Прошлое все то, что было, Никакая в мире сила Все обратно не вернет. Время лишь вперед идет. То, что видим мы сейчас,- Настоящее для нас, Будущее- то, что будет, И его не знают люди. -Как же нам попасть в прошлое? Отправимся в прошлое на машине времени. - Займите места в машине времени. -Экипаж к полету во времени готов? - Первая остановка во времени- деревня. Мы попали в прошлое, в старину! Слышите, чей голос? (Звучит дудочка) - Муза дает нам подсказку. Очень весело поет, Если дуете в нее. Не палочка, не трубочка, А что же это?.. (Дудочка) - Дудочка была первым музыкальным инструментом и появилась очень давно. Как она появилась, вы узнаете из стихотворения. («Сидел рыбак веселый…» М.Ю. Лермонтов) -Из чего была сделана дудочка? (Из тростника) - У Музы есть песня о дудочке. Послушайте. «Камышинка-дудочка» (муз. Е.попляновой, сл. В. Татариновой) - Из чего еще делали дудочки? (Из камыша) - Как поет дудочка? (Ду-ду-ду) - Как звучит музыка дудочки? (Грустно, печально) - Попробуем спеть эту песню, показывая игру на воображаемой дудочке. Учащиеся исполняют песню, играя на воображаемой дудочке. - Прошло время, и дудочка прижилась в народе. Но в народе она получила другое название. Отгадайте какое? Приложил к губам я трубку, Полилась по лесу трель. Инструмент тот очень хрупкий, Называется… (свирель) Звучит «Полянка» (русский народный наигрыш) в исполнении ансамбля солистов русского народного оркестра. -Как вы думаете,почему этот инструмент называют свирелью? (За звук, похожий на свист.) -Как звучал русский народный наигрыш в исполнении свирели? (Весело, легко) - Кто в старину играл на свирели? Муза нам подскажет, нука отгадайте: Поет свирель, поет свирель! Пасет коров он целый день, И гонит стадо на лужок. Поет, играет… (пастушок) -Посмотрите, вот и сам пастушок. Уж очень нравится девицам-красавицам игра на свирели и пение пастушка, они даже завели хоровод. Давайте и мы повеселимся под звуки пастушеской свирели. Мальчики будут пастушками и играть на воображаемой свирели, а девочки будут водить хоровод. Звучит фрагмент русского народного наигрыша «Полянка» - Слышите песню? Это другие пастушки гонят стада. Звучит «Пастушья песня» (французская народная песня-канон). - Кто исполнял «Пастушью песню? (Хор мальчиков) - Как много пастушков на одной полянке! - А когда пастухи, играя на свирели, выгоняли стадо на пастбище? (Утром) - Как пела их пастушья свирель? (Ту-ру-ру) -только у одного из пастушков инструмент какой-то другой. Ребята, вы знаете, как он назыается? (Рожок) - Почему у него такое название? (Похож на рог животного) - Интересно, как звучит рожок? Слышите, заиграли рожки? Звучит «Во кузнице» (русская народная песня-наигрыш) -Какой звук у рожка? (Сильный и пронзительный.) -Как вы думаете, для чего используют пастухи сильное и пронзительное звучание рожка? (Созывать стадо) Коз, коров зовет-скликает, В свой витой рожок играет. - Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отвестиями сверху и одним снизу. Изготавляют рожок из березы, клена или можжевельника. Рожок имеет разные названия: пастушеский, русский, песенный. Исполнителями в хоре рожечников были простые пастухи, не знающие музыкальной грамоты, потому каждый из музыкантов должен был быть еще и композитором, уметь разрабатывать данную ему тему, не выходя из пределов общего ансамбля. А в XVIII веке в России появился и роговой оркестр. -Давайте и мы попробуем потгрпть на рожках и создадим так называемый «роговой оркестр». Но без дирижера здесь не обойтись, так как каждый рог может издавать только один определенный звук. Нам необходимо сделать рожок. Возьмите листочки, которые лежат у вас на столе и сверните их в конус. Учитель выступает в роли дирижера, показывает жестом дирижерской палочки на того участника оркестра, чей рожок должен прозвучать. - Молодцы, какой замечательный оркестр у нас получился. - Интересно, в старину играли только на духовых инструментах? Муза говорит, что не только на духовых инструментах. Но на каком, вы узнаете прямо сейчас. Звучит «Как по яблонькой» (импровизация на темы русской народной песни). - Какой инструмент звучал? (Гусли) - Они являются наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инстументом. - Как звучали гусли? (Ответы учащихся) - На что похож этот инструмент? (На крыло птицы) - Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Играют на них, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, или струны защипывают обеими руками. |