СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мы гордимся славою предков"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Мы гордимся славою предков"»

ГБОУ «Галтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Выполнила: Дамбаева Д.Б. Галтай, 2023 год

ГБОУ «Галтайская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»

Выполнила: Дамбаева Д.Б.

Галтай, 2023 год

Соли Цыренпилова-сказительница Тугнуйской долины. Любви, восхищения и преклонения достойна наша землячка, народная бабушка-сказительница Соли Цыренпилова. Она родилась в 1885 году и жила на Родине моих предков в улусе Акшанга, потом во время укрупнения переехала в село Галтай. Соли Цыренпилова умерла в 1969 году, на 84 году жизни. Искренние, тёплые, уважительные воспоминания, рассказы об этой бабушке Соли оставили мне мои прадедушка, дедушка, бабушка, родители. Мои прадед Эрдынеева Гончик, труженик тыла, дедушка Цыдыпов Дамба Цыренович, ветеран Вов, отец Гончиков Бато-Мунко Дамбаевич, будучи юнцом, лично сам слушал из её уста улигеры, сказки, загадки, песни. Давно её нет, все равно в нашей семье не раз говорили и говорят о бабушке Соли. Она пользовалась всеобщей любовью и уважением. Соли Цыренпилова обладала отличной памятью, артистизмом и красноречием, была талантливым знатоком народных сказок и улигеров.

Соли Цыренпилова-сказительница Тугнуйской долины. Любви, восхищения и преклонения достойна наша землячка, народная бабушка-сказительница Соли Цыренпилова. Она родилась в 1885 году и жила на Родине моих предков в улусе Акшанга, потом во время укрупнения переехала в село Галтай. Соли Цыренпилова умерла в 1969 году, на 84 году жизни. Искренние, тёплые, уважительные воспоминания, рассказы об этой бабушке Соли оставили мне мои прадедушка, дедушка, бабушка, родители. Мои прадед Эрдынеева Гончик, труженик тыла, дедушка Цыдыпов Дамба Цыренович, ветеран Вов, отец Гончиков Бато-Мунко Дамбаевич, будучи юнцом, лично сам слушал из её уста улигеры, сказки, загадки, песни. Давно её нет, все равно в нашей семье не раз говорили и говорят о бабушке Соли. Она пользовалась всеобщей любовью и уважением. Соли Цыренпилова обладала отличной памятью, артистизмом и красноречием, была талантливым знатоком народных сказок и улигеров.

Действительно, бабушка Соли воспитывала не одно поколение молодежи своим талантом сказителя. Ведь в сказках, пословицах и поговорках, благопожеланиях, песнях отразились многовековая мудрость, опыт, знания народа в форме суждения, обобщения и нравоучения в духе общечеловеческих ценностей. Развивала в молодёжи сообразительность, находчивость, уважительное отношение к старшим, любовь к Родине, сыновнюю почтительность к родителям, нежность к любимым. И так общеизвестно, что народная педагогика, арадай һургаалнууд, учит, воспитывает и развивает молодежь в духе высоких идеалов. Известно, что отец Соли Цыренпиловой был мастеровым человеком, хорошим плотником, еще хорошо усвоившим старомонгольскую грамоту. Он не раз читал своей дочери книгу «Υльгэрэй далай», которая прекрасно их запоминала и пересказывала детям. Бабушке Соли от отца передалось плотницкое мастерство.

Действительно, бабушка Соли воспитывала не одно поколение молодежи своим талантом сказителя. Ведь в сказках, пословицах и поговорках, благопожеланиях, песнях отразились многовековая мудрость, опыт, знания народа в форме суждения, обобщения и нравоучения в духе общечеловеческих ценностей. Развивала в молодёжи сообразительность, находчивость, уважительное отношение к старшим, любовь к Родине, сыновнюю почтительность к родителям, нежность к любимым. И так общеизвестно, что народная педагогика, арадай һургаалнууд, учит, воспитывает и развивает молодежь в духе высоких идеалов.

Известно, что отец Соли Цыренпиловой был мастеровым человеком, хорошим плотником, еще хорошо усвоившим старомонгольскую грамоту. Он не раз читал своей дочери книгу «Υльгэрэй далай», которая прекрасно их запоминала и пересказывала детям. Бабушке Соли от отца передалось плотницкое мастерство.

Известно, что отец Соли Цыренпиловой был мастеровым человеком, хорошим плотником, еще хорошо усвоившим старомонгольскую грамоту. Он не раз читал своей дочери книгу «Υльгэрэй далай», которая прекрасно их запоминала и пересказывала детям. Бабушке Соли от отца передалось плотницкое мастерство. Я прочитала её улигеры «Элэн-Гууба и её сыновья», «Толстая Бодхоохон», «Наран хʏʏхэн» из книги «Небесная дева лебедь». Мне они очень понравились своей человечностью, простотой и доступностью. Эти улигеры дают размышление прежде всего об основах жизни, про человеческую мудрость прошлых веков. Υльгэр «Элэн Гууба и её сыновья» учат тому, что прежде всего дружба, мир и согласие среди братьев-основа их счастливой жизни. Υльгэр «Толстая Бодхоохон» показывает правителей во времена царствования Чингисхана. В бытовой сказке «Наран хʏʏхэн» прославляется ум, человеческая мудрость.

Известно, что отец Соли Цыренпиловой был мастеровым человеком, хорошим плотником, еще хорошо усвоившим старомонгольскую грамоту. Он не раз читал своей дочери книгу «Υльгэрэй далай», которая прекрасно их запоминала и пересказывала детям. Бабушке Соли от отца передалось плотницкое мастерство.

Я прочитала её улигеры «Элэн-Гууба и её сыновья», «Толстая Бодхоохон», «Наран хʏʏхэн» из книги «Небесная дева лебедь». Мне они очень понравились своей человечностью, простотой и доступностью. Эти улигеры дают размышление прежде всего об основах жизни, про человеческую мудрость прошлых веков. Υльгэр «Элэн Гууба и её сыновья» учат тому, что прежде всего дружба, мир и согласие среди братьев-основа их счастливой жизни. Υльгэр «Толстая Бодхоохон» показывает правителей во времена царствования Чингисхана. В бытовой сказке «Наран хʏʏхэн» прославляется ум, человеческая мудрость.

По воспоминаниям отца, знавшего бабушку Соли, она рассказывала ʏлигеры с элементами буддийского учения и миросозерцания. У бабушки Соли не было своих детей, зато все дети нашего села любили её сказки, угощения и доброе отношение к ним. Она была верующей и придерживалась основ буддийской философии. Соли Цыренпилова распространяла учение Будды, направленное на добродетельные поступки. Она была убеждена в том, что если человек в своих мыслях,словах, поступках не совершает «10 хара н ʏ гэл», то этот же человек как бы совершает 10 белых добродетелей. Бабушка Соли прожила долгую жизнь. Была очень порядочным человеком, уважаемой и любимой бабушкой детворы нашего села. Молодежь всегда помогала ей в хозяйстве, отвечала ей добром. Сегодня мы гордимся бабушкой Соли, нашей талантливой и мудрой сказительницей, которая навсегда будет жить в памяти народа.

По воспоминаниям отца, знавшего бабушку Соли, она рассказывала ʏлигеры с элементами буддийского учения и миросозерцания.

У бабушки Соли не было своих детей, зато все дети нашего села любили её сказки, угощения и доброе отношение к ним. Она была верующей и придерживалась основ буддийской философии. Соли Цыренпилова распространяла учение Будды, направленное на добродетельные поступки. Она была убеждена в том, что если человек в своих мыслях,словах, поступках не совершает «10 хара н ʏ гэл», то этот же человек как бы совершает 10 белых добродетелей.

Бабушка Соли прожила долгую жизнь. Была очень порядочным человеком, уважаемой и любимой бабушкой детворы нашего села. Молодежь всегда помогала ей в хозяйстве, отвечала ей добром.

Сегодня мы гордимся бабушкой Соли, нашей талантливой и мудрой сказительницей, которая навсегда будет жить в памяти народа.

В сказках Соли Цыренпиловой звучит вера в лучшее будущее, выражена мечта о победе добра над злом, о торжестве справедливости, о радости свободного труда и зажиточной жизни. У песни есть припев, у сказителя есть ученик, последователь. Ничто хорошее не должно прерываться. Действительно, в этом селе рос мальчик, его душа тянулась к стихам, сказкам. Он с большим интересом слушал сказки бабушки Соли и любил пересказывать их своим сверстникам, а теперь своим детям и внукам. Впоследствии сам стал сочинять стихи, песни. Это, мой отец, Гончиков Бато-Мунко Дамбаевич.

В сказках Соли Цыренпиловой звучит вера в лучшее будущее, выражена мечта о победе добра над злом, о торжестве справедливости, о радости свободного труда и зажиточной жизни.

У песни есть припев, у сказителя есть ученик, последователь. Ничто хорошее не должно прерываться.

Действительно, в этом селе рос мальчик, его душа тянулась к стихам, сказкам. Он с большим интересом слушал сказки бабушки Соли и любил пересказывать их своим сверстникам, а теперь своим детям и внукам. Впоследствии сам стал сочинять стихи, песни. Это, мой отец, Гончиков Бато-Мунко Дамбаевич.