Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы- будущее страны» составлена на основе:
ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»; с дополнениями и изменениями (приказ от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Минобразования РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»).
Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Конвенция ООН о правах ребенка.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Конституция Российской Федерации.
Федеральный Закон РФ «Об образовании».
Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
На основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тальжинская основная общеобразовательная школа».
Программа курса «Мы-будущее страны» рассчитана на 8, класс. Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
Направление программы внеурочной деятельности:
Гражданско-патриотическое воспитание.
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Программа » Мы будущее Страны» для учащихся 8 класса является продолжением программ «Мы-будущее России», реализуемой в 1-4 классах. »Наш край», реализуемой в5-7 классах нашей школы.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Мы будущее страны” предполагает воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине.
Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Подростковый возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности «славных боевых и трудовых традиций»; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах, а также организовывать теоретические и практические занятия для детей.
Программа внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению «Мы- будущее Страны» предназначена для обучающихся 8 класса и является логическим продолжением программ, реализованных в данном классе в прошлом учебном году.(см. выше)
Программа “За нами будущее” включает 3 направления, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1.»Я иЯ»
2.» Кузбасс! Роль Кузбасса в развитии России.»
3.»Помню и горжусь!»
Актуальность программы.
Динамические изменения экономической и социо-культурной ситуации в Российской Федерации, в том числе и на территории Кемеровской области, вызвали серьезные качественные перемены в структуре взаимоотношений различных социальных групп населения, в их ценностных ориентациях. Молодое поколение оказалось во власти стихийных рыночных отношений, которые оказывают неблагоприятное влияние на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие общества.Проблема воспитания подрастающего поколения актуальна и социально-значима в любое время и для любого общества. Специфической особенностью воспитания подрастающего поколения в современной России является широкое распространение асоциальных проблем.
Цель программы: Совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
-развитие учащихся 8-х классов как высоконравственных, ответственных, творческих, инициативных и компетентных граждан;
-утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России;
-формирование высоких моральных и психологических качеств детей и подростков, преданности Родине и готовности к ее защите;
-воспитание любви к семье .семейным традициям, к свей «малой «Родине через краеведческую работу, повышение мотивации в социальной деятельности учащихся, их коммуникативной активности;
-воспитание молодого поколения в духе уважения к Конституции Российской Федерации;
-привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации-Герба, Флага, Гимна ,другой Российской символики и исторических святынь Отечества;
-воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов.
Формы и методы реализации программы
тематические классные часы, уроки мужества;
Встречи с работниками правоохранительных органов, интересными людьми; ветеранами ВОВ, воинами интернационалистами.
ролевые и учебно-познавательные игры;
участие в конкурсах гражданско-патриотической тематики,
викторины по правовой тематике;
презентации и видеофильмы;
беседы, сообщения, конкурсы, соревнования;
выставки рисунков, выпуск газет, коллаж;
экскурсии;
социальные проекты
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8) смысловое чтение;
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Коммуникативные УУД
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
Предметные результаты
Усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека,об обществе и роли человека в нём;
Владение базовым понятийным аппаратом(доступным для осознания подростка),необходимым для получения правового образования;
Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, Конституция Р.Ф., Декларация, и Конвенция ООН, государство, гражданство, милосердие ,здоровый образ жизни
Содержание курса внеурочной деятельности.
«Яи Я» ( 20 часов).
Формирование гражданского отношения к себе. Что такое личность. Здоровый образ жизни .Семья. Гражданское отношение к своей семье. Забота о родителях. Уважение к родителям. Воспитание семьянина, любящего своих родителей. Род и семья исток нравственных отношений .Основные социальные роли: дочь ,сын, муж ,жена. Я и культура .Формирование отношения к искусству. Чувство прекрасного. Эстетические вкусы ,идеалы, Значение искусства в жизни человека ,каждого гражданина. Я и школа .Формирование гражданского отношения к школе. Личные и общественные интересы. Создание атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Сознательная дисциплина.Культура поведения. Права и обязанности учащихся школы .Я и моё Отечество .Формирование гражданского отношения к Отечеству. Сознательное отношение к народному достоянию. Верность к боевым и трудовым традициям. Боевые и трудовые традиции старшего поколения. Преданность к Отчизне. Готовность к защите её свободы и независимости. Мораль. Нравственные идеалы защитников Отечества.(Беседы, презентации, Работа с Конституцией Российской Федерации, Уставом школы, Интеллектуальная игра Просмотр и обсуждение видеоматериала ,викторины)
Кузбасс! Роль Кузбасса в развитие России.(22 часа).
Здравствуй Кузбасс! История Земли Кузнецкой .Удивительное имя города- Новокузнецк. История города. Герб города. История образования Кемеровской области. Удивительный наряд города .Новокузнецк культурный и промышленный центр. Характер города. Занятия жителей Новокузнецка. Знатные люди Земли Кузнецкой. Артисты .Спортсмены, Лётчики. Герои социалистического труда. Кузбасс в годы Великой Отечественной Войны .Вклад Кузбасса в экономику страны в годы Великой Отечественной войны .Кузбассовцы- Герои Советского Союза И .Р .Васильев .А.П.Шилин., З.М.Туснолобова, Н.Масалов, В.Волошина. Память о прошлом: Названия улиц, театров, парков. Основные достопримечательности города Новокузнецк :памятники ,музеи ,старые дома ,Символика городов Кузбасса. Семь чудес Новокузнецка. Семь чудес Кузбасса. Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей Кузбасса. Знаменитые люди Кузбасса .Основные направления развития Кузбасса на ближайщие десять лет .Проект к 300-летию промышленного освоения Кузбасса. (Беседы, экскурсии ,встреча с интересными людьми, видеоуроки о ВОВ, презентации ,викторина ,конкурс стихов, урок- мужества. Проекты. »Знаменитые люди Кузбасса,», »Кузбасс- горжусь тобою!...).
«Помню и горжусь!»(28 часов)
Общие сведения о родословной. Понятия и термины. Источники генеалогических знаний: письменные и вещественные. Основные понятия и термины: генеалогия, род, родословие, семья, фамилия, поколение, предок, потомок, этногенез и т.д. Исторические предки и потомки, фамилии, поколения. Антропонимика. Происхождение фамилии (прозвища), имени, отчества. Их значение .Практическое занятие. Тестирование. Работа с генеалогическим словарем, составление кроссвордов .Моя семья. Основные сведения. История семьи .Важнейшие сведения по истории семьи. Кто я, кто мы, кто все мы и каждый: родители, дети, поколения. Фамилия (прозвище), имя, отчество. Дата и место рождения каждого члена семьи, их место жительства. Белые пятна (лакуны) в истории рода. История семьи в письмах, дневниках: наличие писем и дневников, фотографий, портретов, реликвий. Известные люди рода. Генеалогическое древо. Мой род на службе России. Семейные традиции и праздники. Практическое занятие. Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Просмотр фотоальбомов.
«Древо Жизни». Способы изображения корней генеалогического древа. Понятие о смешанной восходящей и нисходящей родословной. Мужская восходящая родословная. Виды генеалогических таблиц. Сбор и хранение документов семейного архива.
Практическое занятие. Составление родословной семьи до третьего колена. Практическое занятие. Конкурс творческих работ о прабабушках и прадедушках.
Новокузнецкий район. Место на карте Кемеровской области. История появления Новокузнецкого района. Символика Новокузнецкого района. Мой посёлок п\ст.Тальжино, История появления посёлка. Строительство ж.д Абакан-Тайшет. Первые строители нашего посёлка. Знатные люди 50-70 е-годы. Моя улица ,мой двор ,история заселения посёлка в наши дни. История школы. Первые учителя: Игнатенкова Л.Г ,Рыбак В.А., Рыков В.П. Учителя-ветераны труда. Лавыгина В.А. Достопримечательности своего посёлка, с.Атаманово. Промышленные и культурные центры п.\ст.Тальжино и с.Атаманово .Инфраструктура Новокузнецкого района. Исторические и культурные памятники Новокузнецкого района. Трудовые достижения жителей Новокузнецкого района и своего посёлка .Воины-интернациналисты: Кустов О.Б. и Слюсарь А.И. Ветераны труда Новокузнецкого района, своего посёлка, своей семьи. Новокузнецкий раон в годы ВОВ. Подвиги односельчан в годы ВОВ .Герои Советского Союза-мои земляки. Перспектива развития своего посёлка ..\ст.Тальжино.(практические занятия: . Работа с генеалогическим словарем, составление кроссвордов. Моя семья. Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Просмотр фотоальбомов. . Составление родословной семьи до третьего колена. Практическое занятие. Конкурс творческих работ о прабабушках и прадедушках , литературная гостиная «Мне о родине нужно говорить».Экскурсии в исторический музей с Куртуково ,музей боевой славы КМК. ,промышленные предприятия своего посёлка ,библиотеку пос. Тальжино. Встречи с ветеранами труда ,воинами-интернационалистами .Проект»Люди моего села». «Русская земля ,недругам твоим –прощенья нет! Беседы. Викторины.)
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Общее количество часов. |
1 | «ЯиЯ» | 20 часов. |
2. | Кузбасс! Роль Кузбасса в развитии России. | 22 часа. |
3. | « Помню и горжусь!» | 28 часов. |
Приложение
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Название занятия | Всего часов | Теория | Практика |
| Т 1. | «Я иЯ» | 20 | 16 | 4 |
1 | | «Я и Я. «Формирование гражданского отношения к себе. Что такое личность. | 1 | 1 | |
2 | | Воспитание потребности в здоровом бразе жизни. Правила счастливого человека. | 1 | | 1 |
3 | | «Я и семья» Формирование гражданского отношения к своей семье. | 1 | 1 | |
4 | | Уважение к членам семьи .Забота о родителях-дело совести каждого гражданина. | 1 | 1 | |
5 | | Воспитание семьянина ,любящего своих родителей. | 1 | 1 | |
6 | | Род и семья- исток нравственных отношений. Презентация | 1 | 1 | |
7 | | Основные социальные роли в семье: дочь, сын ,муж, жена. | 1 | 1 | |
8 | | «Я и культура» Формирование отношения к искусству .Воспитание у школьников чувства прекрасного. Видеоролик. | 1 | 1 | |
9 | | Эстетические вкусы, идеалы, | 1 | 1 | |
10 | | Значение искусства в жизни каждого гражданина. | 1 | 1 | |
11 | | « Я и школа» Формирование гражданского отношения к школе. | 1 | 1 | |
12 | | Личные и общественные интересы ,создание атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. | 1 | 1 | |
13 | | Сознательная дисциплина и культура поведения. | 1 | 1 | |
14 | | Права и обязанности учащихся школы. Работа с Конституцией Российской Федерации. Уставом школы. | 1 | | 1 |
15 | | «Я и моё Отечество» Формирование гражданского отношения к Отечеству. | 1 | 1 | |
16 | | Сознательное отношение к народному достоянию. | 1 | 1 | |
17 | | Верность к боевым и трудовым традициям. Викторина. | 1 | | 1 |
18 | | Боевые и трудовые традиции старшего поколения. Фоторепортаж. | 1 | 1 | |
19 | | Преданность к Отчизне. Готовность к защите её свободы и независимости. | 1 | 1 | |
20 | | Мораль и нравственность. Идеалы защитников Отечества. Сравнить идеалы рыцарей и офицеров. | 1 | | 1 |
| Т2. | Кузбасс! Роль Кузбасса в развитие России. | 22 | 9 | 13 |
21 | | «Здравствуй Кузбасс!» Виртуальная экскурсия. Физико –географическое положение. Природа. | 1 | | 1 |
22 | | История земли Кузнецкой. Презентация. Беседа. | 1 | 1 | |
23 | | Образование Кемеровской области. История . Презентация. | 1 | 1 | |
24 | | Удивительное имя-г.Новокузнецк .История города. Герб. Презентация. | 1 | 1 | |
25 | | Удивительный наряд города .Новокузнецк культурный и промышленный центр. Видеоэкскурсия. | 1 | 1 | |
26 | | Характер города Новокузнецк. «Занятия жителей города». | 1 | | 1 |
27 | | Знатные люди Земли Кузнецкой: Артисты, Спортсмены. Презентация. | 1 | 1 | |
28 | | Знатные люди Земли Кузнецкой: Лауреаты Нобелевских премий, герои соц. труда: А.Леонов, Волынов. и др. Презентация. | 1 | 1 | |
29 | | Кузбасс в годы ВОВ.. Вклад Кузбасса в экономику страны. Работа со статистическими материалами. | 1 | | 1 |
30 | | Кузбассовцы-герои Советского Союза. З.Туснолобова, Н.Масалов ,В.Волошина, и др. Фотоматериалы. Презентация. | 1 | | 1 |
31 | | Память о прошлом. Название улиц, театров ,музеев. Видеоэкскурсия. | 1 | 1 | |
32 | | Основные достопримечательности города: памятники ,музеи, старые дома, экскурсия по памятным местам города Новокузнецк. | 1 | | 1 |
33 | | Символика городов Кузбасса. Задание по группам. Презентации. | 1 | | 1 |
34 | | Презентация. Семь чудес Новокузнецка. | 1 | 1 | |
35 | | Презентация. Семь чудес Кемеровской области. | 1 | 1 | |
36 | | Знакомство с произведениями литературы, искусства знаменитостей Кузбасса. | 1 | | 1 |
37 | | « Посмотри ,как он хорош! ,Мир в котором ты живёшь! Конкурс стихов оКузбассе. | 1 | | 1 |
38 | | Проект» Знаменитые люди Кузбасса! | 1 | | 1 |
39 | | Викторина «Знатоки Кузбасса.» | 1 | | 1 |
40 | | Кузбасс в будущем .Основные направления развития Кузбасса. Проект к 300-лети ю промышленного освоения Кузбасса. | 1 | | 1 |
41 | | Защита проектов.»Кузбасс-горжусь твоими достижениями» | 1 | | 1 |
42 | | Защита проектов.»Кузбасс-горжусь твоими достижениями» | 1 | | 1 |
| Т.3. | «Помню и горжусь!» | 28 | 6 | 22 |
43 | | Источники генеалогических знаний: Письменные и вещественные .Этногенез. Исторические предки и потомки. | 1 | | 1 |
44 | | История моей семьи. Основные сведения. Кто я? Кто мы? Известные люди в роду. | 1 | | 1 |
45 | | Традиции и обычаи моей семьи. Связь поколений. | 1 | 1 | |
46 | | Конкурс рассказов о прабабушках и прадедушках. | 1 | | 1 |
47 | | «Древо жизни» моей семьи. Практическое занятие. Составление родословной до третьего поколения. | 1 | | 1 |
48 | | Новокузнецкий район-место на карте Кемеровской области. История появления Новокузнецкого района. Экскурсия в музей пос. Куртуково. | 1 | | 1 |
49 | | Мой посёлок. п.ст, Тальжино. Происхождение посёлка Первые жители. Занятия населения. | 1 | 1 | |
50 | | Строительство ж,д Абакан-Тайшет. Первые строители ж.д. Знаменитые люди ПМС-2. Фоторепортаж. | 1 | | 1 |
51 | | Моя улица. Мой дом. История заселения современного посёлка. | 1 | 1 | |
52 | | История школы. Первые учителя ,выпускники школы. Фоторепортаж. | 1 | | 1 |
53 | | Встреча с выпускниками школы. Учителями- ветеранами труда. Лавыгина В.А. Фоторепортаж. Игнатенкова Л.Г, Рыбак В.А. ,Рыков В.П. | 1 | | 1 |
54 | | Достопримечательности п,ст. Тальжино,с. Атаманово. Посещение библитеки. Знакомств с работой поселкового совета. | 1 | | 1 |
55 | | Промышленные и культурные центры Новокузнецкого района. Экскурсия на местные предприятия. | 1 | | 1 |
56 | | Инфраструктура Новокузнецкого района. Работа с видеоинформацией. | 1 | | 1 |
57 | | Новокузнецкий район. Исторические и культурные памятники. Видеоэкскурсия. | 1 | 1 | |
58 | | Трудовые достижения и замечательные люди Новокузнецкого района, своего посёлка. | 1 | 1 | |
59 | | Воины-интернационалисты: Слюсарь А.И.Кустов О.Б. встреча в воинами-интернационалистами. | 1 | | 1 |
60 | | Ветераны труда Новокузнецкого района, моего посёлка. моей семьи. | 1 | 1 | |
61 | | «Знай, люби и гордись своей малой родиной.» практическая работа. | 1 | | 1 |
62 | | Литературная гостиная: « Мне о Родине нужно говорить» | 1 | | 1 |
63 | | Подвиги односельчан в годы ВОВ. Герои Советского Союза- мои земляки. Презетация. Фотоматериалы. | 1 | | 1 |
64 | | Экскурсия к мемориалу и Вечному огню в г. Новокузнецк. | 1 | | 1 |
65 | | «Любить свой посёлок –значить быть ему полезным!.» Проект. | 1 | | 1 |
66 | | «Люди моего села» Проект. | 1 | | 1 |
67 | | «Русская земля, недругам твоим прощенья нет!» Проект. | 1 | | 1 |
68 | | «Школьный марафон. Мы этой памяти верны» Интеллектуальная игра. | 1 | | 1 |
69 | | Ради жизни на Земле. Сочинение на тему: След войны в биографии моей семьи.» | 1 | | 1 |
70 | | Викторина « Помню и горжусь» | 1 | | 1 |
|
| | |
| |
| | |