Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«БУЖАНИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Бужаниновская СОШ
_______________ А.Б.Никульцев
приказ № 61 от "29"августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(социальное направление)
для обучающихся 3-4 классов
« Мы юные робототехники» класс 3
2017-2019 учебный год
Программа разработана на основе:
федерального государственного образовательного стандарта общего
начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) М.: «Просвещение», 2012 г;
программы курса «Первые шаги в робототехнике» для учащихся 1-4 классов. Составители: Н.А. Меденец, Р.А. Селедец, И. А. Середа, г. Краснодар, 2014 г.
учебно-методического пособия:
Lego Education 2009580. Робот LegoWedo. Книга для учителя.
Разработчик программы: учитель начальных классов
Иванова Александра Витальевна
2017г.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Робототехника»
обучающиеся научатся:
- конструировать Lego-модели;
- сумеют работать в команде;
- смогут анализировать и сравнивать различные модели, искать методы исправления недостатков и использования преимуществ, приводящих в итоге к созданию конкурентно способной модели;
- будут уметь работать с мультимедийными источниками информации.
- разовьют техническую речь и тематический словарный запас;
- через игру научатся принимать уникальные практико-ориентированные решения для построения новых моделей из конструктора LEGO;
Обучающиеся приобретут:
- коммуникативные навыки (партнерское общение);
- навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
- навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- сумеют оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
- разовьют такие креативные качества как гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения;
- усовершенствует остроту зрения, точность цветовосприятия;
- разовьёт тактильные качества, мелкую мускулатуру кистей рук;
- разовьёт восприятие формы и размеров объекта, пространства;
- разовьёт образное мышление;
- научится представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение;
- познакомится с азами программирования и принципами алгоритмического мышления;
- значительно углубит знания по различным предметам: математике, информатике, технологии, окружающему миру и литературе;
Обучающиеся будут знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета.
Основными личностными результатами являются:
- формирование критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;
- формирование уважения к информационным результатам деятельности других людей;
- формирование самостоятельности при творческой реализации собственных замыслов и проектов;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств легоконструирования и робототехники.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении курса « Мы – юные робототехники», являются:
Регулятивные УУД:
- понимание, принятие и сохранение учебной задачи;
- планирование и действие по плану;
- контроль процесса и результатов деятельности, вноска коррективов;
- адекватная оценка своих достижений;
- осознание трудностей, стремление их преодолевать, пользоваться различными видами помощи.
Познавательные УУД:
- осознание познавательной задачи;
- чтение, слушание, извлечение информации, критическое её оценивание;
- понимание информации в разных формах (схемы, модели, рисунки), перевод её в словесную форму;
- проведение анализа, синтеза, аналогии, сравнения, классификации, обобщения;
- установление причинно-следственных связей, подведение под понятие, доказательство и т.д.
Коммуникативные УУД:
- аргументирование своей точки зрения;
- признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи;
- готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебной и исследовательской, творческой деятельности.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год 1 класс, 34 часа 2.3.4 класс, 1 час в неделю, что соответствует Учебному плану МБОУ «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа», реализуемому в 2017-2018 учебном году.
Краткое содержание курса
Программа «ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ» предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделированию. LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Конструкторами Lego, которая охватывает почти все возраста детей, обучающихся в различных образовательных учреждениях.. Дети в начальной школе, используя наборы Lego Wedo, могут не только создавать различные конструкции, но и создавать для них простейшие программы, выполняя которые конструктор становится не просто стационарной игрушкой, а настоящим исполнителем, который управляется человеком. И уже от фантазии учащихся будет зависеть, какие задачи научится выполнять их «игрушка», в каких ситуациях она сможет превратиться в помощника человека. Старшее и среднее звено школы, используя конструктор Lego Mindstorms, могут усовершенствовать свои навыки в программировании как в визуальной среде NXT-G, так и в различных вариантах текстового программирования.
Программа представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 1,2,3,4 классов. В первом классе 33 ч , 2, 3, 4 класс – 34 часа.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора Legо, овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости),навык взаимодействия в группе.
Содержание курса.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач и расширение кругозора учащихся. Данный курс построен на основе интеграции с окружающим миром и литературным чтением. Учащиеся ещё раз знакомятся с темами по окружающему миру, литературному чтению и уже на новой ступени развития, с постановкой новых учебных задач выполняют работу по моделированию.
Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Это стимулирует развитие познавательных интересов школьников, стремления к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического мышления, пространственного воображения.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями товарищей, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп).
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления;
- ознакомление с окружающей действительностью;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;
- формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор-мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Календарно – тематическое планирование
«Робототехника» 3класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Учебно- лабораторное оборудование | Дата план. | Дата факт. |
Глава 1. Введение в робототехнику. | |
1 | Мир Лего. Кто такие конструкторы, инженеры, робототехники? | Учащиеся получают представление о LEGO конструировании из LEGO, узнают о профессиях, анализируют, какие детали содержит конструктор LEGO WeDo. Учащиеся знакомятся с простым и интуитивно понятным интерфейсом, получают представление о том, что программирование осуществляется простым перетаскиванием пиктограмм. Учащиеся учатся понимать принципы работы систем передач, блоков, шкивов, колёс и различных приводов. Дети учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения вне учебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Интерактивная доска. Таблицы | 04.09.17 – 08.09.17 | |
Глава 2.Знакомство с конструктором WeDo . Первые шаги | | | |
2 | Практическая работа №1. «Первые шаги. О сборке и программировании» | Конструктор LEGO. | 11.09.17 – 15.09.17 | |
3-4 | Знакомство с конструктором WeDo Практическая работа №2 «Мотор и зубчатые колёса». | Конструктор LEGO. | 18.09.17 – 22.09.17
25.09.17 – 29.09.17 | |
5 | Коллективная игра «Конструирование башен, мостов и стен» | Конструктор LEGO. | 02.10.17 – 06.10.17 | |
6 | Коллективная игра «Жилой дом» | Интерактивная доска. Таблицы | 09.10.17 – 13.10.17 | |
7 | Практическая работа №3 «Повышающая и понижающая зубчатая передача. Датчик наклона» | Конструктор LEGO. | 16.10.17 – 20.10.17 | |
8 | Экскурсия на машиностроительный завод как средство стимулирования исследовательской активности детей. | Интерактивная доска. Таблицы | 23.10.17 – 27.10.17 | |
9 | Шкивы и ремни. Перекрёстная ременная передача. | Интерактивная доска. Таблицы | 06.11.17 – 10.11.17 | |
10 | Снижение скорости. Увеличение скорости. Датчик наклона. Знакомство с программированием с помощью пиктограмм. | Интерактивная доска. Таблицы | 13.11.17 – 17.11.17 | |
11 | Практическая работа №4 «Умная вертушка». Снижение, увеличение скорости. | Конструктор LEGO. | 20.11.17 – 24.11.17 | |
12 | Практическая работа №4 «Танцующие птички» | Конструктор LEGO. | 27.11.17 – 01.12.17 | |
| | | | |
Глава 3. Создание, программирование и испытание новых моделей | | | |
13 | Развитие умения выдвигать гипотезы. Конструирование новых моделей на основе вертушки. | Интерактивная доска. Таблицы | 04.12.17 – 08.12.17 | |
14 | Развитие умений задавать вопросы о созданной модели. Игра «Кто больше» | Конструктор LEGO. | 11.12.17 – 15.12.17 | |
15 | Датчик расстояния. Коронное зубчатое колесо. Практическая работа №6 «Обезьянка-барабанщица» | Конструктор LEGO. | 18.12.17 – 22.12.17 | |
16 | Развитие умений классифицировать. Игра «Сортировка деталей конструктора» | Конструктор LEGO. | 25.12.17 – 29.12.17 | |
17 | Практическая работа №7 «Голодный аллигатор» | Конструктор LEGO. | 15.01.18 – 19.01.18 | |
18 | Самостоятельное конструирование и программирование моделей на основе базовой модели аллигатора. | Интерактивная доска. Таблицы | 22.01.18 – 26.01.18 | |
19 | Развитие умений наблюдать. Таблицы данных. Футбол. | Интерактивная доска. Таблицы | 29.01.18 – 02.02.18 | |
20 | Развитие умений и навыков экспериментирования. Практическое занятие №8 «Нападающий» | Конструктор LEGO. | 05.02.18 – 09.02.18 | |
21 | Практическое занятие №9 «Вратарь» | Конструктор LEGO. | 12.02.18 – 16.02.18 | |
22 | Цикл. Прибавить к экрану. Вычесть из экрана. Маркировка. | Интерактивная доска. Таблицы | 19.02.18 – 23.02.18 | |
23 | Практическое занятие №10 «Спасение самолёта» | Конструктор LEGO. | 26.02.18 – 02.03.18 | |
24 | Практическое занятие №11 «Спасение от великана» | Конструктор LEGO. | 05.03.18 – 09.03.18 | |
25 | Мозговой штурм для поиска новых решений. | Интерактивная доска. Таблицы | 12.03.18 – 16.03.18 | |
26 | Конструирование на свободную тему Развитие умений создавать диалоги. | Интерактивная доска. Таблицы | 19.03.18 – 23.03.18 | |
27 | Методика работы с текстом. Техническое Описание своих моделей | Интерактивная доска. Таблицы | 04.04.18 – 06.04.18 | |
28 | Что такое гипотеза? Учимся ставить гипотезы. Конструирование на свободную тему. | Интерактивная доска. Таблицы | 09.04.18 – 13.04.18 | |
29-30 | Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание « Рассказ на заданную тему». | Интерактивная доска. Таблицы | 16.04.18 – 20.04.18 23.04.18 – 27.04.18 | |
Глава 4.Мониторинг конструкторской деятельности учащихся |
31 | Конструирование на свободную тему. | Формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Конструктор LEGO. | 30.04.18 – 04.05.18 | |
32 | Конструирование на свободную тему. | Конструктор LEGO. | 07.05.18 – 11.05.18 | |
33 | Защита проектов | Интерактивная доска. Таблицы | 14.05.18 – 18.05.18 | |
34 | Защита проектов | | Конструктор LEGO. | 21.05.18 – 25.05.18 | |
| Итого:- 34 часа |
Календарно – тематическое планирование
«Мы юные робототехники» 4 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Учебно- лабораторное оборудование | Дата план. | Дата факт. |
Глава 1. Значение робототехники для современного общества | |
1 | Значение робототехники для современного общества | Учащиеся получают исторические сведения. Понятие о проектировании и конструировании робототехнических устройств, о роботах, реально используемых в промышленности, быту. Учащиеся изучают, дополнительные и новые элементы для сборки крупных моделей WeDo в сочетании с базовым набором Просмотр презентации и видеоматериалов о робототехнических фестивалях, конкурсах и олимпиадах.
Учащимся объясняются цели и нравственные принципы соревнований, подчёркивается дружелюбность программы
Учащиеся учатся формулировать задачи, требующие технического решения, создавать, проверять и модифицировать различные модели, создавать программы и испытывать модели, применять датчики, выявлять закономерности и взаимосвязи для предсказания результатов различных решений коммуникативные навыки и навыки обучения; навыки оценки завершенного технологического проекта. Учащиеся применяют свои художественные способности
Младший школьник учится предвидеть результаты своей деятельности, выбирая различные способы выполнения одного и того же задания, так как, изменяя схему или последовательность сбора модели, он получает различные варианты одного робота. Получив ту или иную модель, учащийся имеет возможность самостоятельно проверить правильность её выполнения. При этом ребёнок может объективно оценить не только результат своей деятельности, но и работу своих одноклассников. Обнаружив ту или иную ошибку в своей работе, младший школьник имеет возможность внести коррективы на любой стадии сборки модели. Он учится критично относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих. Таким образом, происходит формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха Учащиеся применяют свои способности работы на компьютере Учащиеся отражают в содержании доклада сути выполненной работы, свободное владение проблемой в целом, умение оперировать фактами в целях доказательства своей гипотезы, целесообразности исследования, умение четко формулировать выводы, культуру речи, создают презентацию, выступают не только перед сверстниками, но и перед всеми заинтересованными в их проекте людьми | Интерактивная доска. Таблицы | | |
2 | Какие бывают роботы | Интерактивная доска. Таблицы | | |
3 | Знакомство с ресурсным набором конструктора LEGO WeDo | Конструктор LEGO. | | |
4 | Знакомство с ресурсным набором конструктора LEGO WeDo | Конструктор LEGO. | | |
5 | Практическая работа №1 «Колесо обозрения» | Конструктор LEGO. | | |
6 | Практическая работа №1 «Колесо обозрения» | Конструктор LEGO. | | |
7 | Ежегодные робототехнические фестивали, конкурсы и соревнования. | Интерактивная доска. Таблицы | | |
8 | Формирование команд для участия в робототехнических соревнованиях. | Интерактивная доска. Таблицы | | |
9 | Суть и принципы соревнований по направлению Jr.FLL | Интерактивная доска. Таблицы | | |
10 | Анализ идеи сезона по направлению Jr.FLL | Интерактивная доска. Таблицы | | |
11 | Мозговой штурм для поиска новых решений идеи сезона | Конструктор LEGO. | | |
12 | Создание, программирование и испытание моделей для участия в конкурсе | Интерактивная доска. Таблицы | | |
13 | Подготовка коллективных проектов | Конструктор LEGO. | | |
14 | Изготовление эскиза баннера для защиты проекта | Конструктор LEGO. | | |
15-16 | Защита коллективных проектов среди сверстников и учащихся старших классов | Конструктор LEGO. | | |
17 | Создание информационных буклетов | Интерактивная доска. Таблицы | | |
18-19 | Практическая работа №2 « Подъёмный кран» | Конструктор LEGO. | | |
20 | Практическая работа №3 « Автомобиль» | Конструктор LEGO. | | |
21 | Практическая работа №3 « Автомобиль» | Конструктор LEGO. | | |
22 | Практическая работа №4«Обезьянка-барабанщица» | Конструктор LEGO. | | |
23 | Развитие умений классифицировать. Игра «Сортировка деталей конструктора» | Интерактивная доска. Таблицы | | |
24 | Практическая работа №5«Голодный аллигатор» | Конструктор LEGO. | | |
25 | Самостоятельное конструирование и программирование моделей на основе базовой модели аллигатора. | Конструктор LEGO. | | |
26 | Развитие умений наблюдать. Таблицы данных. Футбол. | Интерактивная доска. Таблицы | | |
27 | Построение творческих моделей по тематике ежегодного регионального конкурса «Создай свою мечту» | Интерактивная доска. Таблицы | | |
28 | Построение творческих моделей по тематике ежегодного регионального конкурса «Создай свою мечту» | Конструктор LEGO. | | |
29 | Построение творческих моделей по тематике ежегодного регионального конкурса «Создай свою мечту» | Интерактивная доска. Таблицы | | |
30 | Практическое занятие №6 «Спасение самолёта» | Конструктор LEGO. | | |
31-32 | Практическое занятие №7 «Спасение от великана» | Конструктор LEGO. | | |
33 | Построение творческих моделей по свободной тематике. Защита на конкурсе научных проектов школьников | Интерактивная доска. Таблицы | | |
34 | Построение творческих моделей по свободной тематике. Защита на конкурсе научных проектов школьников . | Конструктор LEGO. | | |
| Итого:- 34 часа |
Согласовано:
Протокол заседания ШМО
Учителей начальных классов
«28» августа 2017г. № 1
Согласовано:
Заместитель директора по УВР__________ Смирнова Г.И
«28» августа 2017г.