СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальное краеведение как основа духовно-нравственного воспитания школьников

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка - методическая система по реализации регионального компонента в общеобразовательной школе.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальное краеведение как основа духовно-нравственного воспитания школьников»











«Музыкальное краеведение как основа духовно-нравственного воспитания школьников»
































Содержание



  1. Актуальность включения регионального историко-культурного

компонента в музыкальное образование начальной и основной школы



2. Цели и задачи использования регионального компонента на уроках

Музыки


3. Содержание регионального компонента


4. Региональный фольклор (песни, танцы, инсценировки народных

песен, игра на музыкальных инструментах) в изучении истории, культуры и быта народа





























1. Актуальность включения регионального историко-культурного

компонента в музыкальное образование начальной и основной школы


Освоение культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему, обращение к фольклору влияют на эмоциональную и нравственную сферы личности. Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности разных народов, проживающих на территории России – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности.


Влияние среды на ребёнка выделяется в числе наиболее активно действующих факторов творческой, гармонически развитой личности. Именно школа формирует ту уникальную среду, в которой на важных этапах развития человека происходит становление мировоззрения, нравственных установок личности. В.А. Сухомлинский писал: «Культура воспитательного процесса в школе во многом определяется тем, насколько насыщена школьная жизнь духом музыки».


Зачастую школьники на уроке музыки более полно осведомлены о музыкальной культуре других народов, чем той местности, которая называется малой Родиной. В связи с этим, местное, родное искусство не осознаётся ими как часть целостной культуры. Региональный компонент в системе школьного музыкального образования позволяет приобщить подрастающее поколение к истокам своей малой Родины, открыть её историю, выявить связь с современностью. Любовь к своему народу, к своему краю, как известно, воспитывается посредством передачи знаний о собственной национальной истории, культуре, обычаях и традициях.


Воспитание любви к музыке и фольклору своего народа, к родной песне и родному слову – очень важная воспитательная задача школы. Фольклорное наследие любого народа – это источник сохранения духовно-культурных достижений, имеющий признаки национальной принадлежности и самобытности. В нем выражены эстетические, нравственные идеалы обогащения современной педагогики. Необходимо приобщать молодое поколение к ценностям, созданным различными народами, формировать интерес к национальной культуре средствами музыкального искусства.


На сегодняшний день, когда особо остро определены проблемы нравственности, этики, морали, когда средства массовой информации очень часто несут в себе грубость, насилие и жестокость, обращение к народному творчеству, предполагающее углубление и расширение сферы национальной музыки остается очень важной задачей, стоящей перед работниками культуры и народного образования. Кроме того, значительная часть подрастающего поколения живет в городах и воспитывается в отрыве от культуры народа, и поэтому проблемы, связанные с преемственностью традиций народа, сохраняют свою актуальность. Проживая в национальной республике, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и национальной культурой коренного населения. Д. Б. Кабалевский писал: «Русские ребята не могут полноценно расти, учиться и духовно развиваться, оставаясь глухими к музыке того народа, с которым постоянно общаются, чью речь музыкальную и разговорную постоянно слышат вокруг себя».


Ценности музыкальной культуры, как народной, так и профессиональной, при их включении в образовательный процесс, выполняют не только функцию просвещения, но и что особо важно, активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентацией личности. Народная и композиторская музыка, как часть национальной культуры несет в себе огромный социально-педагогический потенциал, который в настоящее время еще далеко не в полной мере нашел место в учебно-воспитательном процессе школ.


Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании является производной национальной музыкальной культуры и в музыкальном воспитании предполагает активное использование народной музыки и песен, произведений композиторов, а также литературных произведений, авторов и фольклора, посвященных музыкальной тематике, в качестве дополнительного иллюстрационного материала для более целостного восприятия музыкальной культуры разных народов.



2. Цели и задачи использования регионального компонента на

уроках музыки


В использовании национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся учитель ставит следующие цели:


1) расширять у учащихся знания о музыкальных традициях этноса, передавать духовный опыт и на его основе формировать положительные черты, качества, свойства личности через систематические и целенаправленные встречи с «золотым фондом» народной и композиторской музыки;


2) формировать у учащихся представление о национальном музыкальном творчестве как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, вдохновения профессиональных композиторов и исполнителей;


3) способствовать привитию бережного отношения к культурным традициям других народов на основе развития и совершенствования исполнительско-творческих умений и навыков с учетом их психолого- возрастных и регионально-этнических особенностей;


4) сохранять и приумножать национально-культурное достояние региона.


Включение национально-регионального компонента в процесс преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательной школе способствует общему музыкально-этническому развитию, воспитанию глубоких музыкально-эстетических интересов, развитию творческих способностей, активному приобщению школьников к истории национальной культуры.


На уроках музыки в общеобразовательной школе использование национально-регионального компонента помогает решать следующие задачи:


– патриотические и интернациональные – очевидно, что, приобщая учащихся к музыкально-эстетическим традициям народа, а также достижению национальной музыкальной культуры, педагог воспитывает в детях уважение к своей Родине, формирует национальное и интернациональное самосознание;


– социальные – национальная музыка эффективное средство для становления и развития культуры личности, аккумулирующая огромные духовные богатства десятков наций и народностей РФ, выраженные в музыкальном искусстве;


– психологические – национальная музыка в силу ее близости к восприятию и мышлению ребенка является эффективным средством для развития душевных качеств, воображения, фантазии, духовных потребностей и творческих способностей;


– эстетические – высокое нравственное содержание национальной музыки способствует воспитанию в духе гуманизма, стремлению к добру, правде, красоте, что играет важную роль при формировании высоких эстетических чувств и первооснов эстетических критериев, умений принимать и ценить музыкальные произведения и искусство в целом;


– экологические – национальная музыка воспевает красоту природы родного края, способствует воспитанию чувства восхищения, любви к ней, бережного и сочувственного отношения.



3. Содержание регионального компонента: примерные программы

по музыке



Содержание программы по музыке за курс начальной школы обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через различные активные виды деятельности (в соответствии с примерной программой по музыке). В результате освоения программы учащиеся знакомятся с различными видами музыки и основными средствами музыкальной выразительности.


Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края; о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.


Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальная язык.


В соответствии с Примерной основной образовательной программой начального общего образования (далее ПООП НОО) предметные результаты освоения программы в части регионального компонента должны отражать:


– сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.


Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.


Содержание обучения по видам деятельности предполагает участие в

школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских

фестивалях, конкурсах и т.д. (блок «Выпускник получит возможность

научиться»).



Примерная основная образовательная программа основного общего

образования (далее ПООП ООО) содержит перечень музыкальных произведений, используемых для обеспечения достижения образовательных

результатов по выбору образовательной организации. По усмотрению учителя музыкальный и теоретический материал разделов, связанных с народным музыкальным творчеством, может быть дополнен регионально-национальным компонентом.


Изучение раздела «Народное музыкальное творчество» предполагает

знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона.




4. Региональный фольклор (песни, танцы, инсценировки народных

песен, игра на музыкальных инструментах) в изучении истории,

культуры и быта народа


Одно из направлений реализации региональный компонента – это народная музыка (фольклор).


Современные средства массовой информации оказывают исключительно сильное влияние на формирование интересов и вкусов детей. При этом очень важно разобраться в этом безбрежном музыкальном океане, уметь выделить существенное и положительное от вредного в художественном отношении.


Одним из путей в решении этих проблем может стать следующий: каждый ребёнок должен уже в раннем детстве прикоснуться к живительному источнику народной мудрости – фольклору. Ведь фольклор – это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт и знания. Фольклор (folk – lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – «народная мудрость», «народное знание» и обозначает различные проявления народной духовной культуры.


История фольклора – это история смены его жанров. Жанр – тип художественной формы (сказка, песня, пляска, пословица, поговорка, скороговорка, частушка и т.д.). Жанры в фольклоре обладают большой устойчивостью.


Значение Тульской области в культуре России

У нашего края богатейшая история, восходящая к эпохе Святой Руси. Конечно, крупнейшим памятником этой эпохи является Куликово поле. Со всех концов нашей страны приезжают верующие в село Себино, которое является родиной святой праведной старицы Матроны, Московской чудотворицы.

Издавна Тульский край знаменит своими народными промыслами. Это и самовары, и пряники, и белёвская пастила. Кружевоплетение на тульской земле всегда было одним из самых излюбленных видов женского рукоделия. В современной России белёвское кружево можно назвать брендом нашей области. Славен наш край и гончарным делом: тульской городской игрушкой и знаменитыми филимоновскими свистульками. А легендарные оружейные мастера сделали Тулу кузницей русского оружия.

Культурное наследие нашей родной земли также отличается многообразием и самобытностью. Во всем мире известны имена великих литературных мастеров Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, чьи судьбы тесно связаны с тульским краем. Не меньшего внимания требует и народное творчество туляков. Известные собиратели фольклора XIX века – П.В. Киреевский, И.П. Сахаров, П.В. Штейн доказывают нам это своими сборниками.

Особенности песенного фольклора Тульского края



Песня на протяжении многих веков была особой частью жизни русского народа. Для тульской народной песни характерно развитое варьирование мелодических интонаций при исполнении. В основе гармонического языка лежат автентические обороты (T – S – D), фактура изложения песенного материала близка к гомофонной, гомофонно–гармонической и подголосочной.

Традиционный песенный стиль Тульского края имеет многие характерные черты, свойственные песенности южно – западных областей. Однако следует отметить, что отличительной чертой этого стиля является преимущественное развитие жанров, связанных с народной пляской. Это плясовые, хороводные и величальные песни.

Хороводные песни при исполнении обычно разыгрывались. В центре круга действующие лица обыгрывали содержание песни. В хороводе могли участвовать как девушки, так и парни. Движение хоровода осуществлялось по кругу, что символизировало отражение солнца. Однако, иногда рисунок движения мог изменяться, и исполнители водили хоровод разрывной цепочкой. Шаг идущих сохранял мерный ритм размера песни, который мог быть двухдольным, трехдольным и четырехдольным. Примерами хороводных песен Тульского края могут служить: «Тихий и легкий перевоз», «Хмель моя, хмелинушка», «Верный наш колодец», «Не я, не я черноброва», «В саду ягодка – малинка».

Плясовые песни исполнялись, как этого и требует жанр, в быстром темпе, и могли иметь четырехдольный и шестидольный размер. В нотах можно встретить синкопы, что связано со смещением ударения в словах, которое свойственно многим народным текстам. Пляски устраивались с приходом весны (в Тульском крае принято различать Первую весну с марта до Пасхи, и Вторую весну от Пасхи до Троицы), на свадьбах; осенние пляски исполнялись на покровских ярмарках, а традиционные зимние пляски характерны для Рождества и Масленицы. Примерами плясовых песен принято считать: «На столике самовар», «У ворот сосна зеленая», «А, кто ж у нас хорош», «Ой калина, ой малина».

Величальные песни характерны для свадебного обряда. Время для проведения свадьбы выбирали на масленичной неделе. Свадьбы принято было играть весной на Красную горку. По характеру величальные песни относятся к лирическим. Нередко жениха и невесту по сюжету заменяют птицы («Как во горнице два голубя»), боярами («По сеням, да по сенюшкам»). Часто в песнях можно заметить смену размера («От горницы до горницы»).

А также величальные песни туляки исполняли на Масленицу для изготовленных кукол, которые символизировали Пост и Масленицу.

Календарно – обрядовые песни – особая категория народного песенного материала, связанная с праздниками, с явлениями природы и крестьянским трудом в разное время года («Пастух скотину выгоняет», «Ударили морозы»). Обряды Тульского края можно разделить на два периода: зимнее солнцестояние и летнее солнцестояние.

Необычный праздник «Крещение кукушки» приходится на летнее солнцестояние. В этот день туляки слушали кукушку и гадали, кому, сколько жить отмерено. Исполнялись песни «Где кукушечка кукует», «Куковали две кукушки». Выделяются песни на Троицу, которые получили название «Гуления». Эти песни исполняются всего на трех нотах в различном расположении.

В особую категорию входят песни, не имеющие словесно – смыслового текста, которые исполняются с различными слогами (их еще называли песни «под язык»). Эти песни являлись звукоподражанием инструментам. Подобные вокальные подражания плясовым инструментальным наигрышам распространились в сельских местностях, где народные инструменты были редкостью («Лё – ли – ля», «Ти – ри»).

Меньшее разнообразие бытовало среди народных музыкальных инструментов. Одним из самых популярных инструментов у крестьян была балалайка, чаще всего самодельная. Однако к концу XIX века струнный инструмент уступает место гармонике. А в 1870 году Н.И. Белобородовым в Туле была создана хроматическая гармоника, более известная как тульский баян.

В 1886 году Н.И.Белобородов организовывает оркестр из любителей гармонистов-оружейников. Созданный коллектив с успехом выступал в Туле, а затем и в других городах.






Народная музыка, как часть национальной культуры, опирается на общечеловеческие ценности, которые определяют ее воспитательный характер. Народные музыкальные произведения просты для исполнения и хранят в себе начало глубокой нравственности, что приобретает сегодня очень большое значение. Мнение поэтов и писателей, композиторов, многих выдающихся деятелей музыкальной педагогики, ученых, этнографов совпадает в том, что народные музыкальные произведения обладают большими воспитательными возможностями, которые необходимо использовать в качестве инструмента в воспитании интереса, любви и уважения подрастающего поколения к народным традициям и культуре.


Знакомство детей с музыкально-эстетическими традициями этноса воспитывает лучшие нравственные и эстетические качества, духовно обогащают ребенка, развивают в нем способность сопереживать с людьми, ценить и любить человека, окружающую природу, способствует формированию интернационального и национального самосознания.


Фольклор не просто приобщает ребенка к определенному жизненному опыту, но и воспитывает в подрастающем поколении нравственные и эстетические идеалы. И, кроме того, формирование представлений о фольклоре и его жанрах у учащихся средствами предмета «Музыка» обладает огромным потенциалом в реализации регионального компонента.



























Обобщение опыта «Музыкальное краеведение как основа духовно-нравственного воспитания школьников»

























Содержание

1. Основные направления реализации регионального компонента

2. Реализация регионального компонента в патриотическом воспитании

3. Регионализация духовно-нравственного воспитания

4. Реализация регионального компонента в учебных программах

5. Авторские презентации, используемые для реализации регионального компонента.

6. Результаты изучения регионального компонента.

Заключение

Используемые ресурсы































Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре,

к родному городу, к родной речи –

задача первостепенной важности,

и нет необходимости это доказывать.

Д.С. Лихачёв




Регион – это самостоятельная пространственно-географическая, административно-территориальная, институционально-политическая, экономическая, социально-культурная и демографическая единица. Тульский край – региональное образование со сложившимися природно-климатическими, экономическими, социокультурными и историческими особенностями. Региональный компонент содержания общего образования призван отражать региональное образовательное пространство Тульского края. Он дает образовательным учреждениям возможность определять содержание компонента образовательного учреждения и тем самым выражать их специфику и направленность. Региональный компонент – часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех образовательных учреждений.

Существуют различные способы реализации регионального компонента государственного стандарта начального общего образования

  • введение учебного предмета как предмета регионального компонента в учебный план ОУ

  • органичное включение регионального содержания (сведений о природных, экономических, историко-социокультурных, демографических, этнопсихологических особенностях региона) в базовое содержание (в предметы федерального компонента инвариантной части базисного учебного плана). При таком построении региональный материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. Это не только позволяет более полно реализовывать дидактические принципы обучения, но и усиливает воспитательные аспекты уроков.

  • углубленное изучение регионального содержания через специальные учебные курсы, факультативы, дополнительные образовательные модули, элективные курсы за счет часов вариативной части базисного учебного плана.

Создание банка данных по региональной тематике, учебно-методической литературы, проведение работы по расширению библиотечного фонда с региональным содержанием – одна из задач, которую предстоит решать начальной школе в направлении работы по реализации регионального компонента.


Реализация регионального компонента в курсе начальной школы

1. Основные направления реализации регионального компонента

Согласно примерной основной образовательной программе начального общего образования региональный компонент рекомендуется реализовать по следующим направлениям:

  1. Вовлечение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных народных знаний и умений через использование на уроках художественных текстов писателей и поэтов Тульского края, энциклопедических, познавательных и справочных материалов по краеведению.

  2. Учет в рабочих программах изучения музейных материалов, включающих экспонаты, отображающие культуру, промыслы и уклад жизни народов, населяющих в разное время территорию Тульского края, а также раскрывающих многообразие флоры и фауны региона.

  3. Изучение основ этнологии и этнографии Тульского края через организацию творческо-поисковой деятельности обучающихся в области регионального и местного краеведения (экскурсии в музеи, на места археологических раскопок, изучение и историко-архитектурного наследия городов и поселений региона с помощью архивных и других источников).


 Тульский край – это особый культурный регион России, со своими традициями и промыслами, своими героями прошлого и настоящего. По мнению К. Ушинского основным источником впечатлений младших школьников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Краеведческий материал должен стать основой понимания детьми своеобразия других далёких краёв и областей.

Не всё, что окружает ребёнка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям.

Педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города, села со всей страной.

Любой уголок нашей страны неповторим, В одном городе много заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим историческим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.

В каждой местности есть свои артисты, спортсмены художники, поэты передовые рабочие или колхозники.

Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущей является труд машиностроителей, в другой - животноводов, овощеводов, в третьей - рыбаков, хлопкоробов и т. д. Замечательно и неповторимо народное творчество: умельцы Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью кружев, Палех Мастера прославились искусством лаковой миниатюры, село Богородское радует деревянными игрушками, кисловодский фарфор известен на весь мир.

В нашей школе изучение регионального компонента реализуется через уроки с региональным содержанием.

2. Реализация регионального компонента в патриотическом воспитании

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Младший школьный возраст – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование любви и уважения к своему родному краю. В процессе патриотического воспитания у младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его традициям, великим свершениям и достойным страницам прошлого. Один из пунктов содержания образования – осмысление ребенком себя как части своей Родины. В учебниках для начальных классов предоставлено много материала, на основе которого можно и нужно воспитывать патриотов своей Родины. Но большую роль в этом играют различные внеклассные мероприятия и знаменательные даты, обращение к прошлому нашей страны. На уроках и во внеклассной работе я организую знакомство с символикой нашего края, с традициями края, его историей.





Одним из способов реализации регионального компонента являются экскурсии в зал «Боевой славы» школьного музея. Мои ученики узнают на таких экскурсиях о героях-земляках нашего района, историческом прошлом нашего района, о названиях улиц нашего села, связанных с именами известных людей нашего района: Потехин, Бодров, Якунин, знакомятся с экспонатами музея. Обычно ребята с огромным интересом воспринимают такую информацию. Они узнают не только о временах военных лет, но и о недавних событиях. На одной из таких экскурсий, слушая рассказ о героях афганских и чеченских войн, Карина Михайленко, услышав рассказ о Викторе Мищенко, воскликнула: «А я знаю его, это мой дядя!»

Такая работа способствует воспитанию любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы.  Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

3. Регионализация духовно-нравственного воспитания

У каждого человека есть место, где он родился и живет, с гордостью может назвать его своей Родиной. У каждого края - своя история, свои традиции. Без исторической памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности - нет личности, без личности – нет народа. Народ жив пока существует его культура и традиции. Как дерево не может существовать без своих корней, которые его питают, так и человек без своей истории.

При изучении учебного модуля «Основы религиозных культур и светской этики» и во внеклассной работе организую экскурсии в местный храм, посещение праздников, проводимых Центром детско-юношеского творчества совместно с церковью. Это позволяет приобщать детей к духовному наследию нашего народа.

В уроки я включаю знакомство с поэтами и писателями Тульского края: Л.Н. Толстого, И.С. Тургенев, И.А. Бунин и др.

Также я включаю экскурсии в Краеведческий музей «Русская изба» ЦВР. На протяжении ряда лет я сотрудничаю с Н.Н.Курчавовой, которая с удовольствием делится своими знаниями. Тематика таких экскурсий: «Интерьер русской избы»; «История русского костюма»; «Народная игрушка»; «Виды вышивок»; «Обряды и традиции русского народа»; «Народные умельцы Тульского края».


Надеюсь, что такая работа способствует становлению и развитию высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего свою ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных традициях Российской Федерации.


В ходе работы были организованы поездки - экскурсии в культурно-мемориальный комплекс «Куликово поле» с. Монастырщино, музей купеческого быта купца Байбакова в п. Епифань.



Также я организую экскурсии в Новомосковский театр, где ребята имеют возможность познакомиться с работой театра, его историей, творчеством самодеятельных артистов, посмотреть и примерить костюмы, сами разыгрывать сценки.



Во время таких экскурсий учащиеся приобретают опыт переживания и позитивного отношения к ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

4. Реализация регионального компонента в учебных программах

Как было сказано выше в основные образовательные программы по предметам должны быть включены темы регионального содержания. На изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного времени. Использование краеведческого материала должно носить систематичный, целенаправленный характер. Только так спланированная работа будет приносить плоды.

5. Авторские презентации, используемые для реализации регионального компонента

1. «Особенности фольклора Тульского края»

2. «Л.Н.Толстой в живописи»

3. «М.П.Мусоргский в Тульской губернии»

4. «Музеи Тульской области»

5. «В истории Тулы - история России»

6. «Масленица на Тульской земле»

7. «Храм Сергия Радонежского на Красном холме»

8. «Паломнический маршрут по Кимовскому району по местам, связанных с жизнью юродивых»

9. «Фольклоротерапия»

10. «Благотворительная деятельность А.П. Оводова в п. Епифань»

11. «Святые Тульского края»

12. «Покровительнашего края – святой А.Невский»

13. «Народные промыслы Тульского края».



6. Результаты изучения регионального компонента

Эффективность использования краеведческого материала на уроках музыки и МХК, внеклассных занятиях очевидна, так как помогает почувствовать и полюбить ещё сильнее свою малую родину – Тульский край. Обучающиеся под моим руководством с радостью занимаются изучением культуры своего края и неоднократно становились призерами в конкурсах различного уровня: школьный, муниципальный, региональный, федеральный.

Заключение

С повышением роли регионов России в решении экономических, социальных и политических вопросов в педагогике начального общего образования возникла задача изучения регионального компонента, интегрированного в систему обучения младших школьников. В современных условиях решение этой проблемы требует новых подходов, учитывающих особенности младшего школьного возраста.

Изучение регионального компонента в курсе начальной школы является актуальным и важным на данном этапе развития нашего общества.















































Используемые ресурсы

  1. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. [Текст]/ Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова – М.: Издательский центр «Академия», 2001 



  1. Смирнова, Г.К. Песни Тульской области, напетые Е.Б. Ильиной/ Из коллекции фольклориста. - М.: Советский композитор1979.



  1. Соколова, В.К. Календарные обряды и поэзия у восточнославянских народов в начале ХХ века / В.К. Соколова. // История, культура, этнография и фольклор славянских народов: Международный съезд славистов (Загреб – Любляна, сентябрь 1978.): доклады советской делегации / Отделение истории АН СССР, Советский комитет славистов; От ред. Н.И. Костюшко. – М.: Наука, 1978.



  1. Штец А.А. Национально-региональный компонент в культурно – ориентированном образовании школа 2100. [Текст]: приоритетные направления развития образованной программы// под ред. А.А. Леонтьева Вып. 4 – М.: Баласс, 2000