СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тенденции и проблемы развития эстрадного вокала как одного из направлений дополнительного образования

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нынешняя эстрадная музыка привлекает людей разных возрастов, особенно детей. Как показывает практика, из всего многообразия музыкальных жанров современные школьники в большинстве случаев отдают предпочтение именно эстрадным песням

Просмотр содержимого документа
«Тенденции и проблемы развития эстрадного вокала как одного из направлений дополнительного образования»

Тенденции и проблемы развития эстрадного вокала как одного из направлений дополнительного образования


Л.Р. Гарифуллина

МБУДО «ДМШ №24» г. Казани

gar_lei1984@mail.ru


В современных довольно сложных социально-экономических условиях дополнительное образование детей имеет значимую роль в общественной жизни, является востребованным, личностно значимым, общедоступным, абсолютно добровольным, с обязательностью программных требований, с режимом занятий, поэтому рассматривается как значимый фактор преодоления кризиса современного детства.

Нынешняя эстрадная музыка привлекает людей разных возрастов, особенно детей. Как показывает практика, из всего многообразия музыкальных жанров современные школьники в большинстве случаев отдают предпочтение именно эстрадным песням. Во многом это происходит благодаря популяризации таких музыкальных проектов как «Ты супер», «Голос дети», «Новая волна», «Евровидение».

Музыкальное искусство эстрады, из-за непосредственного воздействия на широкие массы зрителей и социальной направленности, играет существенную роль в формировании духовного облика личности. Особенно ярко эта тенденция проявляет себя в сфере культурных предпочтений молодёжи, где поп музыка занимает важное место.

Эстрадный вокал – одно из самых востребованных направлений дополнительного образования. Классы эстрадного вокала переполнены желающими познать секреты вокального мастерства.

К сожалению, на данный момент очень мало методических разработок эстрадной вокальной практики, но школы в значении системы, преемственности, концепции пока на данном этапе еще не сформировалось. Частично это может быть связано с традициями академического и народного пения, которым до сих пор отводится доминирующая позиция в учебных планах музыкальных вузов. При таком раскладе возможности подготовки педагогических кадров, которые могут развивать эстрадное вокальное направление, не достаточно. Поэтому одной из причин не сформированности вокальной эстрадной школы можно назвать отсутствие должной педагогической подготовки вокалистов-исполнителей.

В нынешней России подготовка вокалистов любых стилей опирается практически исключительно на принципах академической вокальной школы, в то же время в других странах существует четкая стилевое разделение методов подготовки вокалистов. В связи с этим актуальной задачей является выявление принципиальных отличий в требованиях к подготовке исполнителей, исходящих из разнообразия стилевых особенностей музыкальных стилей.

Сложившееся положение исходит из того факта, что в России понятие «эстрада» является обобщающим понятием, которое включает множество музыкальных вокальных стилей. Если речь идет об академическом вокале, то всегда понятно, что именно имеется в виду. То же самое относится и к фольклорному исполнению, всегда отличающегося от других вокальных жанров. Эстрада считается неким третьим жанром, облегченным стилем пения, которое рассматривают отдельно от классического и народного звучания. Такое положение дел сложилось исторически, в то время, когда был выделен некий «облегченный» стиль исполнения и возникли «эстрадно-джазовые» отделения и факультеты для подготовки вокалистов, желающих исполнять что-то иное, чем классику и народную музыку. На мой взгляд, такое обобщение чрезмерно, так как понятие «эстрада» включает большое количество абсолютно разных вокальных жанров. К сожалению, данный стереотип сохраняется и в данный момент, в то время как на Западе обобщающее понятие «эстрада» не используется и применяются четкие стилевые градации: поп-музыка, рок-музыка, джаз, соул и фанк и многие другие стили. Это логично, поскольку данные стили весьма отличаются музыкальным материалом, техникой вокала и специфическими приемами, пригодными в одном стиле и совершенно неуместными в другом.

При всем положительном, что в себе несёт возрастающий интерес подрастающих поколений к эстрадному вокалу, можно обозначить ряд проблем, которые встают перед педагогами. Так, одним из основных вопросов, которые следует рассмотреть, является выбор детского песенного репертуара. К сожалению, в нынешнее время не так много песен, которые можно взять для обучения с детьми. Довольно часто, желая показать результативность своей работы, педагоги включают в репертуар детей «взрослые» произведения, которые зачастую требует от исполнителя повышенной эмоциональности, не говоря уже о смысловой нагрузке этих произведений. В этом плане очень показательными являются различного рода вокальные конкурсы. Как правило, дети, участвующие в конкурсах и творческих проектах, часто исполняют песни на иностранных языках. Сам по себе этот факт явление положительное: это и освоение учащимися иностранных языков, овладение основными артикуляционными особенностями исполняемого вокального произведения, а так же это расширение репертуара и культурного кругозора учащихся.

Однако в данном процессе намечается весьма тревожная тенденция: признаком особой «крутости» ребёнка-певца в некоторых конкурсах и проектах зачастую считается исполнение очень «взрослой» песни, как по степени её сложности, так и по содержанию. Создаётся впечатление, что никто не задумывается о том, какая именно информация содержится в песенном тексте. Далеко за примером ходить не приходится. Возьмем, к примеру, довольно популярный проект «Голос дети», где участники проекта, раз за разом исполняют «взрослые» песни. При этом организаторов и наставников проекта видимо не интересует, понимают ли дети то, о чем они поют.

В современной России перед педагогами, обучающими эстрадному вокалу, возникает множество проблем, начиная от недостатка системы и методик обучения, необходимостью самим обучаться разным стилевым направлениям, а так же нехваткой репертуара для изучения с детьми.