СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников (консультация)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников (консультация)»

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников

(консультация)

Русский народный фольклор - это кладезь народной мудрости!


Пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, заклички, русские народные песни, календарные песни, колыбельные, пестушки, народные танцы и игры – всё это многообразие народного творчества


Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Детские впечатления неизгладимы. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинно искреннее погружение в истоки национальной культуры.


Именно  фольклор  с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом и развивает его образное мышление. Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.


Русский фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, музыкального фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетается музыкальный ритм и слово. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре и красоте, правде и верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорявляется богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.


В течение многих веков народные песенки, прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро сопровождают малышей, привлекая их внимание, успокаивают, веселят, поучают и приобщают их к высокой моральной культуре своего народа. Ребенок с раннего возраста активно откликается на фольклор и его роль в воспитании детей трудно переоценить.

С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как

«Пирожки»

«Ладушки»

«Петушок»

«Солнышко»

«Зайка»

«Сорока - ворона» и другие.


Они для детей, в возрасте от двух до трёх лет, просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка.


Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом. Явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств детей.


Важно с первых же занятий научить детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста используют такие потешки, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, дети подражают (показывают ротик, носик, ручки и т. д.)


Есть потешки, которые создают позитивное настроение. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, настраивают на занятие. Эти потешки выполняются стоя, в начале занятия, сопровождаются хлопками в ладоши, прыжками, «пружинкой» по показу взрослого.


Некоторые потешки можно использовать в соответствии со временем года, с природными явлениями: светит ли солнышко или идет дождь, снег.


В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, повороты кистей рук («фонарики», перебежки, «пружинка», прыжки. Некоторые потешки таят в себе рифмованную подсказку к движениям. Их тексты помогают ребенку ярче представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного.

Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

Все эти малые жанры фольклора детьми младших групп только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое отношение.


В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп часто используются другие фольклорные жанры - песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора.


Дети в детском саду неравнодушно относятся к народной музыке. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью. Она формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь поэтическими оборотами. Например, зимушка – зима, травушка - муравушка, калина – калинА, рассыплюсь яблонькой, Ваня – простота и многое другое. Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание и любовь.


С большим удовольствием дети поют народные песни«На горе-то калина»«Во кузнице»«Как у наших у ворот»«Пошла млада за водой»«Ах вы, сени»«Блины», всевозможные частушки. Эти песни хороши еще и тем, что их можно инсценировать.


На музыкальных занятиях дети знакомятся с движениями русской пляски. Хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, ковырялочка, присядка и другими элементами русской народной пляски. Кроме плясок разучиваются игры с пением, хороводы, потешки с движением, игра в оркестре. Короткий текст потешек, приговорок, закличек легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Игры и потешки дети переносят в свободные игры, а в дальнейшем они же используются на праздниках. Итогом работы с русским фольклором являются утренники: посиделки, ярмарки, праздник Масленицы.


В заключении можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит.

Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.


Произведения устного и музыкального фольклора имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они способствуют развитию образного мышления, обогащают речь дошкольников, развивают музыкальный слух, формируют художественный вкус ребенка, воспитывают любовь к русскому народному творчеству, всесторонне развивают личность ребенка.


Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа, должны наши дети петь русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры - это значит сохранять традиции и обычаи наших предков.