СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музыкальный фольклор - как средство нравственно - эстетического воспитания дошкольника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фольклор народов - достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру.

Фольклор не просто наше наследие, но  и   еще та основа основ, на которой держится нравственность русского народа.

Просмотр содержимого документа
«"Музыкальный фольклор - как средство нравственно - эстетического воспитания дошкольника"»

Музыкальный фольклор, как средство нравственно-эстетического воспитания.

« Мы должны не просто уверенно развиваться. Но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией»

В.Путин



Сегодня идет активный поиск путей образования и воспитания. На первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, формирование его эмоциональной отзывчивости, системы духовно – нравственных ценностей, Поэтому в системе эстетического воспитания дошкольников немаловажная роль отводится фольклору.

Фольклор народов - достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру.

Фольклор не просто наше наследие, но и еще та основа основ, на которой держится нравственность русского народа.

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Он способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками многочисленными произведениями малых и больших жанров- колыбельные песни, народные песни, частушки,

Песни-поговорки, плясовые припевки-пословицы Обрядовый фольклор- весенние, осенние песни, колядки, масленичные. Народные танцы, потешки, пестушки, заклички, припевы, скороговорки, пословицы, считалки, дразнилки, прибаутки, приговорки, загадки., народные игры, театр, народно-прикладное творчество, игра на музыкальных инструментах и богатство народных инструментов. Традиции - русское гостеприимство и множество обычаев и обрядов. Народное творчество, народная музыка. …

Детский фольклор своеобразная кладовая, в ней хранятся произведения взрослых, ставшие детскими..

2

Каждый народ имеет национальную культуру, которая отражает конкретные особенности группы людей, живущих продолжительное время на одной территории. Национальная культура находится в гармонии с национальным характером и выражает дух народа, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Я в своей работе использую все разнообразие народной песни, пляски, хороводы. Яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно - прикладного искусства. Все богатство народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера. С народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться с раннего возраста, они слышат их в исполнении на фортепиано и балалайке, в аудиозаписи- в исполнении оркестра народных инструментов, в пении воспитателя и музыкального руководителя и певцов профессионалов. Разученные песни: «Петушок», « Ладушки», Ворон, «Баю-баю» « Две тетери» и другие, дети используют в игровой деятельности. Работая с малышами над музыкально - ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к Р.Н.Мелодиям :« Из-под дуба», «Коробейники», «Ах вы сени», «Как у наших у ворот», Полянка», По улице мостовой»

Мы учим детей различать контрастный характер музыки, реагировать на ее изменения движениями. /Например- пляски « Калинка», « Приглашение», «Ах ты береза», « Веселые дети»… малыши учатся реагировать движением на начало и конец музыки, ритмично хлопать в ладоши, топать ножкой, вращать кистями, кружиться. Постепенно, от возраста детей, расширяем репертуар р.н. песен и мелодий, усложняя его. Русские песни и мелодии становятся более понятными, доступными, когда мы включаем их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Учитывая, что характерные для русской мелодии натуральный мажор и натуральный минор, их переливчатость и переменность доступны слуху ребенка. Поэтому я широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, театральной деятельности, хороводов, плясок и.т.д. Её богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывает у детей эмоциональную отзывчивость.

3

Часто использую нетрадиционную форму проведения утренников - это фольклорные праздники. В них мы знакомим детей не только с народной музыкой, но и добрыми забытыми народными обычаями и традициями. На Рождество – это гадание, колядование, на масленицу- ряжение, угощение блинами, веселые игрища, прощение, снежные городки- в соответствии со сценарной неделей. Веснянка- это закликание весны и птиц, частушки и хороводы у зеленой березки. К каждому фольклорному празднику мы проводим Сценарную неделю - в течение недели знакомим детей с обычаями, народными приметами, поговорками, приговорами, закличками, попевками, припевками, даем возможность поговорить забытым народным языком и принять участие в игровых действиях, гуляниях.

Это позволяет детям стать более свободными, эмоциональными, отзывчивыми, раскрепощенными, выразительными в общении друг с другом и в музыкальной деятельности и в театрализованной. Правда не всегда и не всё детям сразу становится понятно и ясно. Так в инсценировании песни «Воробей»/»скажи скажи воробей, скажи скажи молодой, как девицы ходят. Она так , оне сяк. Оне эдак и вот так- эти слова утратили свое употребление в современном русском языке и мы объяснили детям их значение и они стали с удовольствием их использовать.

На основе имеющихся у детей музыкально- двигательных навыках, мы разучили с детьми русские пляски. Перед танцем использовали народное приглашение, как в старые забытые времена

- « Распожалуйте, девчата, с нами поплясать».

-«Уж чи я это прекрасна, в косе ленточка атласна»

-«Что за парни там сидят, в ложки весело стучат,

Ну-ка, глянем поскорей, чем порадуют гостей»

Величальная: А кто у нас гость большой, хороший , пречестной»/кланяются/

- «А Иван то гость большой, хороший , пречестной»

Пляска, как и песня, отражает представления народа о прекрасном человеке, о лучших чертах характера.

4

Народ в живых образах показывает, каким хотел бы видеть человека. Какие физические и моральные свойства и качества личности считает достойными подражания.

Обучая детей р.н. пляске я ставлю задачу познакомить их с характером движений, которым присущи веселье, задор, в сочетании со сдержанностью и скромностью.

Работая над характером осанки для русской пляски, мы учим детей держаться прямо, с приподнятой головой, с отведенными назад плечами.

Показываем характерное для русской пляски положение рук:

- Руки скрещенные перед грудью, пальцы одной руки спрятаны.

- Руки спокойно висят вдоль туловища

- Руки отведены в стороны, ладонями вперед. Кисть открыта.

- Подбоченясь , с платочком….и.т.д.

Учу ребят выразительно исполнять элементы русской пляски: «Гармошечка», «Ковырялчка», «Дробушечки», «Припадание, скользящий шаг, «Елочка», Русский хороводный шаг», «Шаг с притопом», боковой галоп, приставной шаг, полуприсядка и присядка….

Для разучивания этих элементов используем небольшие четверостишья:

«Ты играй, моя гармошка, до-ре-ми-фа-соль-ля-си,

Посмотрите. Полюбуйтесь, как танцуют на Руси»

Ковырялочка, дробь: «Каблучками я стучу, пляску русскую учу,

Пляска русская моя - замечательная»

Присядка, полуприсядка:

«Сяду- встану, сяду – встану, и как мячик поскачу

Приседать я не устану, я танцором стать хочу»



5

Приставной шаг, боковой галоп:

«Скоком –боком, скоком – боком, ходит галка мимо окон

Ветром вся взъерошена, снегом /пылью/ запорошена.

Эти подговорочки помогают выполнять движения ритмично, также

можно исполнять движение под ритм слова и только потом подключать музыкальное сопровождение. Это помогает детям лучше , четче, яснее представлять музыкальный ритм. Движения становятся согласованнее с музыкой даже у не очень музыкальных детей.

Для того , чтобы дети почувствовали, как изменяются элементы русской пляски в зависимости от характера плясовой мелодии, как движения исполняются то спокойные, плавные, то задорные, озорные, разудалые, то резче, сильнее, то мягче, плавно- предлагаю детям выполнять один и тот же танцевальный элемент в сопровождении различных мелодий Например: «Ковырялочка под р.н.м «Полянка»- энергично, сильно притопывая. Затем этот же элемент « Ковырялчка» под мелодию « Травушка – муравушка»- движения сразу становятся мягче, легче, изящнее.

Когда запас двигательных движений у детей становится достаточным и они свободно варьируют движения переходя т одного к другому- начинаю работать над пляской.

Предлагаю детям свободный перепляс, рассказывая, что такие пляски издавна любимы в народе. Когда люди собирались вместе, чтобы повеселиться и отдохнуть, они часто соревновались в пляске.

Лучшим плясуном считался тот, кто показывал больше интересных движений. С большим желанием дети выполняют перепляс в сопровождении частушек, которых знают много. Такая форма пляски помогает развивать самостоятельную танцевально - игровую деятельность детей, способствует проявлению их первых творческих поисков.

И конечно, дети очень любят «наряжаться»- в работе мы всегда используем костюмы или отдельные атрибуты их: кокошники, ленты, фуражки, плетенки. Используя народный костюм, мы приобщаем детей к русскому народному искусству, воспитывая в них национальную гордость.

6

Большую пользу приносят и выступления взрослых в детском саду, с каким желанием и интересом дети исполняют хороводную пляску «Уж ты Порушка- Параня»- в которой принимает участие фольклорная группа воспитателей. Дети подпевают песню, помогая воспитателям, выстраивают многоголосие.

Народные игры вызывают интерес не только как жанр народного творчества. В них заключена информация, дающая предствление о повседневной жизни наших предков -их быте, труде, мировоззрении. В работе с детьми использую народные подвижные игры: «Маланья, «Дударь, «Золотые ворота, Каравай, Карусель, Пузырь» Заинька, Вейся капуста, «Змея», « Кучки», « Летучий мяч», « Поцелуйные игры», «Перелизы….

В этих играх кладезь мудрости, таланта, поучительного примера.

Поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то , как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младеньческих игр до зрелости.

Пока дитя еще мало, все игры обращены к нему. Его забавляют, развлекают несложными играми со звучащими, шумящими красочными игрушками играми прибаутками - тут и «Ладушки и «Сорока» … но вот ребенок научился ходить, бегать и характер игр резко изменился- появляются коллективные игры, в которых воспитываются чувство самостоятельности и вместе с тем объединении с другим детьми.

Ребенок испытывает при этом много положительных чувств, которые возбуждает игра. Можно сказать, что народная игра влияет на воспитание ума, характера, воли, развивает нравственные чувства, физически укрепляет. дисциплинирует ребенка. Народные игры, как правило образны, что отличает их от программных. Работая с фольклором я открыла для себя огромные возможности для творчества. Использование в работе народной песни, музыки, танца, слова, народной игрушки, предметов прикладного искусства- развивает у детей музыкально-художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений, пробуждают чувства любви к природе, родному языку и своим близким, и в конечном итог к своей земле.

Далее смотреть Презентацию «Фольклор в нравственно - эстетическом воспитании дошкольников»