СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальные предпочтения современных школьников

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель моей работы - познакомиться с музыкальными предпочтениями современных школьников

Просмотр содержимого документа
«Музыкальные предпочтения современных школьников»


Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Савинская средняя школа» Плесецкого округа.


Учебно- исследовательская конференция

«Юность Поморья»


Направление: Культура. Искусствоведение.







«Музыкальные предпочтения современных школьников»

Исследовательская работа.





Выполнена обучающейся 7 « А» класса

муниципального бюджетного

обшеобразовательного учреждения

Потий Алёной Евгеньевной


Научный руководитель –учитель музыки

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

« Савинская средняя школа»

Шевелёва Юлия Николаевна














п. Плесецк , 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ 3

2.Основная часть………………………………………………………………………………4

2.1.Глава .Теоретическая часть 4

    1. Музыкальные вкусы и интересы современных подростков…………………………...4

    2. Музыка. Стили и направления.…………………………………………………………. 5

2.2 Глава . Практическая часть 6

    1. Анкетирование 6

    2. Результаты анкетирования. Диаграмма ………………………………………………...8

3.Заключение 12

4.Список источников…………………………………………………………………………12

5.ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Словарь музыкальных терминов…………………………………….13



1.ВВЕДЕНИЕ


Актуальность.

В современном обществе музыка стала неотъемлемой частью повседневной жизни подростков и может оказывать глубокое влияние на их развитие. В своей работе на тему "Музыкальное предпочтение современных школьников", я хотела рассказать о некоторых современных направлениях и стилях в музыке, о музыкальных предпочтениях молодежи, как музыка влияет на формирование личности подрастающего поколения.

Цель моей работы:
-познакомится с музыкальными предпочтениями современных школьников .

Были поставлены следующие задачи:

  • Изучение современных музыкальных интересов и вкусов у подростков.

  • Как музыка разных стилей воздействует на подростков, её влияние на формирование и поведения их в социуме.

  • Провести анкетирование среди школьников с целью узнать их предпочтения в музыкальных направлениях, стилях, какие факторы влияют на их выбор.

Гипотеза - предполагаем, что современные школьники имеют разные музыкальные предпочтения


Предмет исследования: музыкальные предпочтения школьников

Объект исследования: школьники Савинской школы

Методы исследования :анализ и синтез информационных источников ,анкетирование –опрос ,моделирование.





































2.Основная часть

Глава 1

2.1Теоретическая часть.

2.1.1.Музыкальные вкусы и интересы современных подростков.

Кто они современные подростки? С токи зрения подростковый возраст — это очень сложный и противоречивый период в жизни ребенка: резкие изменения в физическом и психологическом облике. Это психические качества: нетерпимость к рутине, вспыльчивость, импульсивность, но и стремление узнать что-то новое. В подростковый период возникает проблема выбора жизненных ценностей: стремление сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям. Становление ценностных ориентаций: добро и зло, честь и долг, достоинство и право, также формируются художественно-эстетические предпочтения, музыкальные вкусы.

Многочисленные психологические исследования указывают на то, что музыка оказывает значительное влияние на психическое и эмоциональное состояние подростков, их поведение и общественные предпочтения. Работы психологов, таких как Эриксон и Маслоу, подчеркивают важность музыки в процессе формирования личности в период подросткового кризиса. Сегодняшние исследования свидетельствуют о разнообразии музыкальных стилей, популярных среди школьников :от энергичных ритмов поп-музыки до критических текстов хип-хопа. Это создает уникальный культурный ландшафт, отражающий не только современные тенденции, но и индивидуальные особенности подростков.

(https://pandia.ru/text/77/287/40094.php?ysclid=lr0tsu67b1960698973)

Сегодня в музыкальном списке подростков можно найти самые разные музыкальные композиции и разделение происходит по их музыкальным пристрастиям. Музыкальные интересы молодежи имеют свои особенности и трудности: например, поклонники разных стилей музыки часто не выносят друг друга. А некоторые хотят знать и понимать музыку, но в большинстве случаев не имеют достаточных навыков слушать и воспринимать ее.

Исследователи согласны, что неправильно всем подросткам слушать и джаз, и рок, и энергичную танцевальную музыку, но и заставить насильно молодых людей или хотя бы даже рекомендовать им танцевать, веселиться под симфонии композиторов Бетховена или Чайковского, тоже неправильно. Классические произведения надо слушать в концертных залах, театрах, чтобы внимательно насладиться серьезной великолепной музыкой и получить при этом радость и удовольствие. Мало пользы принесет и то, что взрослые будут запрещают подросткам слушать определенные музыкальные жанры, популярные среди молодежи. Хороший вкус развивается не только на классических образцах, но и напротивопоставлении хорошего плохому. Поэтому нельзя просто приказами изгонять развлекательную музыку, запрещать ее слушать. Необходимо создавать благоприятные условия для развития музыкального вкуса. Музыка должна становится не только источником эстетического удовлетворения, но и важным инструментом социальной адаптации. Помогать подросткам выражать свои эмоции, находить единомышленников, формировать свой стиль, быть своеобразным зеркалом, отражающим внутренний мир и внешние влияния.
(https://vc.ru/u/1850474-kristina-agrest/690484-muzyka-v-zhizni-sovremennoy-molodezhi)








      1. Музыка. Стили и направления.

Прежде чем разбираться в музыке XX – XXI веков, стоит вспомнить, с чего же все началось. Музыкальные классические направления начали зарождаться с XVI века и развивались на протяжении последующих столетий. Это были фортепианные и органные звучания, камерные и оркестровые инструменты, серьезные и содержательные балеты и оперы.

В наше время современную классическую музыку можно услышать в компьютерной обработке, которой придает классике новое звучание и дает возможность не быть отвергнутой современными подростками. Благодаря компьютерным технологиям, классическая музыка не осталась в прошлом и произведения Бетховена, Моцарта, Вивальди в обработке становятся все популярнее. Музыку великих композиторов можно услышать в телефонах подростков. Сегодня, кроме классики, можно услышать множество современных направлений и стилей. Все современные стили музыки XX века появились благодаря трём крупным направлениям: поп, рок и рэп. Давайте рассмотрим их более подробно.

Популярная музыка охватывает большое количество направлений. Это в основном танцевальная музыка с эффектами, диско и транс. В настоящее же время популярными стали хаус, техно, фанк - это музыка прогрессивная и танцевального характера. В ней преобладает определенные мелодии и конкретные вокальные фразы. Очень большую роль в популярной музыке играет не только стиль исполнения, но и определенный образ, то есть соединяются звуковые и зрительные эффекты. Поэтому часто на песни в стиле поп музыки ставятся клипы.

Рок появился из американского блюза, но популярным сделали его певец Элвис Пресли и группа «Битлз». С 90-х годов XX века рок звучит как протест против несправедливости, войны. Среди современных стилей этого направления можно выделить тяжелый рок, популярный рок, фолк, панк, трэш.

Рэп этот жанр появился благодаря танцевальной музыке Ямайки ив нём нет вокала. Вместо мелодических линий мы слышим речитатив— то есть чтение текста нараспев. Рэп — один из основных элементов стиля хип - хоп музыки. Однако рэп, как речитатив используется не только в хип - хопе, но и в других жанрах. Основа этого стиля - ударные и басы.

Джаз родился в начале двадцатого века как сплав культур африканских и американских народов. Он построен на особой манере исполнения, импровизации, различных необычных приемах вокального и исполнительского характера, сложной ритмике. Джаз тоже имеет множество разновидностей – кул, прогрессив, хард-боп, франк, фри, соул. Благодаря соединению с различными видами популярной, особенно электронной музыки и рока, в джазе появляются такие направления, как фьюжн, эйсид, смуз, мануш.

Джаз и рок на заре своего появления были приняты крайне негативно, но прошло несколько лет, и они становится классикой стиля.В XXIвека на свет зарождаются новые музыкальные стили и направления и возможно через несколько лет они также станут новой классикой. В жизни все изменяется, все приобретает новое звучание и новые краски. Но во все времена будут появляться композиторы, сочиняющие шедевры, которые с замиранием сердца, восторгаясь, будут слушать люди по всей планете.

Это лишь всего лишь несколько самых популярных направлений в музыке. А теперь рассмотрим результаты анкетирования музыкальных предпочтений среди подростков в нашей школе




Глава 2

2.2 Практическая часть.

2.2.1 Анкетирование.

В ходе исследования было проведено анкетирование о музыкальных предпочтениях подростков среди учащихся 7х классов в количестве 67 человек и учащиеся 10-11 классов в количестве 29 человек. Всего в опросе приняло участие 96 учащихся.


Вопросы и результаты анкетирование получились следующие:

Укажите свой возраст, класс:

Вопросы:

Ответы учащихся 7х классов

67 человек

Ответы 10-11 классов

29 человек

1.Какой жанр музыки больше всего тебе нравится ?

(поп, рок, рэп, хип- хоп, другой (свой).


Рэп-26ч.

рок- 10

фонк-8

классика-5

рок- 9

хип- хоп-11

поп—13

панк- 4

электроника 3

Хип- хоп-1

поп-12

электро- рок-1

классика-1

панк- рок-3

рок-1

рэп-10

Фонк-1

тяжёлый металл-1.

Шансон-1


  1. Как часто слушаете музыку в течение недели?

( ежедневно, несколько раз в неделю, редко, почти никогда).


Ежедневно-43

несколько раз в неделю- 13 редко-7

почти никогда- 4

Каждый день-21

Несколько раз в неделю-6


  1. С какой целью выобычно слушаете музыку ?

Возможно несколько вариантов (развлечение ,расслабление, сплочение сдрузьями, другое).


Расслабление-41

развлечение 28

сплочение с друзьями- 5

от одиночества- 4.


Развлечение-14

расслабление-19

мотивация1

сплочение с друзьями-1


  1. Как вы узнаёте о новых музыкальных треках или исполнителях? - социальные сети

(в Контакте, Tik- ToK, своё_),

- рекомендации от друзей,

- радио, телевидение, Муз.платформы ( YoUTubE ), укажите своё.


Из соц.сетей- 5

ВК-10

музыкальная платформа-9 YоUTubE- 13

Тик- ток—37

телеграмм- 7

от друзей-12.


Из социальных сетей- 10

тик- ток- 19

музыкальные платформы- 7

рекомендации-8

ВК-11

Яндекс музыка-2 телевидение-1.


  1. Какие характеристики музыки важны для вас при выборе композиций или исполнителей?

(тексты песен, мелодия и звучание, ритм и темп, индивидуальный стиль исполнителя, другое (укажите)


Важны текст песен-28 мелодия и звучание- 30

ритм и темп24 индивидуальный стиль – 15.


Важны текст, ритм-17

мелодия и звучание-20 индивидуальный стиль-7 смысл и глубина -1.


  1. Менялись ли Ваши предпочтения в течение 3-х предыдущих лет?

Если да, то каким образом?


Менялись- да- 28

не менялись- 23

поменялся вкус 15

возраст-10

поменялось мнение -11

узнал новых исполнителей-8.


0

7. Зависит ли у тебя выбор исполнителя от настроения, ситуации?

Если да, то каким образом? Например, укажите конкретные группы или исполнителей

  • Когда мне грустно, я слушаю

  • Когда мне весело, я предпочитаю

  • Когда я один, то слушаю

  • Когда я с друзьями

  • Возможен свой вариант


Зависит- да-23

не зависит- нет 40.

Когда мне грустно, я слушаю-рэп 26., хип- хоп-20., рок- 18., , поп-22., фонк-16., классика-5., L-рф-8.

Когда мне весело, я предпочитаю-рэп-28., хип- хоп15., рок-14., поп- 20., фонк-19., классика-3., L-рф-8.

Когда я один, то слушаю-рэп-17., хип- хоп- 15., рок- 20., поп 21.. фонк- 10., классика- 2.., L-рф-7.

Когда я с друзьями слушаю-рэп-22., хип- хоп- 15., рок- 14.. поп- 21., фонк-16., классика- 4.. L-рф-6


Да-15

нет-10.

Когда , мне грустно: рок-9, рэп-12., хип- хоп-16., поп-8., Фонк-9., классика-3.,

когда я один, то слушаю-рок-8, рэп-9, хип- хоп-11, поп-6. Фонк 12, классика-1,

когда я с друзьями, то слушаю рок- 12, рэп-13., хип- хоп—14., поп-5. Фонк-2. Классика- 0

8. Будешь ли ты слушать какую-нибудь музыку только потому, что она популярна среди твоих сверстников и одноклассников?


Нет-40

да- 19

возможно -8


Не буду-20

да-6

возможно-1

не думаю-1

смотря какая-1


9.Как ты относишься к песням и исполнителям, которые слушают твои родители или другие родственники, которые значительно старшетебя?


Нейтрально-15

нормально-10

положительно-16

никак-6

отлично-8

терпимо-4

иногда нравится-5.


Положительно-17, нормально-3

все равно-1

не слушаю-2

уважаю шансон-1














2.2.2 Результаты Анкетирования. Диаграмма.


1. Какой жанр музыки тебе нравится больше всего?

Вывод: Предпочтения в выборе музыки по жанру среди 7 и 10-11 классов имеют различия. Среди старших классов больше всего людей слушает Поп музыку, а средние классы интересуются роком.


2. Как часто слушаете музыку в течение недели?

Вывод: Исходя из диаграммы, мы можем сделать вывод, что большинство ребят, как из 7-х классов, так и из 10-11-х классов слушают музыку ежедневно.


3. С какой целью вы обычно слушаете музыку?

Вывод: Мнение 7 и 10-11 классов сошлось, большинство слушает музыку для расслабления.






4. Как вы узнаёте о новых музыкальных треках или исполнителях?

Вывод: И в 7 классах, и в 10-11 в основном узнают о новых треках через приложение - тик-ток.


5. Какие характеристики музыки важны для вас при выборе композиций или исполнителей?

Вывод: В общем, характеристики классов ничем не отличаются, схожи, но в 10-11 классе также важна смысл и глубина музыки.


6. Менялись ли ваши предпочтения в течении 3-х предыдущих лет?

Вывод: Диаграмма показала, что предпочтения школьников менялись с годами.










7. Зависит ли у тебя выбор исполнителя от настроения, ситуации?

Вывод: Мнение классов разделилось. У 7-х классов выбор не зависит от настроения или ситуации, а у 10-11-х зависит.


Когда мне грустно, я слушаю:


Когда мне весело, я слушаю:













Когда я один, слушаю:

Когда я с друзьями, я слушаю:

Вывод: Судя по разнообразным показателям, можно сделать вывод, что музыкальные предпочтения школьников имеют различия.


8. Будешь ли ты слушать музыку, потому что она популярна среди твоих сверстников?

Вывод: Ответы ребят повествовали нам о том, что они не будут слушать музыку, которая популярна среди их сверстников.











9. Как ты относишься к песням и исполнителям, которые слушают твои родители или другие родственники, которые значительно старше тебя?

Вывод: Опрос показал, что школьники уважают выбор других людей, а некоторые даже восхищаются творчеством исполнителей, которых слушают их близкие люди.


3.Заключение.

В результате исследования выяснили, что ребята нашей школы в равной степени любят и стараются понимать музыку разных стилей. И предпочтительно стараются слушать музыку, не только увеселительного характера, отличающейся темпом, ритмом, но и классику. Потому, что любимые произведения, песни помогают восстановить душевное равновесие, отвлечься от повседневной жизни. Гипотеза подтвердилась.

Музыка кратчайший и наиболее легкий путь к счастью и радости!



4.Список источников:


  1. Аникеев, М. П. (2016). Музыка и молодежь: проблемы и перспективы исследования. Наука и молодежь, 2, 56-62.

  2. Гребешкова, М. А. (2017). Потребительская лояльность молодежи в отношении музыкальных продуктов современности. Молодой ученый, 8(157), 720-723.

  3. Карпов, А. В., & Лямина, М. В. (2020). Влияние музыки на социализацию подростков в современном информационном пространстве. Южно-Российский психологический журнал, 6(3), 147-161.

  4. Влияние современной музыки на молодёжь.

https://pandia.ru/text/77/287/40094.php?ysclid=lr0tsu67b1960698973

  1. Музыка в жизни современной молодежи.

https://vc.ru/u/1850474-kristina-agrest/690484-muzyka-v-zhizni-sovremennoy-molodezhi

  1. Музыка. Цитаты о музыке и музыкантах.

https://proza.ru/2022/08/31/881







Приложение № 1

Словарь музыкальных терминов. Стили и направления в музыке:


Рок-музыка — жанр музыки, характеризующийся ярко выраженным ритмом. Так же является обобщённым названием для ряда музыкальных стилей и направлений. Многообразие жанров и поджанров рок-музыки градируется от "легкого" до "тяжёлого". Рок зародился в начале 1950-х в США и Западной Европе. Распространившись по всему миру жанр обрёл национальный колорит почти во всех странах. Из-за того, что рок-музыка постоянно поддается трансформации, создано огромное количество видов и подвидов этого направления. Главным образом рок делится на два течения. Первое – легкий рок. Он более мелодичен, его легче слушать и в нем присутствует меньше басов и больше легких музыкальных связок. К этому течению относится альтернативный рок, поп-рок, гроул и другие. Второе течение – тяжелый рок. Он более груб на восприятие, ввиду того, что переполнен резкими басами, громогласными ударными и кричащим вокалом солиста. К нему относятся виды блэк-метал и дэт-метал.

Рэп (англ. rap, rapping) — ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Исполнитель рэпа называется рэпером, или более общим термином MC.Есть несколько классификация, если желаете - видов рэпа: «быстрый» - это имитация разговора одного исполнителя с иным; «жизненный» - составленный автором на ожесточенных реалиях нашей с вами жизни, читаемый под напором музыки; «танцевальный» - самый легкий из всех стилей. Рэп — один из основных элементов стиля хип-хоп-музыки; часто используется как синоним понятия Хип-хоп. Однако рэп используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах. Многие исполнители Drum And Bass используют рэп. В рок-музыке он встречается в таких жанрах, как рэпкор, ню-метал, альтернативный рок и альтернативный рэп.

Джаз (англ. Jazz) - это направление в музыке, которое возникло в США в самом начале XX века. В нем тесно переплетаются ритмы, обрядовые песнопения и рабочие песни афроамериканцев, а также гармоническая составляющая, присущая музыке белых переселенцев. Другими словами, это импровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.

Поп-му́зыка (англ. pop-music от popular music) — направление современной музыки, вид массовой культуры. Является отдельным жанром популярной музыки.
Основные черты поп-музыки как массовой культуры — простота инструментальной части, ритмичность, акцент на вокал. Основная и практически единственная форма композиции в поп-музыке — песня.
Поп-музыка включает в себя такие поджанры, как европоп, латина, синтипоп, диско, танцевальная музыка и другие.

Хип-хоп или хип-хоп-музыка  также известная как рэп-музыка  и ранее известная как диско-рэп — музыкальный жанр популярной музыки, развитый в США в 1970-х годах афроамериканцамилатиноамериканцами и американцами стран Карибского бассейна, живущими в бедных районах Бронкса в Нью-Йорке. Хип-хоп-музыка состоит из стилизованной ритмичной музыки, которая обычно сопровождается рэпом, ритмичной и рифмованной речью, которую произносят нараспев. Хип-хоп-музыка развивалась как часть хип-хоп-культуры, субкультуры, определяемой четырьмя ключевыми стилистическими элементами: эмсиинг/исполнение  рэпадиджеинг/скретчинг с помощью виниловых проигрывателейбрейк-данс и рисованиеграффити..

Другиеэлементы включают семплирование битов или басовых линий из записей (или синтезированных битов и звуков) и ритмичный битбокс. Хотя термин «хип-хоп» часто используется исключительно для обозначения исполнения рэпа,

Термин «хип-хоп-музыка» иногда используется как синоним термина «рэп-музыка», хотя исполнение рэпа не является обязательным компонентом хип-хоп-музыки; жанр может также включать другие элементы хип-хоп-культуры, в том числе диджеинг, тёрнтейблизм, скретчинг, битбокс и инструментальные треки.

Фонк (англ. phonk) — поджанр хип-хопа, вдохновлённый мемфис-рэпом 1990-х годов. Больше всего представлен на платформе SoundCloud и Spotify, а также выделяется как отдельный жанр стриминговым сервисом «Яндекс.Музыка». Характеризуется ностальгическими семплами фанка, кассетным звучанием, взятым из Lo-Fi и часто старыми записями вокала в стиле мемфис-рэпа. Жанр основан на мрачных, искажающих приемах рубленого звука.

Панк-рок (или просто панкангл. punk rock) — жанр рок-музыки, сформировавшийся к середине 1970-х годов на территории США, Великобритании и Австралии. Истоки жанра проистекают из гаражного рока 1960-х, а также других музыкальных форм, ныне известных как протопанк. С самого начала представители жанра противопоставляли себя помпезности мейнстримного рока 1970-х: как правило, панк-группы записывали короткие, очень динамичные песни с резкими мелодиями и грубым вокалом, минимальным набором аппаратуры.

Электро́нная му́зыка  — музыка, созданная с использованием электромузыкальных инструментов и электронных технологий (с последних десятилетий XX века — компьютерных технологий). Как специфическое направление в мире музыки электронная музыка оформилась во второй половине XX века и к началу XXI века широко распространилась в академической и массовой культуре. Электронная музыка оперирует звуками, которые способны издавать электронные и электромеханические музыкальные инструменты, а также звуками, возникающими при помощи электрических / электронных устройств и различного рода преобразователей (магнитофоны, генераторы, компьютерные звуковые карты, звукосниматели и тому подобные), которые в строгом смысле не являются музыкальными инструментами.

Электронный рок (также известный как электро-рок и синти-рок) - это музыкальный жанр, который включает в себя сочетание рок-музыки и электронной музыки с использованием инструментов, обычно встречающихся в обоих жанрах. Он берет свое начало с конца 1960-х, когда рок-группы начали включать электронные инструменты в свою музыку.  В исполнениях электронного рока обычно сочетаются элементы других музыкальных стилей, включая панк-рок,индастриал-рок, хип-хоп, техно и синти-поп, что помогло стимулировать такие поджанры, как индийская электроника. Будучи сплавом рока и электроники, электронный рок включает инструменты, встречающиеся в обоих жанрах, такие как синтезаторы, меллотроны, магнитофонные техники, электрогитары и барабаны. Однако некоторые исполнители электронного рока часто отказываются от гитарыв пользу использования технологий для имитации рок-звучания. Вокал, как правило, мягкий или оптимистичный, но инструментальные партии также распространены в этом жанре.

Heavy metal или мета́лл — жанр, характеризующийся тяжёлым, энергичным и агрессивным звучанием, достигаемым при помощи искажения звука используемых инструментов (преимущественно электрогитар и бас-гитар, путём использования т. н. "гейна" в усилителе или при помощи педали дисторшна); затяжными гитарными соло-партиями; энергичным ритмом и, чаще всего, шести-, восьми - и двудольный размер такта; а так же широким использованием риффов.

Шансон - один из наиболее популярных музыкальных стилей в России на сегодняшний день. Заключает в себе много различных направлений: от "блатных" песен - до творчества Михаила Шуфутинского, Александра Розенбаума, Александра Маршала и др. Сегодня можно слушать шансон , во всех его проявлениях, на различных сайтах в Сети. В переводе с фр. слово "шансон" означает "песня", "уличный романс". Этот жанр возник еще в эпоху Средневековья.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!