СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальный фольклор на уроке музыке с игровыми технологиями

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музыкальный фольклор на уроке музыке с игровыми технологиями»


ОКОУ «Ивановская школа - интернат»

Курской области, Рыльского района

Учитель музыки Дроздова Татьяна Васильевна





Тема проблемы на уроках музыки:

«Народный фольклор на уроках музыки, как средство нравственного, эстетического воспитания школьников с элементами игровых технологий».



«Народный фольклор на уроках музыки, как средство нравственного, эстетического воспитания школьников с элементами игровых технологий».





На уроках музыки, я работаю над проблемой «Народный фольклор как средство нравственно – эстетического воспитания школьников», которая требует поиска оптимальных и эффективных путей ее решения.

На этой основе у школьников развивается чувство прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории своего края, к песенному наследию предков.











Главной задачей моего направления заключается развитие интереса и любви к творчеству своего народа.

Дети приобщаются к фольклору в процессе различных видов деятельности: восприятие и исполнительство музыкальных игр, музыкально – образовательной деятельности.

Все эти формы способствуют творческому развитию школьников. Дети стремятся проявить инициативу, сделать что-то новое, внести свои предложения.

Эти качества помогают мне на уроках. Они оказывают положительное влияние на будущую деятельность школьников.

Творческое начало стараюсь проявить в детях уже с первого класса. Учу правильно задавать вопросы о характере исполнения произведения, прислушиваться к интонации народной музыки. Меняющийся характер музыки дети чувствуют и осознают, высказывают свое мнение. Наиболее старшие школьники в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретают новые навыки и умения, а я стараюсь им привить интерес и любовь к народному творчеству. При прослушивании и исполнении фольклорных произведений: «Калинка», «Светит месяц», «Во поле береза стояла», «Валенки», «Ой кулики», «Не радуйтесь, дубы», активизируется творческая фантазия и деятельность детей. Это способствует развитию их личностных качеств.

Народные песни, обряды, игры на уроке, способствуют развитию и воспитанию у детей чувство истинного и прекрасного. В будущем это поможет каждому из них дорожить духовно – нравственными ценностями и традициями своего народа. Так в старших классах фольклорные произведения раскрываются как средство патриотических качеств личности. Так, например, былины и хороводные песни воспринимаются как фактор народного быта исторического значения: «Илья Муромец», «Сергей Радонежский», «Князь Даниил»…

Таким образом, цель моей проблемы урока заключается в следующем: умение слушать и слышать музыку, выразительно исполнять песни, самостоятельно продумывать их исполнительский план, развивать творческие способности обучающихся, воспитывать интерес к народным традициям, песенному наследию предков. Стараюсь учить детей,что чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом, с идеей семьи как частицы единого рода.

С удовольствием с детьми применяем игровые технологии: игра на детских музыкальных инструментах, сюжетно – ролевые игры, ритмические движения, пластическое интонирование т.д.

Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. В нем отражены не только широта и щедрость характера народа, но и тайна его непобедимости. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа, которые вырабатывались веками. И ценны за то, что в них воплощены объективные законы природы.





Стихотворение:

Словно колос, набирали силу

Мальчики на сеймском берегу,

Плавали саженками, дружили,

Мудрость, поглощая на бегу.

В сарафанах прыгали девчушки,

Кукол ненаглядных позабыв.

Осень всех одаривала щедро,

И звучал привычный всем мотив.







Дети с колосками в руках, исполняют песню – осенину:

Осень, осень,

Сноп последний носим.

Приходи с ливнем,

С хлебом обильным,

Со льном высоким,

С корнем глубоким.

Осень, осень, на порог!

Осенинщикам – пирог.

На наше терпение,

Всем угощение.

Мы пирог поели – ещё захотели!





Дети больше всего на свете любят играть. Много игр было в старину у курских ребят.

Курский народ занимался разными ремеслами.

Из лыка плели лапти, из шерсти валяли валенки, шили одежду изо льна, а сапоги из кожи.

И игры были связаны с этими ремеслами, такие как: «Дедушка-сапожник», «Лапта», «Портной» и другие игры.

Еще дети с самого раннего детства наблюдали за трудом взрослых и в своих играх отражали весь процесс созревания урожая. Собрав урожай, курский народ вёз его на ярмарку и продавал.

И отсюда название игр: «А мы просо сеяли», «Редя, редя, кто тебя посадил?», «Каравай» и другие игры.

В нашем крае много лесов. Взрослые да малые ребятушки, любили ходить в лес по грибы, да по ягоды. А там частенько можно было встретить разных зверей и птиц.

И были такие игры: «Серый волк», «Хитрая лиса», «Птицелов» и другие.

По территории Курского края протекает множество рек. Дети и взрослые занимались рыбной ловлей.

Это способствовало появлению таких игр как: «Щуки и караси», «Невод», «Рыбак и рыбки» и другие.

В каждой семье было свое домашнее хозяйство: корова, лошадь, гуси, куры и другие животные. Дети помогали родителям ухаживать за животными и домашней птицей и появились такие игры как: «Стадо», «Лошадки», «Петушиный бой» и другие.

Вот, как создавались народные игры в старину на Курской земле. Курские народные игры собраны в большую книгу, которую назвали «Энциклопедия народных игр Курского края»









Игра «Гори, солнце, ярче!»


Все встают в круг. В центре стоит водящий. Играющие идут по кругу и поют:

Гори, солнце, ярче-

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

При последних словах все останавливаются, а водящий на слово «Горю!» догоняет детей.



Игра «А мы просо сеяли»


Это – массовая игра, в которой принимают участие много детей. Они становятся в два ряда, друг напротив друга. Один ряд девочки, другой ряд мальчики.

Поют по очереди, имитируют движения, затем делают шаги навстречу другому ряду.

Девочки: а мы просо сеяли, сеяли, а мы просо сеяли, сеяли.

Мальчики: а мы коней выпустим, выпустим, а мы просу вытопчем, вытопчем

Девочки: а мы дадим 100 рублей, 100 рублей.

Мальчики: нам не надо 100 рублей. 100 рублей, нам надо девицу, девицу.

Затем ловят за руку каждый себе по одной девочке.







Народный костюм



Народный костюм, это средство творческого самовыражения при исполнении народной песни, пляски, песни – игры.

Одна из песен – плясок знаменитая, древняя Курская «Тимоня».

Под «Тимоню» подрастали, женились, выходили замуж. Ни один праздник не обходился без «Тимони».



-Тимоня, Тимонюшка,

Кучерявая головушка,

А чего ж ты не женишься?

На кого ж ты надеешься?

(а кто-то отвечает)

- Я надеюсь на денежки,

А женюсь я на девушке!



Вокруг музыкантов (дети имитируют игру на музыкальных инструментах: кугиклы, дудки, жалейка, гармошка, балалайка, жалейка) пляшущие пары или тройки образуют круг, который идет своими движениями против часовой стрелки.







РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КОСТЮМЫ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ.

Мужская одежда была наиболее однотипной по всей территории России и не отличалась такой красочностью, как женская. Рубаха, порты, пояс, головной убор, обувь основные предметы мужской одежды.

Домашняя одежда шилась из домотканой клетчатой или полосатой пестряди или набойки и почти не украшалась.

Рубаха. Туникообразная рубаха до колен с прямым, чаще косым разрезом ворота и ластовицей. На спину и грудь подшивали с внутренней стороны треугольный кусок ткани «подоплека».

Порты. Шились из белого или полосатого домотканого полотна, зимние из сукна.

Головной убор. Валяные из шерсти белые, серые или коричневые шляпы двух видов - с тульей и небольшими полями и колпаки-валенки без полей. Были также свадебные шляпы, которые обычно украшались перьями и т. п. Зимние меховые шапки на северо-востоке заимствовались уместных коренных народов. С конца XIX века развивавшийся под этим влиянием малахай заменяется традиционной сейчас ушанкой.



РУССКИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ



«Сарафан» - термин восточного происхождения, он первоначально означал «одетый с головы до ног» и в документах XIV века применялся к мужской одежде.


Женская одежда подобного рода, с XVI века существовавшая в крестьянской среде, преимущественно северо-западного региона, имела различные названия, связанные с ее покроем материалом изготовления: костыч, сукман, косталан, дольник, клинник, штофник, кумачник, китайник и т. п.

В Курской губернии из тканей предпочитали канифас, атлас, белое и черное сукно, китайку. Спереди и по подолу сарафаны украшались кумачными вставками, кружевом, лентами, тесьмой, блесками, позументом.

Особенно интересны черные шерстяные сарафаны из Курской губернии с богатой плотной вышивкой красными, зелеными, желтыми шерстяными нитями. Для работы по дому и хозяйству употребляли пестрядинные и в мелкую клетку. Во второй половине XIX века они получают наибольшее распространение, становясь повседневной одеждой.

«ПЕРЕДНИК»

Женский крестьянский костюм повсеместно включал передник, который по своей конструкции разделялся на несколько типов.

Один из них – надеваемый через голову, туникообразный передник с рукавами или узкими проймами – обычно входил в комплекс с поневой и бытовал главным образом в центральных и южнорусских губерниях под названием «занавеска», «запон» (на кокетке – поздний вариант).

«ГОЛОВНОЙ УБОР»

О дной из важнейших составных частей костюма является


головной убор, завершавший весь ансамбль.


Для всей территории России характерны две резко различающиеся категории головных уборов.

Девичьи, оставлявшие открытыми волосы и теменную часть головы, имели форму венка - обруча или повязки.

Женские головные уборы были разнообразны, но все они полностью скрывали волосы, которые, по народным поверьям, обладали колдовской силой и могли навлечь несчастья.

Девичьи уборы были наиболее просты. Наиболее ранним видом были головные полотенца из полосы холста с концами, орнаментированными вышивкой, двусторонним швом, гладью, полукрестом, блестками, металлической нитью. На юге России украшались геометрическим орнаментом, на севере - растительным, орнитоморфным. Повязки, ленты, почелки из парчи, позумента, штофной ткани и полос кумача с богатым шитьем.

 УКРАШЕНИЯ.

Большую роль в костюме играли съемные украшения: серьги, нагрудники, гайтаны, наспинные и поясные подвески. Во всех районах России они имели свою особую цветовую гамму и делались из различных материалов.

Народные костюмы Курской губернии

Праздничный сарафан Курской губернии



Великая страна Россия! Здесь жили наши предки, живем мы, и будут жить наши потомки!