8 класс
Урок 14
Дата 11.12.24
Тема. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Э. Григ.
Цель: познакомить учащихся с музыкальной зарисовкой для большого симфонического оркестра сюитой «Пер Гюнт» Э. Грига.
Планируемые результаты:
Личностные:
-развивать духовно - эстетические потребности учащихся;
-развитие интереса к искусству, умение найти свою позицию в искусстве;
-воспитывать музыкальную культуру учащихся;
Метапредметные:
- знакомство с понятиями сюита, либретто;
-участие в музыкальной жизни класса;
Предметные:
- учить размышлять над содержанием музыкального произведения;
-учить понимать музыкальный язык, музыкальные термины;
-учить слушать и анализировать музыку;
- знакомить с музыкой Э. Грига.
Оборудование: компьютер, музыкальные композиции, портрет Э. Грига, минусовка песни.
Музыкальный материал. Музыка к драме Г. Ибсена Э. Грига: «Утро», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг», « Танец Анитры», « В пещере горного короля»;
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-размышление
I. Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
II. Мотивация учебной деятельности.
Часто можно услышать такие слова: «Родина. Любимая, родная сторона».
- Что для Вас ваша Родина? Ответы детей
- Любите ли вы свою Родину, родные места? Ответы детей
- За что вы их любите? Ответы детей
- Но многие люди покидают свою Родину и уезжают в поисках лучшей доли. Им кажется, что где-то и небо голубе и трава зеленее и жизнь сытнее и возможностей стать успешнее и богаче где-то в другом краю будет больше.
Так ли это? Ответы детей
- Почему? Ответы детей
Послушайте, как Генрих Ибсен писал о своей Норвегии
Могучий дух обитает в горах,
И голос его свободный
Звучит с колыбели в наших сердцах
И в чуткой душе народной.
Тот ласковый голос, глубокий, родной,
Как говор листвы, как ручей лесной,
Живое эхо свободы
Он будит в душе народа…
Он - песни знакомой мотив родной.
Он – повесть, и он же – сказанье,
Он горе смягчает в груди больной,
Он счастью даёт сиянье,
Он – память о прошлом, он – сила любви,
Он – честь и геройство в нашей крови,
Он в самом далёком скитанье
Звезды путеводной сиянье!
- Ребята, как вы думаете, о творчестве какого композитора мы будем сегодня говорить?
Ответы детей.
Задание. Имя композитора.
Отгадаем имя.
1.Как называется сказочное, красивое существо, с заостренными ушками Эльф
2. Первая нота До
3. Популярный бальный танец конца 18 века с трехдольным размером. Вальс
4. Объявление о спектакле, концерте. Афиша
5. Красивый цветок с шипами, символ любви. Роза
6. Тонкой палочкой взмахнет —
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это? Дирижер
- Получилось имя – … Эдвард
Отгадаем фамилию .
7. Бородатый карлик, охраняющий подземные сокровища. Гном
8. Вторая нота. Ре
9. Скрипка, флейта, балалайка, ты одним словом называй – ка. Инструменты
10. Все мы очень любим слушать,
Как поёт у нас Тамара,
И в руках её послушна
Шестиструнная … Гитара
- А теперь посмотрим, какая получилась фамилия? Григ.
Правильно, это Эдвард Григ - норвежский композитор, пианист, дирижер.
- А кто уже знает этого композитора? Ответы детей
Эдвард Григ… Он жил более 150 лет назад. Любовь к музыке Григу привила его мать, которая была пианисткой, а также обладала хорошими вокальными данными. Впервые за фортепьяно Эдвард Григ сел в 4-летнем возрасте, точно также как и Чайковский. Первое музыкальное произведение композитор сочинил в возрасте 12 лет. Эдвард Григ поддерживал дружеские отношения с Петром Чайковским, их связывали необыкновенные родственные связи. За годы своей жизни Григ создал более 600 музыкальных произведений.
- А как вы думаете, какая тема нашего урока? Какая наша с вами цель?
- А теперь давайте отгадаем ребус
Ответы детей: Сюита
- Что такое сюита?
Цикл альбомов, пьес, произведений, которые объединены одной общей темой называется сюитой.
Запишите в тетрадь определение и запомните!
Сюита (фр. - ряд, последовательность) - это музыкальное произведение,
которое состоит из самостоятельных, контрастных по характеру пьес,
связанных друг с другом одной темой.
- А какую известную сюиту Эдварда Грига вы знаете?
Сюита «Пер Гюнт»
Молодцы, вы правильно определили тему нашего урока.
- А какие задачи мы поставим?
*познакомиться с музыкальной зарисовкой для большого симфонического оркестра сюитой «Пер Гюнт» Э. Грига.
*поближе познакомиться с народными мелодиями Норвегии.
III. Этап усвоения новых знаний.
Полна величия северная природа. Прекрасен далёкий край скал, бездонных озёр, снежных вершин, фьёрдов. В зимних метелях и вьюгах, в рокоте угрюмого моря, в мерцании белых ночей рождала свои песни Норвегия. Эта суровая, неприступная, но полная сказочных красот страна взрастила и дала миру своё самобытное искусство и своего певца Э. Грига.
Прошло 169 лет со дня рождения этого великого музыканта, пианиста, дирижёра, и мы до сих пор помним его, слушаем и восхищаемся его произведениями.
Григ - классик норвежской музыки. Он впервые сделал её, достоянием всего мира.
В этом смысле он занимает такое же место в истории своей отечественной культуры, как Глинка в России, Ф. Шопен в Польше, Ф. Лист в Венгрии.
На протяжении всей своей жизни Григ создал немало музыкальных произведений. И вот однажды, в 1874 году Григ получил письмо от Ибсена с предложением написать музыку к постановке драмы «Пер Гюнт». Сотрудничество с талантливейшим писателем Норвегии представляло для композитора огромный интерес.
По собственному признанию, Григ был «фанатическим почитателем многих его поэтических произведений, в особенности «Пера Гюнта». Горячая увлеченность произведением Ибсена совпала у Грига со стремлением к созданию крупного музыкально-театрального произведения.
В течение 1874 года Григ написал музыку к драме Ибсена. Одним из самых знаменитых произведений Грига считается вторая сюита — «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта
на родину», «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Утро»".
Также к спектаклю было написано либретто. Кто может сказать, что оно означает? ЛИБРЕТТО (итал. - книжечка), 1) литературный текст оперы, оперетты. 2) Изложение содержания оперы, балета. Давайте запишем эти два определения в ваши тетради.
А теперь давайте послушаем, как норвежский композитор Эдвард Григ описал утро в своем музыкальном произведении, сюите «Пер Гюнт». Эта музыка сочинена к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Пьеса, которая рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Куда только не заносила его судьба! Но свет далекой родины притягивает Пера... Из музыки
к спектаклю композитор составил сюиту, в которую вошли отдельные музыкальные картины.
https://www.youtube.com/watch?v=6n41kxhkZDs «Утро»
Надеюсь, вы все услышите флейту, которая звучит в начале пьесы, и скрипки, которые подхватят звучание мелодии.
Ибсен использовал в своей пьесе целый ряд старинных норвежских легенд и сказок. Её герой, деревенский парень Пер Гюнт, озорной и легкомысленный мечтатель и фантазёр, попадает к злым троллям. Тролли внушают ему своё жизненное правило: «будь всегда доволен самим собой». За дурные поступки односельчане прогоняют Пера из деревни, и он отправляется путешествовать.
В деревне остаётся девушка Сольвейг, которая любит Пера и будет ждать его всю жизнь. Перед отъездом он прощается с матерью, старой Озе, которая умирает у него на руках.
https://www.youtube.com/watch?v=Scoox1zO72w – «Смерть Озе»
https://www.youtube.com/watch?v=lHSKhEHhwMs – «В пещере горного короля»
Сорок лет странствует Пер по разным странам. Был он и в Америке, и в Китае,
и в Африке.
https://www.youtube.com/watch?v=ngHJJQK-Ztc – «Танец Анитры»
Несколько раз наживал он нечестным путём огромное богатство, но к концу жизни всё растерял.
Бедным, несчастным стариком возвращается он на родину.
Приготовившись бесславно умереть, он встречает Сольвейг, которая всё ему прощает.
Всё лучшее, что когда-то было в душе Пера, Сольвейг сохранила в своём сердце.
Существуют различные прочтения "Песни Сольвейг" Э. Грига.
Послушай две из них. Какая тебе понравилась больше, почему?
https://www.youtube.com/watch?v=f1ZhpzMrp8w – исп. оркестр
https://www.youtube.com/watch?v=RFfjsKbGu7A – исп. Анна Нетребко
Творческая работа.
«Ассоциативное дерево».
Послушайте начало (1-2 минутки) каждой пьесы из сюиты.
- Какие состояния души, переживания выражает музыка?
- Подберите слова, которые наиболее точно передают характер музыки и чувства от каждой пьесы.
IV. Этап закрепления новых знаний.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
1. Какой композитор сочинил сюиту "Пер Гюнт"?
2. Из какой страны этот композитор?
3. В каком веке жил композитор?
4. К какой театральной постановке Григ написал музыку?
5. Как звали норвежского драматурга, автора этой пьесы?
6. Дайте определение понятия "сюита".
7. Какие пьесы на уроке из сюиты вы прослушали?
8. Какая пьеса вам понравилась больше всего?
9. Почему пьесы из сюиты «Пер Гюнт» называют музыкальными зарисовками для большого симфонического оркестра?
Итог.
В отличие от оперы или балета, в драматическом спектакле музыка не является «главным действующим лицом». Но она создает особую атмосферу, помогает раскрыть характеры и душевные переживания главных героев. Трудно представить себе театральную постановку, которая могла бы обойтись без музыкального сопровождения.
https://video.resh.edu.ru/widgets/view/e4134c66f2fe13
Некоторые образцы театральной музыки становятся даже популярнее спектакля, к которому были созданы. Так произошло с увертюрой Л. ван Бетховена «Эгмонт»
к одноименной трагедии Гете.
https://youtu.be/ygfrbFPpfk4
Музыка к спектаклю: «Ромео и Джульетта» Д. Кабалевский,
А. Хачатурян к драме «Маскарад», Д. Шостакович - музыка к драме «Гамлет» - «Охота».
https://youtu.be/c4ax0lUDnrI
о музыке Э. Грига
https://youtu.be/UXW47ASN6eo
в пьесах.
В театральной культуре XX века эта традиция продолжилась. Так, композитор А. Шнитке объединил в своей «Гоголь-сюите» фрагменты, сочиненные для спектакля «Ревизская сказка» Московского театра на Таганке.
https://youtu.be/rChr4jj2dA4 - А. Шнитке.
V. Рефлексия.
Метод «Три главных слова».
Назовите всего три слова, которые бы характеризовали наш урок.
Учащиеся обмениваются своими определениями.
Слово учителя.
VI. Домашнее задание.
Изучить конспект. Слушать музыкальные произведения.
Рассказать о музыкальных зарисовках для большого симфонического оркестра А. Хачатуряна, Б. Кабалевского, Дм. Шостаковича, А. Шнитке и др. по выбору.
***