Тема занятия: Песенность, танцевальность, маршевость.
Цель: «Как песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость».
Задачи:
-Уметь безошибочно определять жанры музыки. Уметь различать марш и маршевость, танец и танцевальность, песню и песенность.
- Развитие слухового анализа, эмоций, воображения и фантазии при прослушивании музыкальных произведений и исполнении песен. Развитие вокально-хоровых и интонационных навыков.
- Прививать любовь и интерес к музыке.
Тип урока: сюжетно – игровой.
Ход занятия:
Разминка. Дети входят в зал под маршевую музыку. Образовывают круг и выполняют танцевальные движения польки. Затем звучит медленная музыка, под которую дети выполняют движения руками. Дети садятся на стульчики. Музыкальное приветствие. Ребята, оказывается под марш не всегда нужно маршировать, под песню - петь, а под танец – танцевать.
Чтобы узнать и закрепить свои знания мы отправимся в сказочное путешествие в необыкновенную музыкальную страну, где есть такие города с необычными названиями Маршград, Танцград и Песнеград.
В них живут весёлые и добрые люди, которые очень любят петь, танцевать и маршировать. И вот однажды в этой стране приключилась беда. Злая волшебница, которая не любит красивую музыку, а любит только бессмысленный набор звуков, заколдовала сказочных жителей. И в стране начался беспорядок и неразбериха. Жители Маршграда забыли ритмы марша, жители Танцграда не помнят ритмы танцев и не могут танцевать, а в Песнеграде вместо стройного пения все кричат, перебивая друг друга.
Жители в отчаянии, они не могут вспомнить прежней музыки. Мы с вами должны им помочь и прогнать из страны злую волшебницу. А против её чар есть одно средство – это наши музыкальные знания.
И так, в путь! Но чтобы попасть в музыкальную страну ответим на вопрос:
1. Какую музыку можно назвать маршем? (под которую можно маршировать, с ритмом марша).
Мы попали в город Маршград. Жители не помнят ритм марша. Надо им помочь.
Задание - П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков». В музыке марша четко слышны шаги маленьких ножек, дробь игрушечного барабанчика. Прохлопай ритм марша, определи характер марша.
Злая волшебница спрятала марш среди других музыкальных произведений. Отыщем его.
Звучат три музыкальных произведения . Нужно определить марш :
«Вальс», «Песня жаворонка», «Марш» из балета «Щелкунчик».
2. Какую музыку можно назвать танцем? (под которую можно танцевать).
В городе Танцграде неразбериха никто не помнит танцев, их ритмов и движений.
Задание - Определи вид танца.
а) П.И Чайковский «Вальс»
б) П.И.Чайковский «Полька»
3. Какую музыку мы называем песней?
В Песнеграде заколдованные песенки, надо их расколдовать.
Определить песенную музыку.
«Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Песня жаворонка».
Чайковский очень любил гулять по лесам и полям, слушать пение птиц. Одна из пьес «Детского альбома» так и называется «Песня жаворонка». Музыка ее звонкая, прозрачная, напоминает птичье пение. Жаворонка не видно в небе, только песня его слышится где – то в вышине.
Задание - Разучи песню.
А теперь научим жителей города петь. Чтобы снова вернулись к ним их прекрасные голоса надо постараться точно спеть песню. (Песня «Самая хорошая»). Правильно произносить гласные в словах: свете, милую, хорошую, самую, будем, маме, песенки; Отчетливо согласные звуки: м и т в конце слов.
Какую музыку можно назвать маршевой, танцевальной, песенной?
Маршевость – музыка с ритмом марша, но не всегда предназначена для того, чтобы под неё маршировали.
Танцевальность - музыка с ритмом танца, но не всегда предназначена для того, чтобы под неё танцевали.
Песенность – эта музыка не всегда предназначена для пения, хотя её мелодия напоминает песню.
Мы победили злые чары злой волшебницы, исчезло её колдовство. И вместо злой волшебницы появилось прекрасное Море – Музыки, куда стекаются ручейки под названием Марш, Песня, Танец и образуют в нём маршевость, танцевальность и песенность.
Весело стало в музыкальной стране, снова царит согласие и благозвучие и помогли в этом ваши музыкальные знания и дружные ответы.
Игра «Три кита»
Итог занятия:
Какая музыка называется маршевой, танцевальной, песенной?