Мы ещё не разучились плакать.
Уроки по повести Владимира Галактионовича Короленко «Дети подземелья»(6 класс)
Большое значение для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет всестороннее осмысление мотива любви к ближнему, который восходит к евангельской заповеди «возлюби ближнего своего, как самого себя». Этот мотив выражает бескорыстное доброе отношение человека к человеку, основанное не на родовом или национальном признаке, а на осознании того, что каждый человек заслуживает милосердия.
На страницах литературных произведений мы находим многообразные примеры мотива любви к ближнему. Механик-самоучка Кулигин ради общественного блага пытается изобрести вечный двигатель, установить на крышах домов громоотводы. Он советует Тихону пожалеть и простить Катерину.
«Голубиная душа» Ильи Ильича Обломова проявляется в его словах: «Вы думаете для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как собойроявляется в его словах: "бращёных атель, установить на крышах домрв громоотводы.к ближнему.».
Родион Раскольников оставляет последние деньги Мармеладовым. Лидия Михайловна дает незабываемые уроки доброты голодающему мальчику.
Русскую литературу всегда отличало обостренное внимание к миру детства. Ребёнок воспринимался как средоточие нравственного потенциала, отражение не только состояния общественного здоровья, но и благополучия в мире в целом.
Время не властно над силой воздействия на читателей повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». И сегодня она звучит не менее актуально, чем тогда. Потому что проблема бездомных, обездоленных и несчастных детей в наше время приобрела особую остроту, а одиночество ребенка мы встречаем сплошь и рядом. Распавшиеся семьи, дети без ласки, понимания, необходимой им духовной близости – явные тому причины. И растут дети, как Вася «молодыми волчатами» и «дикими деревцами».
Это повесть заставляет многое переосмыслить, переоценить, дает возможность научиться состраданию, милосердию, укрепить в себе человеческое. Именно этим целям можно подчинить систему уроков, посвященную изучению повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».
На первом уроке – «дурное общество» и «темные личности». Здесь мы знакомим учеников с личностью писателя, с биографией. И начнем знакомство с работы над портретом Короленко. Ребята сразу обращают внимание на задумчивые глаза, проницательные глаза писателя, на морщины и седую бороду и предполагают, что жизнь его была не из легких. Короленко кажется ученикам строгим, но справедливым и добрым.
И мы подтверждаем, что жизненный путь писателя был нелегким, но прекрасным: всю жизнь он заступался же униженных и оскорбленных, порой ценой собственного благополучия защищал справедливость, за что неоднократно подвергался арестам и ссылкам, знал, что такое нужда и т.д.
Далее включается фонограмма песни П. Оливейро из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» «Я начал жизнь в трущобах городских» хотя эта песня и относится к 20 веку, но она очень созвучна повести Короленко, так как бродяжничество, сиротство, обездоленность остаются актуальными в мире по сей день.
После того, как дети прослушали песню, задается вопрос
«Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко «Дети подземелья» предваряет такая песня?
И дети четко улавливают созвучие литературного и музыкального произведений. Слова «Когда ласкали вы детей своих, я есть просил, я замерзал…Где мой очаг? Где мой ночлег? Не признаете вы моё родство, а я ваш брат, я человек…И увидав меня, не прячьте взгляд, ведь я ни в чем, ни в чем ни виноват.», заставляют учеников вспомнить неординарную личность Тыбурция, выброшенного жизнью на улицу, Валека и Марусю. Дети здесь говорят об отверженных, о голодающих, об их вынужденном воровстве. Именно об этом повесть Короленко и об этом поется в песне.
О чем вас заставила задуматься эта повесть?
Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?
Самым горьким и печальным дети называют рассказ о болезни и смерти Маруси. Также они называют страницы об одиночестве Васи в родном доме, о его тоске по близкой душе, о потребности любить и быть любимым.