СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мы этой памяти верны!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок Памяти разработан для учащихся старших классов. Содержит материалы о событиях военного времени о которых ребята узнают разделившись на 4 группы.

Просмотр содержимого документа
«Мы этой памяти верны!»

КТД «Мы этой памяти верны

Подготовила:

Классный руководитель 10 класса

Гайворонская Анна Сергеевна

Сценарий

Цель: определить роль патриотизма в современной жизни, сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.

Задачи:

развивающая

- развивать творческие способности, познавательный интерес, самостоятельность, коммуникативные способности.

Образовательная

- повысить интеллектуальный уровень,

- развивать навыки выразительного чтения,

- формировать у уч-ся чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории.

Воспитательная

– воспитание чувства любви к Родине и чувства гордости за Родину.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, эпиграфы

К.р. – классный руководитель

Уч. 1– 1 учащийся

Уч. 2 – 2 учащийся

Уч. 3 – 3 учащийся

К.р.: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада видеть вас на классном часе!


Клип «От Распутина и до Путина»- 2 мин.


К.р.: Чувство любви к Родине необъяснимо. Родина – мать. А разве можно не любить маму? Разве можно бросить ее в беде? Сегодня мы живем в мирное время на любимой родной земле. Все может родная земля! Может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может… Поэтому защита Отечества и родной земли - долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Россия – самая большая в мире страна.

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всего мира. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.

К.р.: Сегодня я пригласила Вас на урок – урок Памяти, постарайтесь сформулировать тему нашего мероприятия. ( В конце сказать « Мы этой памяти верны»)
К.р.: А с чего начинается память …

К.р.: Что помогает сохранять память? Знание. Ответьте, а по каким документам мы можем узнать о войне? (Ответы детей: пресса , дневники участников, воспоминания очевидцев, военные документы (фронтовые сводки, донесения), литература, песни, кинофильмы).

Весь год к 72-летию Победы показывают кинофильмы прошлых лет, смотрите. И ещё я советую вам прочитать Константина Симонова «Живые и мёртвые».

Уч. 1:Тяжелой и суровой была молодость мальчишек и девчонок сороковых годов.

Уч. 2: У многих из них за несколько дней до войны, 20 июня 1941 г., проходили выпускные вечера по случаю окончания средней школы, в школах вручали аттестаты, звучали вальсы. Они праздновали прощание с детством. Много говорили о будущем, строили планы: быть капитаном, детским врачом, поехать работать на стройку.

Уч. 3: Но впереди их ждала совершенно иная жизнь.

(Голос Левитана объявление о начале войны- 20сек. Священная война-20 сек.)

К.р.: Я думаю, что вы хотите больше узнать о том времени и предлагаю вам поработать в группах. У вас на столах есть обширный материал. Вам необходимо изучить его и представить нам в различных формах. Результатом деятельности:

1 группы будет «Живая газета» - документы военного времени

2 группы – «Аллея Славы» о селе, о героях-односельчанах ( лента времени - школа)

3 группы – «Письма с фронта». «Недошедшие письма» (инсталляция писем - Музей)

4 группы – «Боевые награды». Они видели войну (капсула времени – с/совет)

Внимательно прочитайте инструкции, которые есть у каждой группы. Время выполнения 5-7 минут.



Задания для групп

1-я группа: «Живая газета» - документы военного времени (защита)

   Перед нами документы военнослужащих: военный билет ветерана войны. Этот военный билет прошел войну и сохранился.

Еще мы видим справку, служебную характеристику, которые также прошли через весь фронт и с хозяином вернулись домой. Их тоже передали внуки и внучки.

     Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив, здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями. Вот перед нами «черный вестник» - похоронка.

 2 группы – «Аллея Славы» о селе, о героях-односельчанах (защита)

Наверное, не было ни одного участка фронта, ни одного рода войск, где бы не воевали, ребята, наши односельчане. Неимоверные испытания выпали на долю советских пограничников, первыми принявшими на себя яростный шквал огня вторгшихся фашистских полчищ. В числе их были и ваши односельчане. В га­зете «Вестник Прикумья» от 15 апреля 2000 г. внешкор Ю. К. Студенников писал следующее:

«В пограничных отрядах сражались многие наши зем­ляки. В рядах бойцов второй пограничной заставы 17-го Краснознаменного Брестского отряда дрался уроженец села Преображенского Павел Пантелеевич Капинос, 1919 года рождения. Было начало 41-го года, Павел писал домой: «Время сейчас тревожное. Но не бес­покойтесь, мы зорко охраняем рубежи нашей родины». На его счету было более 100 задержанных нарушителей. Он по­лучил звание ефрейтора, а за меткую стрельбу — значок «Во­рошиловский стрелок».

В летнюю июньскую ночь с 21 на 22 июня Павел проснулся от гула самолетов и разрывов снарядов...

Началась Великая Отечественная Война… Немцы обрушили на пограничников шквал огня. Снаряды рвались один за другим. К одиннадцати часам дня бой шел во многих местах во­круг поселка Новоселки.

До 14 часов держался Павел Капинос, выполняя свой долг, оставшись верным присяге. Около 60 врагов остались лежать там, где он оборонялся. Когда стемнело, оставшиеся в живых пограничники покинули заставу. А на второй день житель села Новоселки Алексей Иванович Паневский обна­ружил тело пограничника и похоронил его.

В 1948 году останки Капиноса были перенесены в брат­скую могилу. Его имя в нашей школе № 15 носила пионерская дружина, как и средняя школа села Новоселки, на заставе оформлен стенд, посвя­щенный подвигу пограничника».

Мы предлагаем провести заочную экскурсию по Аллее Славы героев земляков, где поставлен памятник героям, защищавших нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков, посетить сельский и городской музей.

К.р.: В Москве около Кремлевской стены есть могила неизвестного солдата. Горит Вечный огонь. На каменной плите слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”. В декабре 1966 года у Кремлевской стены были захоронены останки неизвестного солдата, павшего в боях под Москвой в 1941 году и погребенного в братской могиле на 41-ом километре Ленинградского шоссе. Торжественное открытие мемориала состоялось 8 мая 1967 года. Факел, зажженный от Вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде, был доставлен в Москву и от него вспыхнул Великий огонь на могиле неизвестного солдата. Есть такой памятник героизму простых солдат во многих городах и селах. Наши благодарные соотечественники приходят к ним в праздничные дни и в будни, чтобы поклониться памяти павших, возложить цветы, постоять в раздумье. А мы с вами должны эту память о самой страшной войне, которая коснулась каждой семьи, передавать из поколения в поколение.

У нас есть лента памяти, рядом с которой мы предлагаем зажечь свечи в честь тех, кто не вернулся с войны; тех, кто ушел из жизни после войны.

Метроном

Памяти павших героев объявляется минута молчания

3 группа – «Недошедшие письма» Письма с фронта (защита)

Письма-треугольники – это долгожданная весточка с фронта. В период войны существовала полевая почта по передаче «солдатских треугольников» их родным и была она для всех бесплатной.

Полевые письма писали, как правило, в минуты затишья на листочках из обычной тетрадки, чаще всего химическим карандашом, смоченным слюной, на коленках, на пне, при свете лучины или луны. Текст писался от души и с новостью, что у солдата всё в порядке, что он живой.

Написанные письма складывали по несложной схеме в «солдатский треугольник», указывали адрес назначения, вместо обратного адреса - номер воинской части, либо номер полевой почты.

Далее все письма в холщовых мешках отправлялись на попутном транспорте в тыл.

Все полевые письма читались военными цензорами, поэтому заклеивать их было запрещено.

Не всегда письма доходили до адресата, поэтому писали их очень часто. По статистике только одно из десяти, написанных солдатами за день писем, доходило до их родных.

Получить солдатский «треугольник» было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись, так как в них присылались похоронки или извещения о том, что кто-то пропал без вести. Желающих работать почтальонами было мало, потому что необходимо было приносить людям как хорошие, так и плохие вести в конвертах.

Полевые письма во время Великой Отечественной войны вселяли надежду на победу, на долгожданную встречу с близкими. Во многих семьях такие фронтовые треугольники до сих пор хранятся и перечитываются по много раз.

К.р.: А знаете ли вы, что в городе Волгограде стоит памятник солдатскому треугольнику?

А теперь давайте и мы с вами, внуки и правнуки ветеранов войны, попробуем сделать такой же треугольник, подпишем его неизвестному солдату, от которого так и не доставлены были письма и выразим благодарность за его подвиг.

К.р.: За годы Великой Отечественной войны советским правительством были учреждены десять орденов и двадцать одна наградная медаль. Некоторые из них имели по две и три степени.

4 группа – Боевые награды Они видели войну защита.

Боевые награды - это памятники военной истории, особое место среди них занимают ордена и медали Великой Отечественной войны. Это свидетельства непревзойденного героизма и подвига нашего народа в одной из самых страшных и кровопролитных войн в мировой истории.

Перед нами ордена и медали ветерана, участвовавшего в пяти парадах на Красной площади.. За мужество и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, бойцы награждались орденами и медалями. Ордена и медали в Великой Отечественной войне вручались бойцам, проявившим в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащим, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск. За непосредственное участие на фронтах Отечественной войны вручалась медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г. » (Приложение 2).

У нас есть предложение в преддверии 72- летия Победы провести классный час по боевым и трудовым наградам нашего народа. А для оформления альбома, мы предлагаем внести вот этот материал.

К.р. Отлично, заявка принимается.

Перед нами экспонаты-предметы фронтовиков: котелок, саперная лопата, осколок, штык, пуля.

     На войне все: от железных смертоносных машин, до скорострельных автоматов, придумано, чтобы как можно эффективнее лишить человека жизни. А для сохранения жизни – совсем немного: ямка в земле и лопатка, которой эту ямку копали. Конечно, я сейчас говорю о пехоте – царице полей. Читая мемуары и воспоминания фронтовиков, мы в первую очередь обращаем внимание на то, что они говорили о своем быте на войне: «Саперная лопатка – удобный маленький инструмент; ты почти не чувствуешь ее вес, когда она висит на поясном ремне, но часто она важнее, чем каска. Нам почти ежедневно приходилось вгрызаться с ее помощью в землю для защиты от пуль и осколков шрапнели. Куда бы мы ни шли, везде было одно и то же; мы окапывались». Как они сумели выжить, и что еще, помимо смелости и воинского умения, помогло им. В наступлении солдат без лопаты так же невозможен, как и без оружия. К лопате относились с уважением. Лопата не отказывала, что порой случалось с оружием.

     Эта лопата и пуля передана солдатом, который принес их с войны.

     Вот еще осколок из тела ветерана.


К.р. Вы современная молодёжь… живёте, учитесь, творите, дерзаете, мечтаете, любите, гордитесь…

А помогите мне разобраться: что вы любите, о чём мечтаете, чем гордитесь???

Я люблю…(свою профессию, петь песни…)

Я мечтаю…(О том, чтобы моих родных обошло горе стороной, чтобы никогда не было войны…)

Я горжусь…(что живу в России)

Нам действительно есть чем гордиться! За что любить и уважать, о чём мечтать и на что надеяться… И о чём рассказать нашим потомкам…

А как рассказать??? Вы знаете какой-нибудь способ???

Ответы детей

К.р.: Я предлагаю Вам, написать письмо в будущее, известное под названием капсула времени.

Письма в будущее обычно помещаются в какую-то прочную оболочку, например, металлическую капсулу, и прячется в надёжное место. При установке письма в будущее в каком-либо общественном месте часто указывают, через какое время оно должно быть открыто.

Пока звучит музыка, вы заполняйте, затем сворачиваем, подписываем.

Внимание! Торжественный момент! Производится закладка капсулы! (все письма складываются в заранее подготовленный контейнер, который запечатываем и подписываем, не забывая указать дату вскрытия)

К.р. Наверное, каждый из вас уже точно знает, что он обязательно возьмёт в своё счастливое будущее, в котором он будет честно жить, учиться, работать, помогать людям, уважать старость, бороться с пороками и подлостью. Быть достойным гражданином свое страны (Приложение).


Приложение:



Пишу тебе, МОЁ БУДУЩЕЕ.


Я (Ф.И.)_________________________________________



Я хочу стать ________________________________

Больше всего мне нравится _____________________

Никогда не забуду ____________________________

Моё любимое занятие _________________________

Я не представляю свою жизнь без _________________

Самое ценное для меня _________________________

Мне дороже всего на свете ______________________

МОЁ пожелание _________________________

__________________________________________


Дата:


Рефлексия: Ребята, у вас на столах лежал лепестки огня, давайте зажжем свой вечный огонь!

(Каждый из ребят оценивает классный час, листки прикладывают и получается оценка мероприятия)

Красный – гордость

Желтый – скорбь

Оранжевый – слезы

Белый – равнодушие


К.Р.: Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни:

  1. Мир – это утро, полное света и надежд.

  2. Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.

Песня «Аист на крыше» отрывок

Р11: Давайте же постараемся сберечь нашу удивитель­ную планету от новой беды. Пусть всегда будет мир!

Клип «Под небом России»

КР: Большое спасибо за вашу активную работу. Наш классный час подошёл к концу, но мы не ставим точку… На следующей неделе каждая группа оформит свои выступления в альбоме, который мы подарим школе.