Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха «Гимназия №11»
143980, Россия, Московская область, город Балашиха,
микрорайон Железнодорожный, улица Колхозная, дом 9
Сценарий урока по музыке во 2 классе
по программе «Музыка» Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской
Тема урока «Музыкальные краски Удмуртии»
Составила учитель высшей квалификационной категории
Устинова Елена Юрьевна
Музыка, 2 класс
Урок 12
«Необъятны просторы твои, Родина»
«Музыкальные краски Удмуртии»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Знакомство с интонационно-образными особенностями народной музыки Удмуртии.
Осмысление содержания, выявление характерных интонаций, подголосков и формы образцов народной музыки
Выявление тембровых характеристик народных музыкальных инструментов.
На уроке мы узнаем индивидуальные черты музыки Удмуртии;
научимся определять тембры национальных музыкальных инструментов;
сможем напевать национальные удмуртские мелодии.
Ход урока
Слайд 1
Звучит песня «Чудное приволье»
«Родина» (слушать)
-Что роднит эту песню с русскими народными песнями?
Вспомнить «Ты река ль, моя реченька»(слушать)
Россия – многонациональная страна, на территории которой проживают разные народы.
-И каждый народ привнёс свои традиции в общее культурное наследие нашей Родины.
-Для того чтобы понять народ, необходимо узнать его историю. Национальная культура нашего народа формировалась в условиях крестьянской общины. Среди ценностей русской культуры всегда отмечают необыкновенную преданность и любовь к своей Родине.
-А что такое культура? Это всё то, что создано человеком, традиции народа, поэзия и литература, народное творчество, кухня и многое другое. Культура каждого народа, проживающего в нашей стране, уникальна, интересна и обладает своими национальными особенностями. Даже самый малочисленный народ имеет свой язык, народные традиции, обычаи, песни и танцы, музыкальные инструменты.
-Россия – государство, в котором проживает более 190 народов.
Слайд 2-5
Назвать республики России.
Слайд 6
Воткинск П.Чайковского.
Слайд 7
Национальная музыкальная культура Удмуртии имеет древнее происхождение и отличается богатством жанров. Сейчас мы услышим песню «Ветерок» в исполнении фольклорного коллектива «Бурановские бабушки». Но сначала познакомимся с текстом песни.
Вот тебе моя рука!
Где ж, дружок, твоя рука?
Станем рядышком с тобой, песню запоем!
Будет рядом нам теплей, вместе будет веселей.
Хороша, ты посмотри, матушка земля!
Представим, какой по характеру должна быть песня? А теперь послушаем и сравним со своим представлением.
СЛУШАНИЕ
-Что необычное услышали вы в прослушанной музыке, какое она передаёт настроение? Соответствует ли характер музыки тексту? Расскажите о своих впечатлениях.
У удмуртов особое место занимают праздники, посвящённые окончанию полевых работ, и соответствующие им песни.
Взаимоотношения русского и удмуртского народов тоже имеют многовековую историю.
Сегодня основным занятием удмуртов является земледелие, животноводство. Люди разводят коров, свиней, овец, различных птиц. Большинство удмуртов любят рыболовство, охоту и пчеловодство. Для них это и работа, и образ жизни. Особенностью культуры Удмуртии являются бытовые заклинания, заговоры, обрядовая поэзия, обрядовые мелодии.
Главное место в народном творчестве удмуртов занимает лирическое песенное творчество.
Слайд 8
Один из самых популярных народных праздников – Масленица. В Удмуртии её называют Вой дыр. Вой дыр – последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вой» (масло) и «дыр» (время), то «вой дыр» означает «масленое время». Март назывался «вой толэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя). Во всех домах жарятся блины, так же, как и в других областях России, собираются родственники, даже устраиваются свадьбы. Вой дыр – игровой день, дети катаются на лошадях, спускаются со снежных горок.
Слайд 9
-Сотни лет украшает Удмуртию своим солнечным сиянием удивительной красоты цветок – Италмас. Ему посвящены народные песни и танцы. В Удмуртии и дети, и взрослые с удовольствием исполняют песню, посвящённую этому цветку.
Слайд 10-14
В народных праздниках и музыке удмурты всегда используют музыкальные инструменты: гусли, варган, свирель, волынку, балалайку, гармонь.
Помимо струнных и духовых инструментов, у удмуртов широко распространились язычковые инструменты, такие как, гармонь двухрядная с малым количеством клавишей. Бубен состоял из деревянного обруча с натянутой на него собачьей кожей. Иногда он снабжался бубенчиками. Нередко только один бубен сопровождал народные песни и танцы. Играли на бубне не только во время ряжения, но на свадьбах и вечеринках.
Слайд 15
Варган. Этот музыкальный инструмент встречается у многих исполнителей народов Поволжья, а также у народов севера.
Послушайте, как красиво звучат вместе гусли, варган и волынка.
Прохлопайте ритмический рисунок, найдите сильную долю, и подумайте, что удобнее всего делать под такую музыку?
слушание
Действительно, музыка эта танцевальная.
Слайд 16
А теперь послушаем оркестр.
Слайд 17
Танцы представляют собой хождение по кругу, танцевальные движения похожие на парный перепляс, есть танцы втроём и вчетвером.
Слайд 18
Культуры русского народа и народов Поволжья очень близки друг другу. Разнообразие культур и разные природные условия проживания не мешают нам быть друзьями. В этом мы с вами сегодня убедились. Очень точно об этом говорится в стихах поэта Владимира Орлова.
Слово «Мы»
Сильней, чем «Я».
Мы – семья,
И мы – друзья.
Мы – народ,
И мы – едины.
Вместе мы
Непобедимы!