Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – основная
общеобразовательная школа №14 х. Ильинов Мартыновский район Ростовская область
«Утверждаю»
Директор МБОУ - ООШ № 14
Приказ от 05.09.2018 № 148
___________ Т.В.Колесникова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мы - актёры»
Направление – общекультурное
Программа предназначена для детей 3-4 класса

Составил: учитель начальных классов
Дьяченко Светлана Ивановна
2018 – 2019 г.
Пояснительная записка
...Таланты будущих поколений могут быть охраняемы
только путем развития и воспитания юных талантов;
для этого же необходимо их раннее узнавание.
Г.Ревеш
Программа «Мы актеры» разработана для учащихся 3-4 классов на 2018-2019 уч. год и рассчитана на 1год обучения 37часов (1час в неделю) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности и составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Приказ Минобразования России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 14.12.20153 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ »
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОО (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 в редакции Изменений №1, от 29.06.2011 № 85, в редакции Изменений №2, от 25.12.2013 № 72) СанПиН 2.4.2.2821-10;
Ориентирована на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, содействие его социализации, выявление и развитие задатков и творческих способностей школьников.
По целевой направленности программа является развивающей (направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности) и социально-адаптивной (развивает: отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе; объективная самооценка, отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения).
Актуальность программы:
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.
Игры, проводимые на внеучебных занятиях, являются для ребенка действительно игрой, а не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами. Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют и развивают слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой.
Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат. Последнее обстоятельство исключительно важно, потому что без навыков активной работы артикуляционного аппарата, заложенных в детстве, речь взрослого человека часто становится нечёткой, неразборчивой, не доносит до слушающего главный компонент речи – её содержание. Всё это может в дальнейшем негативно отражаться на его профессиональной деятельности.
Цели данной программы:
- развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения, развитие полноценного восприятия искусства, развитие актёрского мастерства.
Задачи:
1. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
2. Развивать у детей речевой слух, внимание и память;
3. Помогать в овладении литературным произношением, согласно современным нормам русского языка;
4. Развивать речевые и творческие способности;
5. Организовать художественно-речевую и театрализованную деятельность;
6. Содействовать развитию выразительности речи детей в процессе работы над техникой, интонацией, исполнением чтецких номеров;
7. Содействовать развитию сценических способностей детей (в плане соотнесения интонационной и пластической выразительности образа, взаимодействия с партнёром, контакта со зрителем и т.д.);
8. Предоставить детям опыт эмоционально-творческих переживаний в процессе постановки и показа инсценировки; организации театрализовано - досуговой деятельности.
Планируемые результаты освоения курса.
К концу года занятий обучающиеся:
Имеют понятие:
- О театральных профессиях и видах театрального искусства
- Об оформлении сцены
- О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
Научатся:
- Различным современным и народным играм
- Новым скороговоркам и чистоговоркам
- Приемам разминки и разогрева тела
- Создавать выбранный или заданный педагогом образ
- Раскованно чувствовать себя на сценической площадке
Приобретут навыки:
- Общения с партнером
- Элементарного актёрского мастерства
- Коллективного творчества
Ожидаемые метапредметные результаты обучения по ФГОС.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы
УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
• осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для
личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
• анализировать причины успеха/неуспеха.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность
• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружаюших.
Содержание курса
1.Водное занятие.
История театра, театр как вид искусства (2 ч),
Встреча с педагогом. Игры способствующие возникновению дружеских взаимоотношений.
2. Театральная игра (2 ч),
Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций.
3. Художественное чтение (8 ч),
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Работа над стихотворением и басней.
4. Сценическое движение (2 ч),
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
5. Сценическая постановка (20 ч).
Инсценировка сказок, юмористических сценок, литературных произведений.
Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема занятия | Виды деятельности |
план | факт (обосно-вание) |
1 | 04.09 | | 1 | Вводное занятие. Разрешите представиться. | Иметь представление о театральных средствах выразительности. Читать по ролям. Воспринимать художественное произведение. Выделять основное в сюжете пьесы. Осознавать главную мысль в пьесе. Самостоятельно инсценировать свои роли. Анализировать сценические постановки. Управлять речеголосовым аппаратом при чтении. Рассказывать о происхождении театра, о лучших театрах страны, об известных театральных актёрах. Участвовать в сценических игровых упражнениях. Участвовать в кастинге (пробе на роль). Участвовать в речевых играх. Составление небольшого сценария. Выразительно читать стихи. Находить и подбирать музыкальное оформление к сценической постановке. Создавать несложные декорации и костюмы. Выступать перед зрителями презентуя своё сценическое творчество. Оценивать свой вид деятельности. Сотрудничать с товарищем, работать в группе.. |
2 | 11.09 | | 1 | Страницы истории театра. |
3 | 18.09 | | 1 | Техника речи. |
4 | 25.09 | | 1 | Анализ литературного произведения. |
5 | 02.10 | | 1 | Основные законы логического прочтения литературного текста |
6 | 09.10 | | 1 | Знакомство с новой сказкой «Репка на новый лад». Распределение ролей |
7 8 | 16.10 23.10 | | 2 | Репетиции сказки «Репка на новый лад». |
9 | 06.11 | | 1 | Работа над образом. Игра тренинг. |
10 | 13.11 | | 1 | Инсценировка сказки. |
11 | 20.11 | | 1 | Техника речи. Дыхание. |
12 | | | 1 | Техника речи. Голос. |
13 | 27.11 | | 1 | Знакомство с пьесой: «Новогодняя сказка». Распределение ролей. |
14 15 16 | 04.12 11.12 18.12 | | 3 | Репетиции. Работа над образом. |
17 | 25.12 | | 1 | Постановка пьесы. Премьера. |
18 | 15.01 | | 1 | Техника речи дикция (колядки). |
19 | 22.01 | | 1 | Исполнение стихотворений о природе, временах года. |
20 | 29.01 | | 1 | Культура произношения чтеца. |
21 | 05.02 | | 1 | Как стать ведущим артистом? Этюды, сценки. |
22 | 12.02 | | 1 | Путешествие в кукольный театр. |
23 24 | 19.02 26.02 | | 2 | Подготовка к празднику 8 Марта. Знакомство с репертуаром. Распределение ролей. |
25 | 05.03 | | 1 | Сценическая постановка. Премьера. |
26 27 | 12.03 19.03 | | 2 | Занятие ритмопластикой. Изобрази разные образы в танце. |
28 | 02.04 | | 1 | Игры и упражнения : «Игра со свечой», «Мыльные пузыри» |
29 | 09.04 | | 1 | Сочини сказку. | |
30 | 16.04 | | 1 | Знакомство с новой пьесой; «Врунишка». Распределение ролей. |
31 32 33 | 23.04 30.04 07.05 | | 3 | Репетиция. Работа над образом. |
34 | 14.05 | | 1 | Итоговое занятие. Анализ работы. |
РАССМОТРЕНО Протокол заседания МС МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов от 2018 года № __ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ О.В.Петрова ______________ 2018 г. |
9