СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по музыке во 2 классе по программе «Музыка» Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской Тема урока «Музыкальные краски Удмуртии»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ммм

  1. Знакомство с интонационно-образными особенностями народной музыки Удмуртии.
  2. Осмысление содержания, выявление характерных интонаций, подголосков и формы образцов народной музыки
  3. Выявление тембровых характеристик народных музыкальных инструментов.

На уроке мы узнаем индивидуальные черты музыки Удмуртии;

научимся определять тембры национальных музыкальных инструментов;

сможем напевать национальные удмуртские мелодии.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по музыке во 2 классе по программе «Музыка» Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской Тема урока «Музыкальные краски Удмуртии»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха «Гимназия №11»

143980, Россия, Московская область, город Балашиха,

микрорайон Железнодорожный, улица Колхозная, дом 9







Сценарий урока по музыке во 2 классе

по программе «Музыка» Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской

Тема урока «Музыкальные краски Удмуртии»















Составила учитель высшей квалификационной категории

Устинова Елена Юрьевна
















Музыка, 2 класс

Урок 12

«Необъятны просторы твои, Родина»

«Музыкальные краски Удмуртии»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Знакомство с интонационно-образными особенностями народной музыки Удмуртии.

  2. Осмысление содержания, выявление характерных интонаций, подголосков и формы образцов народной музыки

  3. Выявление тембровых характеристик народных музыкальных инструментов.

На уроке мы узнаем индивидуальные черты музыки Удмуртии;

научимся определять тембры национальных музыкальных инструментов;

сможем напевать национальные удмуртские мелодии.

Ход урока

Слайд 1

Звучит песня «Чудное приволье»

«Родина» (слушать)

-Что роднит эту песню с русскими народными песнями?

Вспомнить «Ты река ль, моя реченька»(слушать)


Россия – многонациональная страна, на территории которой проживают разные народы.

-И каждый народ привнёс свои традиции в общее культурное наследие нашей Родины.

-Для того чтобы понять народ, необходимо узнать его историю. Национальная культура нашего народа формировалась в условиях крестьянской общины. Среди ценностей русской культуры всегда отмечают необыкновенную преданность и любовь к своей Родине.

-А что такое культура? Это всё то, что создано человеком, традиции народа, поэзия и литература, народное творчество, кухня и многое другое. Культура каждого народа, проживающего в нашей стране, уникальна, интересна и обладает своими национальными особенностями. Даже самый малочисленный народ имеет свой язык, народные традиции, обычаи, песни и танцы, музыкальные инструменты.

-Россия – государство, в котором проживает более 190 народов.

Слайд 2-5

Назвать республики России.

Слайд 6

Воткинск П.Чайковского.

Слайд 7

Национальная музыкальная культура Удмуртии имеет древнее происхождение и отличается богатством жанров. Сейчас мы услышим песню «Ветерок» в исполнении фольклорного коллектива «Бурановские бабушки». Но сначала познакомимся с текстом песни.


Вот тебе моя рука!

Где ж, дружок, твоя рука?

Станем рядышком с тобой, песню запоем!

Будет рядом нам теплей, вместе будет веселей.

Хороша, ты посмотри, матушка земля!

Представим, какой по характеру должна быть песня? А теперь послушаем и сравним со своим представлением.

СЛУШАНИЕ

-Что необычное услышали вы в прослушанной музыке, какое она передаёт настроение? Соответствует ли характер музыки тексту? Расскажите о своих впечатлениях.

У удмуртов особое место занимают праздники, посвящённые окончанию полевых работ, и соответствующие им песни.

Взаимоотношения русского и удмуртского народов тоже имеют многовековую историю.

Сегодня основным занятием удмуртов является земледелие, животноводство. Люди разводят коров, свиней, овец, различных птиц. Большинство удмуртов любят рыболовство, охоту и пчеловодство. Для них это и работа, и образ жизни. Особенностью культуры Удмуртии являются бытовые заклинания, заговоры, обрядовая поэзия, обрядовые мелодии.

Главное место в народном творчестве удмуртов занимает лирическое песенное творчество.

Слайд 8

Один из самых популярных народных праздников – Масленица. В Удмуртии её называют Вой дыр. Вой дыр – последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вой» (масло) и «дыр» (время), то «вой дыр» означает «масленое время». Март назывался «вой толэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя). Во всех домах жарятся блины, так же, как и в других областях России, собираются родственники, даже устраиваются свадьбы. Вой дыр – игровой день, дети катаются на лошадях, спускаются со снежных горок.

Слайд 9

-Сотни лет украшает Удмуртию своим солнечным сиянием удивительной красоты цветок – Италмас. Ему посвящены народные песни и танцы. В Удмуртии и дети, и взрослые с удовольствием исполняют песню, посвящённую этому цветку.

Слайд 10-14

В народных праздниках и музыке удмурты всегда используют музыкальные инструменты: гусли, варган, свирель, волынку, балалайку, гармонь.

Помимо струнных и духовых инструментов, у удмуртов широко распространились язычковые инструменты, такие как, гармонь двухрядная с малым количеством клавишей. Бубен состоял из деревянного обруча с натянутой на него собачьей кожей. Иногда он снабжался бубенчиками. Нередко только один бубен сопровождал народные песни и танцы. Играли на бубне не только во время ряжения, но на свадьбах и вечеринках.

Слайд 15

Варган. Этот музыкальный инструмент встречается у многих исполнителей народов Поволжья, а также у народов севера.

Послушайте, как красиво звучат вместе гусли, варган и волынка.

Прохлопайте ритмический рисунок, найдите сильную долю, и подумайте, что удобнее всего делать под такую музыку?

слушание

Действительно, музыка эта танцевальная.

Слайд 16

А теперь послушаем оркестр.

Слайд 17

Танцы представляют собой хождение по кругу, танцевальные движения похожие на парный перепляс, есть танцы втроём и вчетвером.

Слайд 18

Культуры русского народа и народов Поволжья очень близки друг другу. Разнообразие культур и разные природные условия проживания не мешают нам быть друзьями. В этом мы с вами сегодня убедились. Очень точно об этом говорится в стихах поэта Владимира Орлова.

Слово «Мы»

Сильней, чем «Я».

Мы – семья,

И мы – друзья.

Мы – народ,

И мы – едины.

Вместе мы

Непобедимы!