СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальное воспитание обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальное воспитание занимает ведущее направление в формировании художественной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья.Исследования психологов и педагогов доказывают необходимость развития у детей с ОВЗ музыкальных способностей.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальное воспитание обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.»

Силютина Элина Владимировна

Музыкальное воспитание обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

Музыкальное воспитание занимает одно из ведущих направлений в формировании художественной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья.

Исследования психологов и педагогов доказывают возможность и необходимость развития у детей с ОВЗ музыкальных способностей. Что же такое музыкальность? Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющих ребенку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве. В основе детского музыкального творчества лежит игра. Вне игры трудно представить его развитие.

Развивая музыкальные способности средствами игры, мы, прежде всего, должны раскрыть перед ребёнком образную сторону музыкального искусства, и он сам, включаясь в непосредственную музыкальную деятельность, усваивает доступные ему способы воплощения образов. Всё это происходит в процессе выполнения детьми специальных игровых заданий.

Мною разработаны приемы по развитию музыкальных способностей у детей с ОВЗ в процессе музыкально - игровой деятельности.

1.Сочинение сказок с темброво-шумовыми импровизациями на детских музыкальных инструментах. Прежде чем заниматься игрой на музыкальных инструментах, нужно предварительно познакомить детей с ними. Как они называются, как звучат, какой может быть звук. Что можно изобразить с его помощью. Сочиняем сказку, которую изображают звуки детских музыкальных инструментов.

Сказка «Остров сокровищ».

Мы плывём на корабле к необитаемому острову, где зарыт клад. Свистульки изображают пение птиц. Начались порывы ветра - маракасы покачиваем из стороны в сторону и увеличиваем силу звука с тихого до громкого. Звук постепенно уходит на убыль. Такое динамическое развитие должно быть у всех инструментов. Издалека слышны раскаты грома (барабан). После первых раскатов грома падают редкие капли дождя (треугольники), вот они зачастили и превратились в ливень. Сверкает молния (трещотки). После кульминации гроза идёт на убыль и постепенно затихает. Мы идём по острову. Скрип мокрого песка (мешочек с крахмалом), открываем старый сундук (провести по струне гитары), звон монет. С найденными сокровищами возвращаемся на корабль. Скрип песка, шум моря, пение птиц. Чтобы сказка не превратилась в хаотический шум, я дирижирую, показывая вступление каждого участника, изменение темпа и динамики.

2. Интонационно - речевые и вокальные игры.

«Солнышко проснулось».

С какими интонациями можно произнести фразу «солнышко проснулось». Отыскиваем с детьми как можно больше вариантов.

«Певческая перекличка»

Я пою: «Как тебя зовут?» Ребёнок поёт: «Меня зовут (имя)»

«Тесто»

Произносим звуки (е,ё,ю,я) очень протяжно, как тянется тесто, делаем движения руками снизу вверх, как будто их трудно поднять.

«Бокс»

Произносим звуки ( е,ё,ю,я )очень резко, отрывисто, делаем движения руками, как будто боксируем.

« Воздушный шарик»

Произносим звуки ( е,ё,ю,я ) очень легко, отрывисто, делаем движения руками, как будто подкидываем воздушный шарик.

3. Рисование под музыку. Я считаю, что предлагаемые мной задания призваны связать воедино зрительное и слуховое образное восприятие.

«Нарисуй песню»

Передать содержание любимой песни с помощью рисунка.

«Какую линию выбрать»

Под звучание музыкального произведения прошу начертить на листе бумаги разные линии: плавные, волнообразные под медленную и спокойную музыку. Прямые, прерывные - под легко, отрывисто звучащую музыку.

« Какого цвета музыка»

Прошу подобрать цвет к звучащей музыке, если злая, грубая – темные цвета, если добрая, ласковая – светлые.







4. Музыкальные игры.

«Зеркало»

Игра исполняется в парах, где один ребёнок - зеркало, повторяющее все движения другого ребёнка. Затем меняются ролями. Музыка: Д. Кабалевский «Клоуны».

«Игра с платком»

Развивает выразительность движения. Предлагаю с помощью платка и движений, изобразить:

принцессу (Мясковский «Вроде вальса»)

фокусника (Т. Назарова «Звездная ночь»)

бабушку (Ю.Левитин «Осень»)

больного с зубной болью (П. Чайковский «Болезнь куклы»)

«Фигура замри».

Под музыку (С. Рахманинов «Итальянская полька») группа детей исполняет танцевальные движения, когда музыка остановится, дети замирают в какой- либо фигуре. Другая группа ребят выбирает самую интересную фигуру.

Разработанные приёмы даны по всем видам музыкальной деятельности, которые тесно взаимосвязаны с игровыми заданиями.

Актуальность музыкальных занятий заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить музыку. На уроках музыки решаются и коррекционные задачи: оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах. Нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, координации движений. Развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности.

Наблюдая за детьми на занятиях, можно отметить, что детям нравится демонстрировать свои музыкальные способности и работать над игровыми заданиями, так как каждый ребёнок может проявить себя в той степени, в какой умеет и хочет.