СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкально-патриотический проект «Клуб гитарной песни «Голоса Отечества»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека-гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается всё зарубежное при забвении о национальном достоинстве. Все дальше уходят в глубь истории грозные годы Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской войн - страницы грозных лет, хранящие в сердцах россиян память о подвиге наших дедов и отцов, которые ценою своих жизней отстояли для будущих потомков мирное небо над головой.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени и вместе с тем она сопряжена с некоторыми сложностями. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком базисе воспитывать это чувство.

Особенность данного проекта заключается в творческом подходе к решению проблемы воспитания патриотических чувств студентов средствами патриотической песни и музыкально-литературного творчества.

Просмотр содержимого документа
«Музыкально-патриотический проект «Клуб гитарной песни «Голоса Отечества»»

Музыкально-патриотический проект

«Клуб гитарной песни «ГОЛОСА ОТЕЧЕСТВА»


В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась иностранная культура - музыка, литература, кинематограф, мультипликация, - всё это оказывает большое влияние на наше гражданско-патриотическое сознание. Настораживает то, что под массивным воздействием иностранной культуры, юное поколение россиян растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях.

В связи с этим возникает острая необходимость совершенствования патриотического воспитания студентов посредством использования возможностей, заложенных в отечественной музыке.

Музыкальное патриотическое воспитание студентов должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле - через активное творчество.


Проект «Голоса Отечества» существует как зародившееся недавно творческое объединение студентов-активистов нашего техникума в форме клуба любителей патриотической песни. Проект активно растет и развивается, участвует в районных и городских конкурсах патриотической песни, а также сотрудничает с преподавателями гуманитарного цикла техникума - проводятся совместные музыкально-литературные гостиные по патриотическому воспитанию.


Цель и задачи проекта


Цель: воспитание у обучающихся патриотизма и гражданской активности средствами вокального искусства, поэтического слова и музыки, а также участия в концертных программах, акциях и других мероприятиях гражданско-патриотического направления.


Главные задачи:

  • Укрепление традиций Нижнетагильского железнодорожного техникума для сохранения непрерывной системы работы по патриотическому воспитанию студентов;

  • Популяризация отечественных песен и музыки;

  • Развитие навыков анализа отечественных музыкальных произведений;

  • Выявление и поддержка творческих дарований в жанре «Патриотическая песня»;

  • Создание условий для развития художественно-творческого взаимодействия педагогов, студентов и их родителей через музыкальную деятельность.

  • Создание среды творческого общения среди студентов и населения;

  • Содействие повышению интереса общественности к отечественной культуре;

  • Пропаганда средствами музыкально-художественной выразительности героической и трудовой славы Родины, ее истории и достижений современности;

  • Воспитание у студентов интереса к песням о Великой Отечественной войне, Афганской и Чеченской войнах. Воспитание через песню патриотических чувств к своей Родине.


Объекты проектирования обучающиеся техникума, его воспитательный процесс и культурно-образовательная среда.


Предмет проектирования динамика ценностных установок студентов техникума, формирование у них личностной гражданско-патриотической позиции, основанной на интересе к отечественным песням, знании исторических событий и уважении героического прошлого своей страны.


Тип проекта – образовательный, творческий.


По содержанию – юношеское музыкально-литературное творчество.


По составу участников – детско-взрослый (подростки 15-17 лет, взрослые студенты от 18 лет и старше).


Описание проекта


Патриотическому воспитанию в нашем техникуме в настоящее время уделяется большое внимание:


- Действует военно-патриотический клуб «Мы - патриоты России»;

- Студенты оказывают адресную помощь ветеранам (бывшим работникам нашего техникума);

- Наш техникум принимает активное участие в районных и городских митингах;

- Ежегодно проводятся: литературные гостиные, «Уроки мужества», спортивные и военизированные эстафеты и другие мероприятия.


Музыкальное патриотическое воспитание - как основа проекта «Голоса Отечества»


Особое внимание в нашем железнодорожном техникуме уделяется гражданско-патриотическому воспитанию студентов посредством отечественной песни, так как музыка - это искусство, которое является одним из важнейших компонентов нравственного становления личности, обладает великой силой эмоционального воздействия на духовный мир человека, формирует у него гражданско-патриотические качества.


Педагогом дополнительного образования Мавлиевым П.Р. разработана программа дополнительного образования «Голоса Отечества», включающая в свой репертуар, в основном, популярные отечественные, народные и патриотические песни - военных лет, из кинофильмов о войне, армейские, солдатские, пейзажная и городская лирика, о родных и близких, о дружбе и любви.


Содержание, заключенное в патриотических песнях, разучиваемых на занятиях по программе «Голоса Отечества», порой убеждает сильнее, чем полученная другим путем информация, так как в его основе лежат эмоции и чувства, внутренние переживания их создателя, отражающие его отношение к окружающей действительности. Песня в состоянии глубоко затронуть душевный внутренний мир человека, вызвать сильный эмоциональный отклик, переживания, сочувствие, понимание, может стать действенным средством в формировании гражданственности и патриотизма у наших подростков 15-17 лет.


На занятиях идёт обучение игре на гитаре. Гитара всегда пользовалась огромной популярностью в молодежной среде. Умеющие играть на этом великолепном музыкальном инструменте приобретают дополнительную возможность раскрывать, объяснять многие жизненные ситуации, которые имеют для молодежи личностный смысл.


Список патриотических песен, изучаемых участниками клуба гитарной песни «Голоса Отечества» достаточно большой. Вот некоторые из песен:


«Гимн России»,

«В землянке»,

«От героев былых времен…»,

«Журавли»,

«Катюша»,

«Там вдали, за рекой…»,

«Эх, дороги»,

«Тёмная ночь»,

«День Победы»,

«Последний бой»,

«Служить России»,

«Моя Россия»,

«Комбат», «Давай за...» группы «Любэ»,

«Братские могилы», «Он вчера не вернулся из боя» Владимира Высоцкого,

«Офицеры», «Солдаты», «Мама» Олега Газманова,

другие отечественные песни.



Количество участников, реализующих проект: 20 человек.

В это количество входят:

  • активные участники клуба гитарной песни «Голоса Отечества» в количестве 10 человек,

  • участники военно-патриотического клуба, обладающие музыкально-творческими способностями - 6 человек,

  • студенты-активисты техникума - 4 человека.


Руководитель проекта - 1 человек.

Педагогические и культурные работники учреждения, сотрудничающие с проектом - более 5 человек.


Сроки реализации проекта: долгосрочный.


  1. Первый этап (начальный) - обучение игре на гитаре и участие в мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию.

  2. Второй этап (долговременный) - этап широкого многолетнего развертывания проектной программы.


Место реализации проекта и география проекта


География «Голоса Отечества» достаточно широка, учитывая его народно-песенный характер. В случае очного и заочного (дистанционного) участия проекта в областных, всероссийских и международных патриотических мероприятиях: это жители Свердловской области и России, а также других, интересующихся российской культурой, дружественных иностранных государств.


План-график реализации проекта


Подготовительный этап - знакомство студентов с музыкальным патриотическим проектом - клубом гитарной песни «Голоса Отечества».

Подбор репертуара - патриотических песен.

Составление графика встреч и репетиций.


Практический этап - подготовка и участие с патриотической песней в ежегодных мероприятиях патриотической направленности.


  1. Разработка сценариев и проведение музыкально-литературных мероприятий по патриотическому воспитанию на территории техникума:

  • концертов патриотической тематики,

  • музыкально-литературных гостиных,

  • вечеров авторской песни.

  1. Создание своего авторского патриотического песенного репертуара (концертной программы и сборника песен), посвященного РЖД, России, Уралу и Свердловской области, родному городу - Нижнему Тагилу. Публикация сборника под свободной некоммерческой лицензией «Креатив Коммонс» на всероссийских и международных онлайн-платформах, таких как бардовские сайты и т.д. Активное участие с репертуаром в районных, городских и областных конкурсах и фестивалях патриотической и авторской песни.



Информационно-просветительский этап - информирование потенциальной аудитории зрителей/слушателей: студентов и работников техникума, общественности района и города, приглашение родителей и ветеранов посредством персонального приглашения, оповещения через преподавателей и мастеров производственного обучения по студенческим группам, размещения информации на стенде и на официальном сайте техникума, а также на страницах техникума в социальных сетях.


Заключительный этап - сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития.


Механизм оценки результатов

Эффективность проекта будет заключаться, не только в художественно-эстетическом восприятии, но и эффективности пропаганды патриотического воспитания, а также в увеличении количества детей 15-17 лет, занятых в этом проекте, результативности выступлений учащихся на районном, городском, областном и всероссийском уровнях.


Предполагаемые конечные результаты:

Для студентов:

- Повышение уровня патриотического воспитания студентов.

- Реализация плана музыкальных мероприятий патриотического направления.


Для родителей студентов-участников:

  • поддержка патриотического духа своих детей, осознанное отношение к проблеме патриотического воспитания детей;

  • понимание и бережное отношение к продуктам творчества своих детей;

  • участие в совместных мероприятиях - концертах, вечерах.


Для организаций-партнеров:

- Усиление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей, образовательными организациями и учреждениями культуры по вопросам патриотического воспитания. Выявление и поддержка творческих дарований в жанре патриотической песни.


Для общественности:

  • Создание среды творческого общения среди студентов и населения;

  • Содействие повышению интереса общественности к отечественной культуре;

  • Пропаганда средствами музыкально-художественной выразительности героической и трудовой славы Родины, ее истории и достижений современности.

  • Приглашение к взаимодействию родственников воинов, погибших в локальных конфликтах.


В ПРИЛОЖЕНИИ к проекту разработан сценарий концерта военно-патриотической песни «Великие песни Великой войны», проведение которого запланировано на следующий учебный год. Данный сценарий составлен на основе лучших сценариев по гражданско-патриотическому воспитанию, отобранных в сети Интернет, и адаптирован под студенческий контингент нашего техникума.



ИТОГИ:


Благодаря музыкальному патриотическому проекту «Голоса Отечества» участники проекта (студенты Нижнетагильского железнодорожного техникума), посредством участия в праздниках героико-патриотической тематики, концертных программах, акциях и других мероприятиях гражданско-патриотического направления, через вокальное искусство, поэтическое слово и отечественную музыку, приобретут правильную гражданскую позицию и патриотический дух. У них пробудится гордость за малую Родину, за защитников Отечества, любовь к родному краю. В их сознании закрепится уважение русского и других народов нашей многонациональной страны, а также к ветеранам войны. Повысится интерес к истории своей Родины и ее культуре.


Безусловно, работа над этим проектом интересна, многогранна и очень важна. Поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку встреча с музыкой пробуждает чувство любви к Родному краю и окружающему его миру. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!


Сценарий

концерта военно-патриотической песни

«Великие песни Великой войны»


Звучит колокольный перезвон


Ведущий 1. Ах, Россия моя, где слова отыскать,

Чтобы в песне моей о тебе рассказать:

О ромашках, озерах, бескрайних лесах,

О полях, о просторах, о светлых мечтах!

И о том, как крепилась, покуда беда,

И о том, как гордилась сынами всегда.

Так звучи, моя песня, звучи же сильней

О России, о Родине милой моей.


Здравствуйте. Мы рады приветствовать вас в стенах нашего техникума на концерте военно-патриотической песни.


Ведущий 2. На концерте «Великие песни Великой войны».


Я бы с песни начал рассказ,

С той, которая на всех фронтах звучала…

В холод, в стужу сколько раз

Эта песня всех в землянках согревала.

Если песня, значит, рядом друг,

Значит, смерть отступит, забоится…


Ведущий 1. Сегодня нашу музыкальную программу мы посвящаем песням, которые помогали нашим бойцам в трудную минуту, помогали выстоять, выдержать, встать и снова идти в бой.


От песен сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой.
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.


Звучит (исполняется) песня «Священная война»,

музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.


Ведущий 2. Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была песня «Священная война». 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В.И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...».

Ведущий 1. Стихи потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в предвоенную пору.

Ведущий 2. Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А.В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: – Будем разучивать новую песню – «Священная война». Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки.


Ведущий 1. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть.  В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления.


Ведущий 2. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Ведущий 1. Так начался путь песни, славный и долгий путь. Она стала настоящим гимном советского народа. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.


Ведущий 2. Военные песни не награждались орденами, но, сколько они делали для победы нашего народа - ваших прадедушек и прабабушек... В военные годы миллионы солдат оказывались оторванными от родного дома, от семьи. В разлуке обострялось чувство любви к своим родным и близким. Родной дом, мать, любимая девушка, жена - все это свято для солдата. Это стало частицей родины, которую он защищал. Об этой Родине шептали ему слова военных песен…

Звучит (исполняется) песня «Туман, туман…» (из к/ф «Хроники пикирующего бомбардировщика»).


Ведущий 1. Песни военных лет... по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле.


Ведущий 2. Они нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах.


Ведущий 1. Сколько их, прекрасных и незабываемых: походные, строевые, лирические. Они сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана фильмов.


Ведущий 2. Вложенные в письма - солдатские треугольники и другие самодельные конверты они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.


Ведущий 1. Пережить боль разлуки солдатам помогали именно письма, которые они писали в недолгие минуты отдыха своим родным и близким. С каким нетерпением и надеждой ждали маленькие треугольники из бумаги в родном доме, и еще с большим трепетом встречали почтальона сами бойцы.


Ведущий 2. Одно из фронтовых писем было написано Алексеем Сурковым в конце ноября 1941 года после тяжелого боя на подступах к Москве. После всех передряг, промерзший, усталый в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Может быть, тогда и родилась знаменитая его «Землянка» - песня, которая вошла в народную память, как неотъемлемый спутник Великой Отечественной войны. Это были 16 «домашних» строк из письма жене Софье Антоновне. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворение.


Звучит (исполняется) песня «В землянке». Слова - Алексея Суркова, музыка - Константина Листова.

Ведущий 1. Следующая песня, о которой пойдет речь, также была написана до войны. Несколько строк о простой русской девушке Катюше написал в 1938 году прославленный поэт-песенник Михаил Исаковский. Композитор Матвей Блантер случайно услышал их и решил положить на музыку.


Студенты-участники. Во время войны появилось множество вариантов этой песни: Катюша была и бойцом, и партизанкой, и медсестрой, и верной женой, трудящейся в тылу. Не случайно название "Катюша" было дано и ракетным установкам – самому мощному оружию Великой Отечественной войны. Своим массированным огнём «Катюши» громили врага на всех участках фронта. Немцы страшно их боялись, и даже пытались построить у себя нечто подобное. Но их шестиствольный реактивный миномёт, в шутку прозванный нашими солдатами «Ванюшей», не шёл ни в какое сравнение с советской реактивной установкой БМ-13.

Первые «Катюши» устанавливались прямо на земле, затем их поместили на 3-х тонные автомашины «ЗИС-5», а потом на американские грузовики-вездеходы «Студебеккер».
В селе Всходы, Угранского района (недалеко от деревни Глотовка — родины М. Исаковского) в Доме культуры, расположен музей песни «Катюша».
На премьере песня была спета «на бис» три раза подряд.
Эту песню пели бойцы зарубежного сопротивления. Существовал французский вариант песни "Катюша", а итальянский вариант "Дует ветер" на мелодию этой песни стал гимном итальянских партизан.В Италии эта песня называется «Катарина», в Израиле — «Катюшка». В 1943—1945 наиболее популярен был такой куплет:


Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придает!

Звучит (исполняется) песня «Катюша», музыка М. Блантера, слова М. Исаковского.


Ведущий 2. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. — Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же автор героических песен, — говорили Новикову.


Ведущий 1.  Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай.

— Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, — вспоминал Новиков, — и спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». К великому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту.

Ведущий 2. «Смуглянка» полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня современная.


Звучит (исполняется) песня «Смуглянка» музыка А. Новикова, слова Я. Шведова.


Ведущий 1. Шли годы. Война приближалась к концу. Появились песни о предчувствии победы, о солдатах, сражающихся за рубежами Родины, о возвращении домой. «Наши воины сражались уже на чужой земле, - рассказывает о своих воспоминаниях маршал Советского Союза В. Чуйков. - Они многое повидали, пережили радость победных боев, но и много, к сожалению, легло наших парней на той далекой земле».


Ведущий 2. Песня «Нам нужна одна победа» написана Михаилом Ножкиным во время съемок фильма «Освобождение», где он исполнил роль командира штурмовой роты.

Первый фильм киноэпопеи вышел на экраны в 1969 году. Когда снимали фильм «Освобождение», Михаил Иванович вспомнил, как во время войны жил во дворе Яузской больницы, одной из старейших в Москве. Всю войну там располагался госпиталь, а он выступал перед ранеными.

«Меня ставили на табуретку, - рассказывал Михаил Иванович, - я читал стихи, пел народные песни, частушки, плясал. Помню, как чья-то рука вдруг протягивала мне кусочек сахара или хлеба. И помню прекрасно эту востребованность песни. И двор наш пел, и семья пела, и страна пела. И люди говорили о чем угодно, только не о войне».

Песня «Последний бой» сразу получила необыкновенное признание, популярность в народе.


Звучит (исполняется) песня из кинофильма «Освобождение» - «Последний бой», слова и музыка М. Ножкина.


Ведущий 1. Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.


Ведущий 2. Песни военных лет!.. от самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры. Стоит раздаться звукам одной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.


Ведущий 1. Стираются лица, стираются даты,
Порой ваша память не все сохранит,
Но видят и нынче седые солдаты
Приволжскую степь, черноморский гранит.
Пути фронтовые припомнятся снова,
Лишь карт пожелтевших коснетесь рукой:
Снега под Москвой, дожди под Ростовом,
Апрельский туман за чужою рекой.

Ведущий 2. Какими путями прошли вы, солдаты,
Какие преграды сумели сломить!
Стираются лица, стираются даты —
Военных дорог никогда не забыть!
Далекое время вам кажется близким,
Да нет очень многих друзей среди вас —
Пути отмечая, стоят обелиски,
Ведут о боях молчаливый рассказ…
Стираются даты, стираются лица,
Но будет победно и вечно цвести
Девятого мая салют над столицей,
Связавший узлом фронтовые пути.


Ведущий 1. Мир и война – несовместимые понятия..

Мир – короткое, лучезарное, искрящееся счастьем слово.

Война – это резкий толчок истории, рождающий смертельный ураган, это нескончаемые бомбежки, минные поля, это ужасы концлагерей и похоронки.


Ведущий 2. Мы должны проявлять бережное отношение к прошлому, без которого невозможно построить достойное будущее. Когда-то много лет тому назад наши деды и прадеды, которые спасали мир от фашизма, были такими же молодыми, как и мы с вами. Они отдали свою жизнь для того, чтобы мы могли жить в мирной России, чтобы наши дети могли жить в мире и чтобы весь мир жил в мире. И сегодня кажется удивительным, что многие пытаются пересмотреть историю. Но историю пересмотреть нельзя. Именно в наших руках и наших силах, сохраняя эту память, отдать дань уважения героям былых времен.


Звучит (исполняется) песня «От героев былых времен» из к/ф «Офицеры».


Ведущий 1. На этом наш концерт заканчивается. Поблагодарим всех участников аплодисментами.


Звучит (исполняется) Песня «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова