Мы и мир радости и грусти.
План-конспект коррекционного занятия по формированию эмоционально-волевой сферы
Задачи.
Формировать умение понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать эмоции радости и грусти.
Расширять знания детей об основных эмоциях и их экспрессивном выражении (радость, грусть)
Научить передавать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств (мимики)
Формировать умения выполнять задания по речевой инструкции педагога.
Совершенствовать коммуникативные навыки в процессе игровой деятельности.
Оборудование: цветные картинки, картинки животных и их детенышей, сюжетные картинки, сюрпризные коробочки, зеркало, маленькие зеркала, пиктограммы эмоций
Ход занятия.
Вводная часть.
Задача этапа:
Настроить на деловой ритм, создать комфортную психологическую обстановку.
Сообщить тему, задачи и план занятия.
Взаимное приветствие, игровое упражнение «Улыбнемся друг другу», Игровое упражнение «Комплемент»
Воспитатель: Сегодня на занятии мы поговорим о том, почему нам бывает радостно и грустно поздней осенью
На прошлом занятии мы говорили о радостных осенних днях. Солнце выглянуло из-за тучки. Воробьи порхают на ветках. Где-то стучит неугомонный дятел. Деревья и кустарники одеты в нарядные разноцветные платья.
Возьмите зеркала и покажите, как вы радуетесь приходу осени.
Дети берут зеркала и улыбаются.
Воспитатель: Но вчера вдруг стало холодно, дул сильный холодный ветер, пошел снег. Нам стало грустно и печально. Покажите, как мы грустим: поникшая голова, брови сведены, уголки губ опущены. Какие мы сейчас?
- Какое настроение у нас будет при этом?
- Посмотрите на меня, я какая?
- Какие слова еще можно подобрать?
- А Алина, какая в такую погоду?
Основная часть.
Задача этапа:
1.Игровое упражнение «Грустно или весело»
Воспитатель:
- Когда у кошки болит лапка вам грустно или весело?
- Когда кто-то болеет в группе вам грустно или весело?
- Когда на улице идёт дождь, дует сильный ветер вам грустно или весело?
- Когда среди тёплых погожих весёлых дней наступает холодная погода, нам становится как?
- Что мы можем делать, когда нам грустно? (плакать, горевать, грустить и т.д.).
2. Упражнение «Скажи наоборот»
Воспитатель:
- весело - ……
- грустить - …..
- плакать - ……
3. Работа с пиктограммами. Подбери пиктограмму по ситуации.
Воспитатель: Определите настроение детей. (Дети играют с мячом. Дети держат в руках птицу с перебитым крылом. И т.д.)
4. Дидактическая игра «Животные и их детеныши»
Воспитатель: В холодную погоду осенью всем зверям и их детёнышам становится грустно. Скажите – кому – с кем? Подбери пару картинок.
волчице – с …. лисе – с ….. ежихе – с …….
медведице – с….. белке – с…… зайчихе – с …..
5. Чтение и инсценирование стихотворения «Кискино горе»
Задача:
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски (Б. Заходер)
- О чем это стихотворение?
- У кого горе?
- Что киска делает от горя?
- Какие люди в этом стихотворении?
- Что они не дают киске?
6. Дидактическая игра «Подбери картинку»
Задача:
Воспитатель: Я раздам вам картинки, а вы должны их разложить под двумя пиктограммами. Что это за пиктограммы? (грусть и радость). Теперь я показываю вам картинку, а вы составляете предложение.
Саша грустит, потому что на улице идет дождь.
Света радуется, потому что ей подарили цветы. И т.д.
Заключительная часть
Задача:
Итоговая рефлексия
Итог занятия.
Беседа по вопросам.
Какие эмоции нас посетили на занятии?
Какая эмоция вам лучше нравится «радость» или «грусть»?
Если я вам скажу, что сейчас вас ждет приятный сюрприз, то вы загрустите или обрадуетесь?
Воспитатель достает заранее приготовленные две коробочки, просит детей развязать ленточку на красной коробочке и открыть крышку. Дети проявляют восторг в коробочке раскраски, цветные мелки, фломастеры, карандаши.
Затем просит развязать ленточку и открыть зеленую коробочку. Дети проявляют неудовольствие, на лицах грусть. В коробочке ржавые гвозди, битое стекло, ломаные игрушки.
Воспитатель подводит детей к зеркалу и предлагает изобразить эмоцию, которая появилась при открытии красной коробочки, а затем эмоцию, которая появилась при открытии зеленой коробочки.
- С какой эмоцией вы уйдете с занятия «радости» или «грусти»?