этот Ромео, то отдайте ему это письмо, оно дорогого стоит. И простите нас, Татьяна Павловна, простите…
Капитан Иванков и все те, кто благодаря Вашей дочери остались живы. Простите нас, если сможете…»
Выходят остальные девушки с чёрными платками. Один платок накидывают на плечи матери. Исполняется танец с платками.
Гаснет свет. Девушки уходят. На сцену выходят юноши в гимнастёрках и располагаются на привале. Загорается свет.
Юноша с гитарой:
«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне!»
Ребята встают, исполняют военные частушки под гитару, веселятся, танцуют.
Москву-город взять пытались
Немцы-неприятели —
Рокоссовского герои
Их назад попятили!
У московских у ворот
Удивляется народ:
Немцы ходят в наступленье
Только задом наперед.
От Москвы и до Берлина
Дороженька узкая.
Сколько Гитлер ни воюй,
А победа — русская.
Веселье прерывает песня «Десятый наш десантный батальон».
Ребята выстраиваются, изображают сцену битвы, атаки и гибели солдат.
Гаснет свет. Ребята уходят со сцены. Звучит метроном. Выходит девушка-чтец (освещается лучом света). На фоне песни «Фронтовые письма»:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
А к мертвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких,
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого нет…
Девушка уходит.
Звучит мелодия песни «Журавли». Выходят все участники: девушки со свечами, юноши с портретами ветеранов, погибших во времена Великой Отечественной войны, родственниками учащихся и педагогов МБОУ «СОШ№2» города Лесосибирска.
Выстраиваются клином. Читают стихотворение сибирского поэта Ивана Краснова.
1чтец: В Сибири не было войны, но бесконечны павших списки.
2 чтец: В Сибири не было войны, но густо рдеют обелиски.
3 чтец: В Сибири не было войны, но раны набухали кровью,
И средь таежной тишины, не высыхали слезы вдовьи.
4 чтец: В Сибири не было войны, но мы спокойных дней не знали
И, русским мужеством полны, в снегах заводы поднимали.
5 чтец: Мы счет бомбежкам не вели, но помним время грозовое,
В мое село с войны пришло, из ста парней всего лишь трое.
6 чтец: В Сибири не было войны, но мы огнем ее задеты.
И наши подвиги видны, на светлом знамени Победы.
7 чтец: В Сибири не было войны, но славилась Сибирь полками,
И лучших воинов страны, с тех пор зовут сибиряками.
Исполняется песня «Птицы белые» (из репертуара группы «Непоседы»), 1куплет и припев.
Сколько лет прошло после той войны.
Раны глубоки, боль так велика.
На полях войны где-то в тишине
Вдруг поднимут крик птицы белые.
И забыть бы все, да никак нельзя.
От глубоких ран плачет мать земля.
Над землей летят тучи серые,
И кричат им вслед птицы белые.
Припев:
Птицы белые летели и кричали в высоте
Над полями, городами: «Люди, скажем, нет войне!»
Вечно в памяти живущих это горе и беда.
Никогда не повторится, НИКОГДА!
На фоне песни «Птицы белые»
1чтец: Будем же помнить каждого и поимённо!
2чтец: Воинов славных, в нашей земле погребённых!
3чтец: Тех, кто победу нам добывал в сорок пятом!
4чтец: И оставался до смертного часа солдатом!
5чтец: Помнить пожизненно всех награждённых посмертно!
Вместе: Имя пусть будет Ваше бессмертно!
Музыка становится громче, опускается занавес.