Номинация: «Открыто на Воронежской земле»
Слайд 1. Мы были первыми (или сколько лет мобильному телефону).
Слайд 2. Уверена, что большинство воронежцев, пользующихся ежедневно мобильными телефонами, вряд ли ответят на простой вопрос «Сколько лет мобильному телефону, и как он связан с Воронежем ?» «Лет двадцать – двадцать пять» слышала я ответы моих учеников, коллег, друзей. Второй вопрос ставил всех в тупик.
Слайд 3-4. Оказалось, мобильному телефону – больше пятидесяти лет. Первая в мире система автоматической дуплексной мобильной связи "Алтай" была создана в Воронеже и запущена в Москве еще в 1963 году, а золотой диплом всемирной промышленной выставки в Брюсселе в том же, 1963 году, был подтверждением лидерства СССР в области мобильной связи в тот период.
Слайд 5. Немного истории.
На самом деле первые системы связи в автомобилях появились гораздо раньше.
- Уже в 1901 году Гульельмо Маркони установил приёмо-передающее устройство на паровой автомобиль.
- В 1933 году полицейские автомобили в США начали оснащать рациями.
- В 1946 году в Америке была запущена сеть мобильной связи с ручным выбором частотного канала и связью через оператора. Связь работала в полудуплексном режиме, как в рациях.
- В 1957 советский инженер Л. И. Куприянович создал прототип мобильного телефона ЛК-1, который, к сожалению, не пошёл в серийное производство.
Слайд 6. Как все начиналось.
После визита в середине 1950-х в Японию, где чиновники имели связь с правительством прямо из автомобилей при помощи оператора (диспетчера), Кремль загорелся идеей создать подобную связь в СССР.
Слайд 7. И в 1958 году началась работа над отечественной системой автоматической мобильной связи. В Воронежском НИИ связи (ВНИИС) инженеры П.А. Биленко, М.А. Шкуд, Л.Н. Моргунов, Г.З Рубин, Г.А Гринев, В.М. Кузьмин создали телефоны и базовые станции. В московском Государственном Специализированном Проектном Институте (ГСПИ) разработали антенны. В проекте также участвовали предприятия Ленинграда, Белоруссии и Молдавии. Система получила название «Алтай».
Слайд 8. Примитивное НОУ_ХАУ.
Первый советский мобильный телефон «Алтай-АС-1» состоял из нескольких блоков. Между передними сидениями устанавливался блок с трубкой и кнопками набора номера. В багажнике - блок радиопередатчика, на крыше автомобиля - антенна.
Слайд 9. Система «Алтай» позволяла пользоваться телефоном в автомобиле точно так же, как обычным телефоном - нужно было просто поднять трубку и набрать номер. Связь работала в дуплексном режиме, хотя изначально коммутация абонентов осуществлялась вручную — девушками-телефонистками.
Долгое время "Алтай" был единственным видом подвижной связи общего пользования на территории бывшего СССР. Его ставили в машины скорой помощи, в пожарные машины, в такси и даже на большегрузные грузовики.
Однако!
Слайд 10. В середине 70-х годов «Алтай» превратился в элитный вид связи. Телефонами оснащали чёрные "Волги", на которых ездили члены правительства высшие военачальники, генералы МВД и КГБ, партийные и хозяйственные руководители.
Пока еще не сотовая.
Слайд 11. Алтай был мобильной связью, но не сотовой - базовая станция была одна на весь город, вокруг которой был устойчивый сигнал в радиусе до 50 - 60 км, а кое-где и до 100 км. В этом радиусе можно было звонить с «Алтая» на «Алтай», на городские номера АТС, по межгороду и даже за рубеж.
В Москве базовая станция сначала размещалась на высотном здании на Котельнической набережной, а перед олимпиадой 1980 года была перенесена на Останкинскую башню. Все прямые репортажи во время Игр-1980, в том числе и иностранными корреспондентами, велись по абонентским станциям системы «Алтай»
Слайд 12. Изначально «Алтай» работал на частоте 150 МГц и имел 16 каналов. Во всём городе говорить по мобильному телефону одновременно могли только 16 абонентов. Аналогичная система в США , IMTS ( Improved Mobile Telephone Service) была запущена в опытной зоне на год позже. А коммерческий ее запуск состоялся лишь в 1969 году. У нас в 1970 году Алтай работал в 30 городах.
Система "Алтай" активно развивалась, были выделены новые радиоканалы (22 "ствола" по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц, это позволяло одновременно разговаривать 176 абонентам.
Слайд 13. 80-е годы. Упущенная возможность.
К началу 80-х годов у системы Алтай было около 25 тысяч абонентов в 114 городах по всей стране. В это же время была начата работа над системой сотовой связи «ВоЛеМоТ» (сокращенное название городов, где были коллективы разработчиков - Воронеж, Ленинград, Молодечно, Тернополь). Новая система предусматривала размещение большого количества базовых станций. Переключение с одной станции на другую проходило во время движения мгновенно и незаметно для абонента. Эта функция позволяла считать "Волемот" уже полновесной системой сотовой связи. Увы, бюрократические проволочки и недостаточное финансирование работ не позволило осуществить этот проект. А ведь мы были ПЕРВЫМИ…
Слайд 14. Кстати,
в 1967 - 1968 годах систему «Алтай» запустили и в Воронеже. Базовая станция располагалась на ул. 20 лет Октября, на здании напротив строительного института. Система действовала до конца 2011 года и была закрыта по экономическим соображениям.
Слайд 15. Послесловие…
Сейчас посмотреть на автоматическую систему радиосвязи «Алтай» можно в экспозиции Музея связи, который открылся в Воронеже в 2013 году. Вход в Музей связи бесплатный. Чтобы попасть на экскурсию, необходимо оставить заявку в пресс-службе филиала «Ростелеком». Адрес музея : г. Воронеж, проспект Революции, д. 35.
Слайд 16. Интернет-источники:
http://www.moe-online.ru/news/view/293583.html
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%BD%20%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9%20
http://www.moe-online.ru/news/view/325851.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9_(%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B8)
http://ammo1.livejournal.com/657480.html?page=2