УДК 781 : 78.03
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЭСТРАДНОГО ВОКАЛИСТА
Севрюкова П. Ю.,
Курский государственный университет,
г. Курск, Россия
Науч. руководитель – Рудзик Марина Фёдоровна,
Курский государственный университет
г. Курск, Россия
Аннотация. Статья посвящена вопросу певческой и сценической культуры вокалиста. В ней рассмотрены теоретико-методологические основы музыкально-певческой культуры эстрадного вокалиста.
Ключевые слова: музыкально-певческая культура, эстрадные вокалисты.
Annotation. The article is devoted to the question of the singer's singing and stage culture. It examines the theoretical and methodological foundations of the musical and singing culture of a pop vocalist.
Key words: musical and singing culture, pop vocalists.
Социальные и культурные изменения, происходящие сегодня в мире, разрушение многих идеологических стереотипов, процессы демократизации и либерализации общества, постоянно растущая потребность в человеческом и межкультурном общении представляют собой ряд существенных факторов, влияющих на сферу современного музыкального искусства, поскольку музыка всегда была одим из самых мощных коммуникативных каналов и способствовала взаимопониманию между народами, разными культурами, а также между традиционно противоположными по времени группами родителей и детей.
Названные факторы приводят к появлению новых требований к качеству профессионального музыкального образования, к повышению значимости профессиональной культуры музыкантов-исполнителей, что в дальнейшем трансформируется в устойчивые тенденции гуманизации сферы музыкального искусства. В нашем случае речь пойдет о музыкально-певческой культуре эстрадных вокалистов, которая требует непрерывного саморазвития и самосовершенствования в творческой деятельности исполнителей.
Эстрадное пение, пожалуй, – одно из самых популярных музыкальных направлений. Эта популярность связана с тем, что эстрадная музыка наиболее легко воспринимается слушателями и доступна широкой массовой аудитории с точки зрения содержания. Не случайно, выбирая предпочтительный для себя вид музыкальной деятельности, многие выбирают для себя исполнение эстрадных песен, потому что оно более зрелищно и позволяет достаточно быстро добиться прогресса в творческой самореализации.
Сегодня освоение основ эстрадного пения возможно в различных образовательных организациях: в организациях общего и дополнительного образования, школах искусств, как одно из направлений общеэстетического развития и предпрофессионального обучения; в музыкальных студиях, театрах, сезонных школах и творческих мастерских.
Однако, эта внешняя простота и легкость поп-музыки – лишь кажущиеся. Стать профессиональным поп-певцом с точки зрения серьезного музыкального образования на самом деле очень сложно, оно отнимает много времени и включает в себя, как овладение техническими аспектами эстрадного пения, так и развитие личности начинающего поп-певца как субъекта искусства. Кроме того, начинающему эстрадному вокалисту следует задуматься на тем, что на пути своего становления он будет сталкиваться с многими трудностями, начиная от распространенной проблемы с чистотой интонации и стеснения на сцене до отказов продюссеров, провальных прослушиваний и кастингов и т. д.
Многие считают, что для эстрадного пения достаточно природного голоса, что изначально неверно. «Вы должны петь не только голосом, но, что, возможно, особенно важно, головой, сердцем и всем своим существом», – заметил в свое время М. Бернес. Отличительной особенностью жанра эстрадного пения является то, что он включает в себя не только вокал, но и целый ряд сопутствующих выразительных средств [Гутман].
И здесь должна идти речь о музыкально-певческой культуре эстрадного исполнителя, которая складывается из владения вокальным мастерством и высокого уровня духовного, эстетического и этического развития музыканта. «Техника, средства музыкальной выразительности, художественный образ, актерское мастерство – все это, бесспорно, одни из важнейших пунктов в задачах певца. Но также невероятно важно внутреннее наполнение исполнителя, его начитанность, заинтересованность в профессии, рвение не остаться рядовым вокалистом, а постоянно двигаться дальше и развиваться не только, как вокалист, но и как духовно развитый человек», – пишет И. Бархатова [Бархатова].
Анализ специальной литературы, рассматривающей вопросы музыкально-певческой культуры исполнителя позволил нам:
во-первых, уточнить базовое определение певческой культуры, которая понимается большинством специалистов, как вид определенной духовной деятельности человека и компонент целостной музыкальной культуры (наряду с инструментальной музыкой);
во-вторых, наряду с устоявшимся пониманием певческой культуры, наблюдать процесс нового осознания феномена пения (и, следовательно, феномена певческой культуры);
в-третьих, осмыслить певческую культуру, как самостоятельное явление, связанное с самовыражением, саморегуляцией и самоорганизацией человека, а также с его телесностью, то есть осознать, что пение и певческая культура – это явления, тесно связанные с бытием человека.
Неотъемлемой частью музыкально-певческой культуры вокалиста является работа над репертуаром и подготовка материала к концертному исполнению. Первым шагом в работе является подбор репертуара, роль которого довольно часто недооценивается, так как вокалисты не считают нужным учитывать свои предпочтения и личностные качества, и уверены в том, что способны исполнить любую композицию. Но, анализируя выступления певцов на примере многочисленных современных вокальных теле-шоу, можно с достаточной точностью подметить, когда вокалист не смог «вжиться в роль», а герой композиции не был ему близок.
Конечно, на первом месте при выборе репертуара стоит предпочтение музыканта, и уже из него вытекают все последующие моменты. Начинающие вокалисты довольно часто допускают одну и ту же ошибку, делая акцент на технике исполнения, а не на чувствах и глубине исполняемой композиции. Такое исполнение называют «голым», «бесцветным», когда, казалось бы, композиция исполнена технически блестяще, но эмоций у слушателя вокалист не вызвал.
Вдумчивое освоение музыкального материала и работа над выразительными средствами исполнения, над текстовым осмыслением, фразировкой, характером звука, нюансировкой приобретают огромное значение и определяют уровень музыкально-певческой культуры вокалиста. Мы видим, что каждый певец в зависимости от своего уровня профессионализма, общей культуры и опыта исполняет одну и ту же композицию совершенно по-своему, оригинально, а иногда даже уникально. Достижение им вершин эстрадного вокального исполнительства во много зависит от готовности к ежедневной кропотливой работе не только над репертуаром, но и над собой.
Тем не менее, при работе с эстрадным вокальным репертуаром нельзя сразу приступать к работе над динамикой, драматургией, звуком и так далее. Весь процесс должен осуществляться поэтапно. Такой подход дает более качественный результат. На первом этапе вокалисту необходимо выучить мелодию и, настроив ее на любую выбранную гласную, поработать над певческим голосообразованием, звукоизвлечением, дыханием. Нецелесообразно сразу «приклеивать» мелодию к словам, так как это не позволит добиться желаемого качества исполнения.
На следующем этапе (при работе с текстом песни) уделяется внимание фонации гласных и согласных звуков, артикуляции, дикции и произношению. Затем внимание акцентируется на впевании материала с микрофоном под «живой» аккомпанемент или фонограмму, на взаимодействии с бэк-вокалистами, на сценическом поведении и т. д.
При подготовке репертуара к концертному исполнению требуется постановка эстрадного номера и продумывание сценического костюма. Очень часто на этом этапе вокалисты прибегают к помощи танцоров и создают с ними яркие и динамичные номера, но не менее захватывающими могут быть сольные номера, особенно если вокалист сам себе аккомпанирует.
Дополнительным средством выражения, которое может украсить эстрадный номер, является своеобразная игра-общение певцов между собой, взаимодействие с театральной труппой, некоторые детали сценического оформления, создание персонажа, художественной «маски», то есть это один из этапов создания целостного исполнительского художественного образа. Чаще всего, певец поет «от первого лица», сопровождающий его ансамбль представляет себя в определенных условиях, но при этом вживается в роль «первого лица», от имени которого ведется рассказ. Каждая песня проживается, исполняется не только в пении, но и в актерском мастерстве [Аспелунд].
Актерское мастерство является одним из важнейших музыкально-выразительных средств эстрадного певца. Оно обладает дополнительными выразительными средствами, которые призваны усилить яркость создаваемого художественного образа, подчеркнуть самые сильные стороны вокалиста, ни в коем случае не разрушая создаваемый художественный образ.
В актерском мастерстве певца большое значение имеют фантазия и воображение. Чем ярче внутреннее видение исполнителя, тем более эмоционально песня вызывает отклик у публики. С помощью музыки и текста музыканты-исполнители довольно открыто общаются со зрительным залом. Можно сказать, что таким образом исполнитель как бы «рассказывает» песню своим слушателям. Из этого следует вывод, что эстрадный певец, сложив все этапы воедино, может создать на сцене «атмосферу психологического единомыслия между публикой и вокалистом» [Багадуров], что также свидетельствует о сформированности его музыкально-певческой культуры.
Литература:
Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса: учеб. пособие. 4-е изд., стер. — СПб.: Планета музыки, 2019. 180 с.
Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной методологии: учеб. пособие. В 3-х чч. 2-е изд., испр. СПб.: Планета музыки. 2019. Ч. 1. 468 с.
Бархатова И. Б. Гигиена голоса для певцов: учеб. пособие. 6-е изд., стер. СПб.: Планета музыки, 2020. 128 с.
Гутман О. Гимнастика голоса. Руководство к развитию и правильному употреблению органов голоса в пении и система правильного дыхания: учеб. пособие. 5-е изд., стер. СПб.: Планета музыки, 2019. 80 с.
2