СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкотерапия .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкотерапия – одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Просмотр содержимого документа
«Музыкотерапия .»

Музыкотерапия.


Музыкотерапия – одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную ( двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.

Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.

Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.

Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.

Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в наше время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, кому необходима коммуникабельность.

Наше дыхание ритмично . если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Прослушивание быстрой, громкой музыки после медленной может привести к эффекту, описанному Ницше: «Мои возражения против музыки Вагнера являются физиологическими. Мне становится трудно дышать, когда на меня воздействует его музыка.» Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным. Обычно такой эффект имеют григорианские песнопения, современные оркестровки и народная музыка.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. Как заметил Игорь Стравинский: « Ударные и басы… действуют как система центрального отопления».

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма – ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально – рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того , под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.


Комплексы упражнений для пробуждения.



«Зайчата»

Дети выполняют движения соответственно тексту.

Вот пушистые зайчата

Мирно спят в своих кроватках.

Но зайчатам хватит спать

Пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем

Ручку левую потянем

Глазки открываем

С ножками играем:

Поджимаем ножки

Выпрямляем ножки

А теперь бежим скорей

По лесной дорожке

С боку на бок повернемся

И уже совсем проснемся!

«Просыпайтесь, глазки!»

Просыпайтесь, глазки! Глазки все проснулись? (дети лежат на спине, легко поглаживают закрытые глаза)

Просыпайтесь ушки! Ушки все проснулись? (растирают уши ладошками)

Просыпайтесь ручки! Ручки все проснулись? (растирают руки от кисти до плеча)

Просыпайтесь ножки! Ножки все проснулись? (стучат пяточками по кровати)

Просыпайтесь, детки! Мы проснулись! (потягиваются, затем хлопают в ладоши)


«Потягушка»

Дети потягиваются, вытягивают поочередно то правую руку, то левую, выгибают спинки.

Это кто уже проснулся?

Кто так сладко потянулся?

Потягуни – потягушечки

От носочков до макушечки.

Мы потянемся – потянемся

Маленькими не останемся

Вот уже растем, растем, растем.




Список музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии.


Музыка для встречи детей и их свободной деятельности.

Классические произведения:

  1. И.Бах. «Прелюдия до мажор»

  2. И.Бах. «Шутка»

  3. И.Брамс. «Вальс»

  4. А.Вивальди. «Времена года»

  5. Й.Гайдн. «Серенада»

  6. Д.Кабалевский. «Клоуны»

  7. Д.Кабалевский. «Петя и волк»

  8. А.Лядов. «Музыкальная табакерка»

  9. В.Моцарт. «Маленькая ночная серенада»

  10. В.Моцарт. «Турецкое рондо»

  11. М.Мусоргский. «Картинки с выставки»

  12. А.Рубинштейн. «Мелодия»

  13. Г.Свиридов. «Военный марш»

  14. П.Чайковский. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)

  15. Ф.Шопен. «Вальсы»

  16. И.Штраус. «Вальсы», «Полька «Трик-трак»»


Детские песни:

  1. «Антошка» (В.Шаинский, Ю.Энтин)

  2. «Бу-ра-ти-но» (из к/ф «Буратино»)

  3. «Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский)

  4. «Веселые путешественники» (М.Старокадомский)

  5. «Все мы делим пополам» (В.Шаинский)

  6. «Где водятся волшебники» (М.Минков)

  7. «Да здравствует сюрприз» (М.Минков)

  8. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда»)

  9. «Колокола» (из к/ф «Приключения Электроника»)

  10. «»Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника»)

  11. «Лучики надежды и добра» (Е.Войтенко)

  12. «Настоящий друг» (Б.Савельев)

  13. «Песенка Бременских музыкантов» (Г.Гладков)

  14. «Песенка о волшебниках» (Г.Гладков)

  15. «Песня смелого моряка» (из м/ф «»Голубой щенок»)

  16. «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего»)

  17. «Танец утят» (французская народная песня)


Музыка для пробуждения после дневного сна.

Классические произведения:

  1. Л.Боккерини. «Менуэт»

  2. Э.Григ. «Утро»

  3. А.Дворжак. «Славянский танец»

  4. Ф.Лист. «Утешения»

  5. Ф.Мендельсон. «Песня без слов»

  6. В.Моцарт. «Сонаты»

  7. М.Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов»

  8. М.Мусоргский. «Рассвет на Москва-реке»

  9. К.Сен-Санс. «Аквариум»

  10. П.Чайковский. «Вальс цветов», Песня жаворонка», «Зимнее утро»

  11. Д.Шостакович. «Романс»

  12. Р.Шуман. «Май, милый май»


Музыка для релаксации.

Классические произведения:

  1. Т.Альбиони. «Адажио»

  2. И.Бах. «Ария из сюиты №3»

  3. Л.Бетховен. «Лунная соната»

  4. К.Глюк. «Мелодия»

  5. Э.Григ. «Песня Сольвейг»

  6. К.Дебюсси. «Лунный свет»

  7. Колыбельные.

  8. Н.Римский-Корсаков. «Море»

  9. Г.Свиридов. «Романс»

  10. К.Сен-Санс. «Лебедь»

  11. П.Чайковский. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

  12. Ф.Шопен. Ноктюрн соль минор.

  13. Ф.Шуберт. «Аве Мария», Серенада»

  14. Р.Шуман. «Грезы»