СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкально - ритмические игры для детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкально - ритмические игры для детей старшего дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Музыкально - ритмические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Картотека музыкально - ритмических игр для старших дошкольников

Картотека музыкально - ритмических игр для старших дошкольников

Игра  - основной способ обучения и воспитания дошкольников. Это не преувеличение. Игра - планета, на которой обитает ребёнок. Особенно ребёнок дошкольного возраста. Это воздух, которым он дышит. Его способ познания мира. Именно игра - главный способ обучения и воспитания дошкольника. 

Практически любые задачи, возникающие в процессе музыкального воспитания дошкольников (в том числе в семье), можно и нужно решать с помощью игры.

Музыкально-ритмические игры помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память, быстроту реакции, воспитывают самостоятельность и коммуникативность.

Музыкально-ритмические игры  помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений; коммуникативные черты характера, умение действовать в команде сообща. Каждая игра имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи:

улучшать качество ритмичных движений детей;

придавать основным движениям выразительность, диктуемую музыкой и образами исполняемой игры;

формировать умение ориентироваться в пространстве, организованно двигаться в группе, выполнять различные перестроения в играх, отражая в них характер и форму музыкального произведения;

Способствовать формированию и развитию эмоциональности.

«РАЗ, ДВА, ДОБРЫЙ ДЕНЬ»  Цель: Ход игры: Дети стоят парами друг против друга. Такты 1 – 2. Хлопают в свои ладоши два раза и в ладоши партнера три раза и поют «Раз, два, добрый день». Такты 3 – 4. Дети стоящие лицом к центру круга боковым галопом перебегают к другому партнеру. Движения повторяются до конца 1-й части (с повторением).   «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»  Цель:  Развитие творческих способностей, фантазии, умение быстро и нестандартно мыслить. Ход игры:   Дети выполняют любые движения под музыку. Музыкальный руководитель  говорит слова: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется  три - и называет  любое  прилагательное – смешная, большая и т.д.  фигура на месте замри!  

«РАЗ, ДВА, ДОБРЫЙ ДЕНЬ»

Цель:

Ход игры:

Дети стоят парами друг против друга.

Такты 1 – 2. Хлопают в свои ладоши два раза и в ладоши партнера три раза и поют «Раз, два, добрый день».

Такты 3 – 4. Дети стоящие лицом к центру круга боковым галопом перебегают к другому партнеру.

Движения повторяются до конца 1-й части (с повторением).

 

«МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Цель:  Развитие творческих способностей, фантазии, умение быстро и нестандартно мыслить.

Ход игры:  

Дети выполняют любые движения под музыку. Музыкальный руководитель  говорит слова: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется  три - и называет  любое  прилагательное – смешная, большая и т.д.  фигура на месте замри!

 

  «МУЗЫКАЛЬНЫЕ КУБИКИ»  муз. М.Гоголевой

Цель:  развитие у детей чувства ритма и зрительного внимания, умения распределять движение руки на всю музыкальную фразу.

Ход игры:  для каждого ребенка на столе лежит по 4 кубика. 

Такт 1-4  -  Ребенок кладет кубик на  кубик под музыку справа налево  правой рукой и произносит слова:

Кубик на кубик, кубик на кубик,

Ставим мы без лишних слов!

Ребенок старается построить башню.   На «раз» взял, на «два» положил.

Такт 5-8 – перекладывает кубики слева направо левой рукой и произносит слова:

Кубик на кубик, кубик на кубик,

Скоро будет дом готов!

«КОЗЕЛ»  муз. «Полька» И.Сац

Цель:  учить распределению внимания  со сменой заданий играющих,  учить всех детей ритмично выполнять притопы и покачивания головой.

Ход игры:  Дети делятся на две подгруппы. На 1-ю часть одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом»; другая подгруппа покачивает головой сверху вниз, изображая  козла, который  трясет бородой. Перед игрой дети повторяют слова:

  Козел сердит, козел молчит,

Он копытами стучит.

Бородой своей трясет,

Никак капусту не найдет.

«ВЕСЕЛЫЕ СТРОИТЕЛИ» муз. Г. Вихаревой  Цель:   развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов. Ход игры:  дети стоят по кругу или врассыпную лицом к воспитателю. Внимательно слушают и выполняют движения по тексту.   Заработала пила  -               «пилят», держа в руках воображаемую ручку от пилы И пошли у нас дела Пилим, пилим и поем И ничуть не устаем. На проигрыши       -                   кружатся «топотушкой»  2. Колем, колем топором    -   «колют дрова», держа воображаемый топор        Мелкие дровишки Будут строить птичкам дом Наши ребятишки. 3. Молоточки, тук, да тук     - стучат кулачком по кулачку Гвозди забиваем Мы для птичек строим дом Птичкам помогаем. 4. Птички, вам уже пора     - машут руками наверху, зовут птичек Справить новоселье Прилетайте к нам сюда Будет вам веселье  Проигрыш – бегут по кругу, машут крыльями, изображая птичек      

«ВЕСЕЛЫЕ СТРОИТЕЛИ» муз. Г. Вихаревой

Цель:   развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов.

Ход игры:  дети стоят по кругу или врассыпную лицом к воспитателю.

Внимательно слушают и выполняют движения по тексту.

 

Заработала пила  -               «пилят», держа в руках воображаемую ручку от пилы

И пошли у нас дела

Пилим, пилим и поем

И ничуть не устаем.

На проигрыши       -                   кружатся «топотушкой» 

2.

Колем, колем топором    -   «колют дрова», держа воображаемый топор       

Мелкие дровишки

Будут строить птичкам дом

Наши ребятишки.

3.

Молоточки, тук, да тук     - стучат кулачком по кулачку

Гвозди забиваем

Мы для птичек строим дом

Птичкам помогаем.

4.

Птички, вам уже пора     - машут руками наверху, зовут птичек

Справить новоселье

Прилетайте к нам сюда

Будет вам веселье 

Проигрыш – бегут по кругу, машут крыльями, изображая птичек      

«ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКИ»   р.н.п. «Пойду ль да выйду ль я»  Ход игры:  Дети сидят на стульчиках и выполняют движения с ложками под русскую народную песню Музыка А: 1-я фраза – стучат ложками справа  четвертными нотами. 2-я фраза -  стучат ложками слева  четвертными нотами. Музыка Б: 1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой. 2-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой. Музыка А: 1-я фраза – стучат восьмыми по правой ноге снизу вверх. 2-я фраза - стучат восьмыми по левой ноге снизу вверх. Музыка Б: 1-я фраза – движение «тарелочки» четвертями. 2-я фраза – хлопки (две восьмые – справа, две восьмые – слева, 2 хлопка четвертями перед собой). Музыка А: 1-я фраза - стучат ложками слева направо восьмыми нотами. 2-я фраза - стучат ложками справа налево восьмыми нотами. Музыка Б: 1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой. 2-я фраза - два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

«ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКИ»

  р.н.п. «Пойду ль да выйду ль я»

Ход игры:  Дети сидят на стульчиках и выполняют движения с ложками под русскую народную песню

Музыка А:

1-я фраза – стучат ложками справа  четвертными нотами.

2-я фраза -  стучат ложками слева  четвертными нотами.

Музыка Б:

1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

2-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

Музыка А:

1-я фраза – стучат восьмыми по правой ноге снизу вверх.

2-я фраза - стучат восьмыми по левой ноге снизу вверх.

Музыка Б:

1-я фраза – движение «тарелочки» четвертями.

2-я фраза – хлопки (две восьмые – справа, две восьмые – слева, 2 хлопка четвертями перед собой).

Музыка А:

1-я фраза - стучат ложками слева направо восьмыми нотами.

2-я фраза - стучат ложками справа налево восьмыми нотами.

Музыка Б:

1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

2-я фраза - два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

«КАРУСЕЛИ» любая народная мелодия с ускорением   Цель:   развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов, реагировать на ускорение и замедление темпа чтения стихов.  Ход игры:  Дети встают вокруг карусели на расстоянии вытянутых рук. По сигналу дети поднимают ленты, поворачиваются друг за другом, идут по кругу. Сопровождают движения чтением стихотворения: Еле-еле, еле-еле                                    медленная ходьба Завертелись карусели, А потом, потом, потом,                        ходьба с ускорением Все бегом, бегом, бегом   Побежали, побежали                          бег на носках под ритм слов Побежали, побежали… Тише, тише, не спешите,                     движения замедляются и Карусель остановите,                          дети останавливаются, Раз-два,                                                поворачиваются лицом к центру, Раз-два,                                                отпускают ленту Вот и кончилась игра.  

«КАРУСЕЛИ» любая народная мелодия с ускорением

 

Цель:   развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов, реагировать на ускорение и замедление темпа чтения стихов.

Ход игры:  Дети встают вокруг карусели на расстоянии вытянутых рук. По сигналу дети поднимают ленты, поворачиваются друг за другом, идут по кругу. Сопровождают движения чтением стихотворения:

Еле-еле, еле-еле                                    медленная ходьба

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом,                        ходьба с ускорением

Все бегом, бегом, бегом

  Побежали, побежали                          бег на носках под ритм слов

Побежали, побежали…

Тише, тише, не спешите,                     движения замедляются и

Карусель остановите,                          дети останавливаются,

Раз-два,                                                поворачиваются лицом к центру,

Раз-два,                                                отпускают ленту

Вот и кончилась игра.

 

«ИГРА С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ»   муз. Ю. Рожавской

Цель : Выразительно передавать движениями характер музыки: легко,   ритмично   бегать, звенеть колокольчиком. Точно реагировать на окончание музыки. Проявлять выдержку, волю.

Ход игры:  Дети стоят в кругу, в правой руке колокольчик. В центре круга воспитатель.

Такт 1-8  -   дети бегут вправо по кругу, воспитатель влево. В конце музыки поворачиваются лицом в круг.

Такт 9-12 - звенят колокольчиками.

Такт 13-16 - кружатся, с окончанием музыки кладут колокольчик на пол.

Такт 17- 24 повторяют движения 1-8 тактов. С последним аккордом быстро берут колокольчик. Кто остался  без колокольчика становится ведущим.

Методические указания : Игру можно использовать на новогоднем утреннике, как игру  с Дедом Морозом.

«КОЛОКОЛА И КОЛОКОЛЬЧИКИ»

Цель:  развивать слуховое внимание, чувство ритма.

Ход игры : Дети стоят по линиям, руки внизу. Изображаем большой колокол – хлопок над головой  на «раз», на «два» – пауза. Маленькие колокольчики- руки вперед, хлопки на «раз-два», пауза.

Варианты   «колокольчиков»,  звучащих  около  правого  ушка  или  левого уха.

«НАЧИНАЕМ ПЕРЕПЛЯС» муз. М.Соснина  Цель:  развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.   Ход игры: Музыканты, веселей!             На проигрыш ритмичные хлопки Барабанов не жалей! Раз, два, три! Три, два, раз!                          Большой пальчик здоровается с указательным, средним, безымянным и в обратном порядке.   Начинаем перепляс!            «Пружинка» Начинаем перепляс!            Топают в ритм музыки Собирайтесь, плясуны, Бегемоты и слоны,     Зебры, ежики, еноты –         «Пружинка» Все, кому плясать охота,      Все, кому плясать охота!      Топают в ритм музыки, в конце 2 коротких хлопка.   «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ» Цель:  развитие воображения, импровизации, умения двигаться в такт музыке. Ход игры: Дети делятся на три группы. Им дают прослушать три произведения: вальс, полька, марш. Участники игры должны придумать танцевальные движения к своей  мелодии и продемонстрировать танец. Ребята должны учитывать ритм и темп танца.

«НАЧИНАЕМ ПЕРЕПЛЯС» муз. М.Соснина

Цель:  развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.

  Ход игры:

Музыканты, веселей!             На проигрыш ритмичные хлопки

Барабанов не жалей!

Раз, два, три!

Три, два, раз!                          Большой пальчик здоровается с указательным, средним, безымянным и в обратном порядке.

 

Начинаем перепляс!            «Пружинка»

Начинаем перепляс!            Топают в ритм музыки

Собирайтесь, плясуны,

Бегемоты и слоны,

 

  Зебры, ежики, еноты –         «Пружинка»

Все, кому плясать охота,     

Все, кому плясать охота!     

Топают в ритм музыки, в конце 2 коротких хлопка.

 

«ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ»

Цель:  развитие воображения, импровизации, умения двигаться в такт музыке.

Ход игры:

Дети делятся на три группы. Им дают прослушать три произведения: вальс, полька, марш. Участники игры должны придумать танцевальные движения к своей  мелодии и продемонстрировать танец.

Ребята должны учитывать ритм и темп танца.

«ПЕРЕДАЙ РИТМ» Цель:  развивать ритмическое восприятие и музыкальную память. Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши. «ЛОВИШКА»   муз. Й. Гайдна Цель : Слышать окончание музыкальной фразы. Передавать  словами и хлопками ритмический рисунок мелодии. Вырабатывать у детей выдержку, продолжать учить легкому бегу. Ход игры:  Выбирается «ловишка».  Он  становится лицом к стене, остальные дети у противоположной стены лицом к нему. Такт 1-4  -  Дети тихо подбегают к ловишке Такт 5-8-    Хлопают в ладоши и говорят: «Раз, два, три, раз, два, три! Ну, скорее нас лови!» Дети убегают, ловишка догоняет. Методические указания : Следить, чтобы дети подбегали к «ловишке»  легко, ритмично, как можно ближе, не боясь быть пойманными.  

«ПЕРЕДАЙ РИТМ»

Цель:  развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры:

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего.

Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

«ЛОВИШКА»   муз. Й. Гайдна

Цель : Слышать окончание музыкальной фразы. Передавать  словами и хлопками ритмический рисунок мелодии. Вырабатывать у детей выдержку, продолжать учить легкому бегу.

Ход игры:  Выбирается «ловишка».  Он  становится лицом к стене, остальные дети у противоположной стены лицом к нему.

Такт 1-4  -  Дети тихо подбегают к ловишке

Такт 5-8-    Хлопают в ладоши и говорят: «Раз, два, три, раз, два, три! Ну, скорее нас лови!»

Дети убегают, ловишка догоняет.

Методические указания : Следить, чтобы дети подбегали к «ловишке»  легко, ритмично, как можно ближе, не боясь быть пойманными.

 

«ПЕРЕДАЙ ШЛЯПУ»  Цель:  Развитие способности концентрировать внимание, чувства ритма. Ход игры: Дети садятся в круг, на одном ребенке – шляпа. Когда начинает звучать музыка,  ребенок снимает шляпу с впереди сидящего и надевает на себя, сзади сидящий снимает с него шляпу и надевает на себя, т. е. передают шляпу по кругу, по очереди  снимая с головы соседа н надевая ее на себя.     « НАЙДИ СВОЕ  МЕСТО» муз. Т. Ломовой «Учимся танцевать»   Цель: закрепить построение врассыпную, формировать двигательные навыки различных танцевальных шагов, развивать чувство ритма. Ход игры: Дети стоят в рассыпную, свободно друг от друга. Исходное  положение : ноги вместе, руки на поясе. Под музыку дети образуют круг и двигаются заданным  движением : подскоки, галоп, ходьба с высоким сгибанием колена, ходьба на пятках, хороводный шаг и др. По окончании музыки дети должны как можно быстрее найти своё место и встать в исходное  положение : ноги вместе, руки на пояс. Игра продолжается 4-5 раз.  

«ПЕРЕДАЙ ШЛЯПУ»

Цель:  Развитие способности концентрировать внимание, чувства ритма.

Ход игры:

Дети садятся в круг, на одном ребенке – шляпа. Когда начинает звучать музыка,  ребенок снимает шляпу с впереди сидящего и надевает на себя, сзади сидящий снимает с него шляпу и надевает на себя, т. е. передают шляпу по кругу, по очереди  снимая с головы соседа н надевая ее на себя.

 

« НАЙДИ СВОЕ  МЕСТО» муз. Т. Ломовой «Учимся танцевать»

 

Цель: закрепить построение врассыпную, формировать двигательные навыки различных танцевальных шагов, развивать чувство ритма.

Ход игры:

Дети стоят в рассыпную, свободно друг от друга. Исходное  положение : ноги вместе, руки на поясе. Под музыку дети образуют круг и двигаются заданным  движением : подскоки, галоп, ходьба с высоким сгибанием колена, ходьба на пятках, хороводный шаг и др. По окончании музыки дети должны как можно быстрее найти своё место и встать в исходное  положение : ноги вместе, руки на пояс. Игра продолжается 4-5 раз.

 

«ПРИГЛАШЕНИЕ»  муз. Ф. Шуберта «Экосез»

 

Цель: закрепить подскоки, боковой галоп, развивать чувство ритма, воспитывать вежливое отношение друг к другу.

Ход игры: Дети стоят по кругу, лицом в центр. Исходное  положение : 6 поз. ног, руки на поясе. Выбирается ведущий. Под музыку польки  (2/4 размер)  ведущий подскоками или боковым галопом движется по внешнему кругу и выбирает следующего ведущего, подходит к нему во внутренний круг  «приглашает»   (кивок головой)  и встаёт на его место, а новый ведущий продолжает игру.

Задание 2.  Разработать план-график занятий ритмической гимнастикой на три месяца для детей любой возрастной категории.

 

«АИСТ И ЛЯГУШАТА»  б. н. п «Янка»

Цель:   Совершенствование прыжкового движения с продвижением вперед.

Ход игры:

Скачут, скачут лягушата           -    лягушата прыгают на двух ногах в произвольном направлении

Скок-поскок, скок-поскок. 

Скачут бойкие ребята-

Прыг на кочку, под листок.

Аист вышел на болото             - лягушата выполняют «пружинки», аист ходит вокруг

Погулять, погулять. 

Прячьтесь живо, лягушата,     -  лягушата приседают и не шевелятся

Чтоб не смог вас отыскать! ,      - аист ходит между ними, задевая рукой пошевелившихся