Музыкальное занятие по театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие в волшебный мир театра»
Музыкальный руководитель
ГКДОУ «Детский сад
№ 163 г.о. Донецк» ДНР
Зябкина С.М.
Цель: поддерживать стремление детей активно участвовать в занятии, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Задачи
1.Активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности, сценическому творчеству.
2.Расширить знания детей об окружающей действительности: углублять представления о театре и театральных профессиях.
3.Учить использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, голос, движение)
4.Учить с помощью этюдов на выражение эмоций работать над выразительностью исполнения.
Приоритетные образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
В интеграции: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная.
Предварительная работа: чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.
Материалы и оборудование к занятию: коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы, королева-зеркальце, куклы «Би-ба-бо», маски-шапочки, домик-теремок, крот- рукавичка, медальоны-цветы.
Ход занятия
Дети заходят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель. Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Коммуникативная игра «Здравствуй!»
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?
Дети: Театр!
Музыкальный руководитель: А знаете ли вы, кто живет в этой стране?
Дети: Куклы, сказочные герои, артисты.
Музыкальный руководитель: Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете? А вы хотели бы стать артистами?
Дети: Да
Музыкальный руководитель: У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:
Раз, два, три — повернись
И в артиста превратись!
Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!
(Дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника).
Музыкальный руководитель: Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?
Достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев.
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор...
(Айболит)
На лесной опушке
Сидит она в избушке.
Спокойно жить не хочет,
Царевичей морочит.
Ступа с метелкой ей дорога,
Это зловредная...
(Баба-Яга)
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется тот мальчишка?
(Буратино)
В гости ходит он чуть свет:
Для хозяина беда!
И «пыхтелки», как поэт,
Сочиняет иногда.
И на мед имеет нюх,
Он зовется...
(Винни-Пух)
Шла морозная зима.
В проруби у озера
Серый хвост лиса-кума
Кому отморозила?
(Волк)
Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.
(Дети рассказывают сначала о маске радости).
Музыкальный руководитель: Когда у нас бывает радостное настроение?
Дети: Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д.
(Затем дети рассказывают о маске печали, грусти).
Музыкальный руководитель: Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно?
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.
(На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки –стульчики).
Музыкальный руководитель: Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а музыкальный руководитель садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).
Здравствуйте, ребята!
Я – забавный старичок
А зовут меня — Сморчок
Мне, ребятки, помогите.
Скороговорки расскажите.
И увидите вы то,
Что уж знаете давно.
Музыкальный руководитель: Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель: А как надо говорить скороговорки?
Дети: Быстро, чтобы было понятно
Каждый ребенок рассказывает по скороговорке. Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.
Музыкальный руководитель: Что же дед хранит в шкатулочке?
Дети: Театральные ложки.
Музыкальный руководитель: А сможете вы их оживить?
Вспомните потешку «У медведя во бору» (с музыкальным сопровождением).
Дети: (проговаривают):
У медведя во бору грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит
Кто в лесу гуляет?
Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.
Музыкальный руководитель: Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу?
Дети: Ширма.
Музыкальный руководитель: Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы. Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?
Дети: Надо научить ее говорить.
Музыкальный руководитель: Кто желает оживить куклу?
(Дети берут куклу девочку и котика, показывают знакомую детям потешку «Киса»).
Здравствуй, киса. Как дела? Что же ты от нас ушла?
Не могу я с вами жить. Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.
Музыкальный руководитель: А чему еще мы учим кукол?
Дети: Учим двигаться.
Музыкальный руководитель: Вспомните потешку «Большие и малые ноги».
Этюд с куклами девочка и бабушка.
Музыкальный руководитель: Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.
(Подошли к зеркалам).
Музыкальный руководитель: Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.
Свет ты зеркальце, скажи Нам всю правду расскажи.
Что ребятам надо сделать Чтобы дальше нам идти.
Зеркальце (голос воспитателя): Подойдите к зеркалам и на них взгляните.
Вам задания я дам выполнить спешите.
Этюды на мимику и движения:
Удивитесь, как Незнайка, (дети показывают движением, мимикой удивление)
Загрустите, как Пьеро, (дети показывают грусть, опускают руки)
Улыбнитесь, как Мальвина (дети показывают улыбки)
И нахмурьтесь, как дитё.
Зеркальце: Все вы показали верно. Продолжайте дальше путь.
(Дети прощаются с королевой зеркал).
Музыкальный руководитель: Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?
Дети: Куклы «Би-ба-бо».
Музыкальный руководитель: А почему они так называются? (Ответы детей).
Да, ребята. У этих кукол нет ног. Они состоят из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний служат для жестикуляции руками куклы. А наши руки делают куклу живой. Давайте оживим этих кукол. Вспомните стихотворение про мишку.
Этюд «Мишка» (куклы девочка и мишка).
Мишка, ты куда идешь?
И в мешочке что несешь?
Это меда три бочонка,
Для малютки, медвежонка
Ведь без меда он, бедняжка,
Целый день вздыхает тяжко: О-ох, у-ух, а-ах.
Музыкальный руководитель: Какие вы молодцы. Вы оживили и этих кукол. Продолжаем свое путешествие. (Стоит домик).
Музыкальный руководитель:
Это что еще за домик
На пути у нас стоит
Подойдем к нему поближе
Кто живет в нем, поглядим.
(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)
Музыкальный руководитель:
Маски–шапочки живут.
В гости всех нас они ждут.
Мы сейчас наденем их.
И расскажем всё про них.
(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)
Ребёнок: В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь
Я тут ! Я на чеку-у! Я всех вас допеку-у!
Кукареку! Кукареку! Уснули дети. Свет потух.
(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под щечку).
Молчи, горластенький петух! (петушок тоже приседает)
Музыкальный руководитель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам разделиться на зрителей и актеров.
Театральная сценка.
(Дети надевают атрибуты)
Музыкальный руководитель:
Театр открывается к началу, все готово!
Билеты предлагаются за вежливое слово.
В три часа открылась касса, собралась народу масса,
Даже Ежик пожилой притащился чуть живой…
Кассир:
- Подходите, Ежик, Ежик! Вам билет, в каком ряду?
Ежик: Мне поближе: плохо вижу, вот Спасибо, ну, пойду.
Музыкальный руководитель:
Вот спешит овечка, побыстрей купить билет, скоро представление.
Кассир: Вам билетов сколько?
Овечка: Мне одно местечко! Вот мое благодарю, доброе словечко.
Музыкальный руководитель: Вот и тетушка утка с утятами пожаловала.
Кассир: Здравствуйте, тетушка утка, вам билет, в каком ряду?
Утка: Кряк! Мне, пожалуйста, первый ряд! Для меня и для ребят! Спасибо вам большое!
Музыкальный руководитель: И вдруг отпихнув старух, стариков, детей, петухов, барсуков… Ворвался медведь косолапый, отдавив хвосты и лапы, стукнул Зайца пожилого…
Медведь: (ударяет кулаком по окну кассы)
Касса, выдай мне билет!
Кассир: Ваше вежливое слово?
Медведь: У меня такого нет.
Кассир: Ах, у вас такого нет? Не получите билет.
Медведь: Дайте быстро мне билет! (стучит кулаком по столу)
Кассир: Нет, нет, нет.
Медведь: Я сказал: «Мне билет!»
Кассир: Нет и нет, не стучите, мой ответ. Не рычите – мой совет.
Не стучите, не рычите, до свидания, привет (закрывает кассу)
Музыкальный руководитель: Ничего кассир не дал! Косолапый зарыдал. И ушел он со слезами.
Что же делать ребята? Поможем мишке, соберем для него в чудесный горшочек вежливые слова?
(Дети наговаривают слова в горшок)
Музыкальный руководитель: На Мишутка, дорогой, и всегда носи с собой!
(Мишка подбегает к кассе и говорит)
Медведь: Извините меня, пожалуйста, я больше так не буду.
Музыкальный руководитель: И кассир от восхищения воскликнула…
Кассир: Ах, какой же вежливый, добрый стал медведь.
Он на удивление просто молодец!
Музыкальный руководитель: Ребята, и нам всем нужно почаще, говорить вежливые слова.
Музыкальный руководитель: Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души!
Музыкальный руководитель: А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.