«Музыкальные занятия – игровое воспитание и обучение»
(Вариативные формы, методы, средства, приемы, технологии в работе с воспитанниками)
Часть II
ВЕСНА – время праздников самых дорогих для ребенка: мамы и папы. Молодые родители, юная поросль детей, как можно из жизни этого поколений выключить современную музыку, ритм, эстраду то, что дети слышат с раннего детства в доме, на улице, в гостях . И не нужно всего этого лишать ребенка. Освоение новых ритмов, более сложных, готовит ребенка к восприятию нового стиля музыки – современной детской эстрады. В этот период очень важно формировать вкус ребенка на образцах» самого лучшего», и в то же время доступно пониманию ребенка материала. Подчас взрослые забывают, что «начало – дело такой важности, что тут хорошо только самое лучшее» И.Гофман. Отбор в музыке материала «самого лучшего» – вот одна из проблем музыкального воспитания. Отношение к современному детскому творчеству – это ещё дна профессиональная проблема. Здесь нужно научится видеть главное – в развитии ребенка, понимать закономерности этого развития и оценивать главный детский талант – непосредственность и выразительность, яркость воображения, самобытность. Если эксплуатировать детский исполнительский талант на показ, то мы являемся эксплуататорами творческой одаренности детей ради престижа взрослых. Нельзя чтобы все усилия педагога и детей были направлены на внешний эффект ( для родителей и других «ценителей»), когда уже не важно, что дети не поют, а фальшиво рут заученные песни, не танцуют, а исполняют «замученные» телодвижения под современную попсу. М.Горький писал: «Истинная суть и смысл культуры в органическом отвращении ко всему , что грязно, подло, лживо, груб, что унижает человека и заставляет страдать» Поэтому в работе музыкального руководителя важно не только внедрять современные технологии, но и развивать способности к самооценке и анализу педагогической деятельности. Повышать общий культурный уровень и стремиться к постоянному совершенствованию в области художественного творчества. Подбирая музыкальные материалы, составляя сценарии для весенних праздников 23 февраля и 8 марта, стараемся использовать многообразие авторских разработок, парциальных программ, новых детских песен, сочинений музыкантов и педагогов, отбирая «самое лучшее».
2
Чтобы увлечь детей пеним, важно подобрать песни, которые понятны и интересны по содержанию, привлекательны по мелодии и ритму, а также доступны для исполнения. Предлагаем им на выбор несколько песен современных авторов : О.Поляковой. В, Хромушина, С. Протасова, Р.Гуцалука, Ю. Вережникова, Л.Олифировой – и дети сами выбирают наиболее запомнившиеся те, которые поразили их воображением сюжетом или мелодией и, как правило, такие песни дети поют с огромным удовольствием, просят их исполнять чаще и даже текст запоминается у них без заучивания и многократного повторения. Первое исполнение песни нужно делать таким ярким, выразительным и артистичным. Мы собрали богатый репертуар »Любимых песен», эти песни сами поются. Очень важно подходить к разучиванию песенного материала не шаблонно и стандартно, а творчески. Нужно сделать обучение детей пению увлекательным и эффективным, чтобы занятие было для них радостным, легким и приятным. Безусловно в этом помогает обучение по системе К.Орфа, В Емельянова – музыкальные игры и дыхательная гимнастика, способствующая укреплению голоса. Например: игра «Пёс Барбос» формирует активное дыхание с использованием мышц для диафрагмы и живота, игра «Котенок» и «Тигр» - способствует укреплению мышц и неба и языка. Г.Струве –«Хоровое сольфеджио»- а-сарр – способствует чистое интонирование, координация голоса и слуха. Упражнения, разработанные Т.В Рыбкиной и Т.Г. Шеверевой, позволяют их не только снять напряжение мышц голосового аппарата, возникающие во время пения. Но и развивать вокально-хоровые навыки. Упражнения на расширения диапазона голоса, эмоционального восприятия музыки: «Чудо –лесенка». «самолет», «Пушинка», «Спой свое имя» . Используя игровую методику обучения пению: всевозможные игры на развитие речевого и певческого дыхания, артикуляционную гимнастику, развивающие игры с голосом, речевые и ритмо- интонационные игры и упражнения, вокализации, распевки, песенные импровизации, голосовые игры озвученные инструментами, ритмизация стихов, шумовые оркестры, сопровождающее пение. «Игровые каноны» Е.Попляновой, Т.Тютюнниковой. Разучивание и пение проводим нетрадиционным способом: в круг, на ковре, в движении, в атмосфере интереса, игры, превращая детей в птиц, животных, сказочных героев.
3
Предлагаю детям исполнить песню по ролям , дуэтом, цепочкой, диалогами, чередую пение хором и с солистом, ансамблем. Использую разнообразные вокальные практики.
Конечно, не один праздник не обходится без танцев. Как известно . Ритмика – это синтетический вид деятельности, интегрирующий восприятие в пластике тела. У музыки и движения есть очень много общих параметров – это темп, ритм, динамика, а также характер, художественно –игровой образ. Поэтому занятия ритмикой способствуют развитию восприятия музыки и двигательной сферы. Одна из важнейших задач педагога– поддержать интерес ребенка к самовыражению в музыкальном движении, помочь ему в освоении собственного тела, как «Музыкального инструмента», вселить ребенку уверенность в собственные силы и умения. Дети очень любят современные детские танцы. Мной было разработано и поставлено много авторских танцев также я применяю разработки и проекты Кореневой Т.Ф «Танцы народов мира», Программу Бурениной П.И. «Ритмическая мозаика», Суворовой Т.И. «Танцевальная ритмика для детей» Каплуновой Л. и других авторов.
В весенний период я закладываю «копилку» простых ритмических танцев. Которые несложны по движениям. Быстро запоминаются, исполняются с огромным искренним желание и удовольствием нашими детьми. Включаем их во все процессы жизни детского сада: концерты, развлечения, педсоветы, собрания, гастроли» в соседние группы, дискотеки. Кроме того, эти простые танцы можно использовать вместе с родителями и гостями любого досуга и мероприятия проводимого в детском саду. Освоение коммуникативных игр и простых танцев позволяет развивать динамические стороны общения:
* легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общения.
*Развивать эмпатию, сочувствие к партнеру. Эмоциональность и выразительность невербальных средств общения.
*Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в коллективе, формированию положительной самооценки
4
Движения и фигуры в таких танцах и играх очень просты и доступны даже очень маленьким детям. В них есть , как правило, игровые сюжеты, что еще больше облегчает их запоминание. Любят дети танцы со сменой партнеров - ценность их в том, что они способствуют повышению собственной значимости и у детей . которые чувствуют себя неуверенно в коллективе. Танцы эти построены на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу.
Тактильный контакт ещё больше способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым нормализации микроклимата в детской группе.
Для весенних утренников беру всевозможные стихотворные игры-диалоги с родителями и детьми, инсценирование стихов , песен, частушек, сценок, драматизаций сказок на современный лад, театрализованные представления, современный театр миниатюр, мини спектакли на актуальные темы, детские оперы, шуточные диалоги. Подбираю материал, в котором был бы юмор, шутка, веселье, радость. Игровая «Изюминка». Таким образом. Обучение проходит без принуждения, давления, тренировок в атмосфере интереса и игры. Качество подготовки детей к выступлению на празднике должно выражаться не в том. Насколько самостоятельно они могут исполнить музыкальный материал. А в их желании, получении удовольствия, обогащения новыми впечатлениями, но не «натаскивании» дошкольника с целью добиться т них четких и согласованных действий. Но что же доставляет детям истинную радость? Для кого ни стараются на празднике показать свои достижения? Конечно, для родителей! Среди условий способствующих созданию психологического комфорта, чувства уверенности и удовольствия у детей, выделено главное- поддержка взрослых, а ещё лучше – их участие в выступлениях. Какие же могут быть подготовлены детско-родительские выступления?
Во-первых, родителям можно предложить любую форму выступления: исполнение песен, частушек, романсов, стихотворений, диалогов, сценок, спектаклей, миниатюр, игру на музыкальных инструментах. С большим интересом дети воспримут показанные родителями фокусы, и различные номера»оригинального жанра» (клоунады, жонглирование и др..) как показывает практика, дети гордятся талантами своих родителей.
5
Особой популярностью пользуются совместные танцы и игры, игровые танцы, в которых взрослые используют свои возможности (рост, силу, ловкость). Дети очень любят, когда их берут на руки, кружат, качают, приподнимают и.т.д. Кроме того, в таких танцах играх дети и взрослые вступают в телесный контакт, который дает особые ощущения и эмоции. Процесс разучивания подобных танцев доставляет огромную радость и детям и взрослым, способствует их эмоциональному сближению, а иногда- и коррекции взаимоотношений детей и родителей. Происходит утверждение родителей в образе »хороших родителей». А дети сотрудничают в атмосфере отсутствия критики, доброжелательности, веры в успех, в свои силы. Дети не боятся взрослых, легко идут с ними на контакт. Совместная деятельность детей и родителей на праздниках и досугах дает детям возможность окунуться в особую атмосферу творческого сотрудничества. Подводя итог сказанному, предлагаю такую форму построения процесса музыкального воспитания. Особе место в музыкальных занятиях следует отвести воспитателю. Воспитатель везде –помощник и пора музыкального руководителя. С педагогами постоянно ведется обучающая консультативная работа. Только теперь консультирование и решения различных проблем и вопросов можно проводить по-новому- это советы педагогов в форме гостевых встреч. Всевозможные тренинги, мастер-классы, педагогические ринги , деловые и ролевые игры, диспуты, дискуссии. Используем в работе все современные технические средства- Видео конференции, on-line презентации, брифинги, педсоветы, совещания. В информационном поле используем корпоративную почту, WhatsApp . Телеграмм канал, общаемся в чатах с коллегами и родителями. Проходим обучение и сдаем экзамены ON-line-. Моделирование и анализ проблемных ситуаций помогает найти современные решения и вход из любых безвыходных положений. Взаимодействие с педагогами, родителями, специалистами и использование разнообразных методических приемов помогает осуществить желание детей петь, играть и танцевать так, чтобы на не замечали большой учебной работы по овладению элементами музыкального языка и развитию музыкальности в целом- петь, играть и танцевать , получая от этого удовольствие.
ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ – это скрытое, недирективное воспитание и обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат. Музыкой можно и нужно наслаждаться!