УДК 159.922.72
«Мы расскажем вам про … Телефон» инклюзивное коррекционно-развивающие занятие в рамках проектной деятельности, направленное на развитие цифровой грамотности у обучающихся среднего звена с ОВЗ.
5-6 класс
М.В. Гусева,
Педагог-психолог,
первая квалификационная категория
МБОУ гимназия №2
143403, Российская Федерация, Московская область, г. Красногорск, ул. Кирова д.23
Аннотация: В данной работе представлен практический опыт педагога-психолога, который направлен на формирование социальных навыков (социализацию) детей с задержкой психического развития с нормотипичными детьми, повышение цифровой грамотности в рамках коррекционно-развивающих занятий.
Ключевые слова: задержка психического развития, нормотипичные дети, психоэмоциональное напряжение, цифровая грамотность, саморегуляция, социальная адаптация, высшие психические функции (ВПФ).
Annotation: this article presents the practical experience of a teacher-psychologist, which is aimed at the formation of social skills (socialization) of children with delayed mental development with normative children, improvement of digital literacy within the framework of correctional and developmental classes.
Key words: mental retardation, normative children, psycho-emotional stress, digital literacy, self-regulation, social adaptation, higher mental functions (HMF).
Цель: Социальная адаптация обучающихся с задержкой психического развития; развитие способностей находить, оценивать, структурировать и передавать информацию с помощью набора текста; развитие культуры использования интернет-пространства; создание наиболее оптимальных условий для восстановления психологического и эмоционального здоровья обучающихся; повышение интереса и мотивации у обучающихся; развитие высших психических функций (памяти, речи, мышления, внимания); подчеркнуть значимость занятий для общего развития каждого ребенка.
Задачи:
- активация различных функций центральной нервной системы;
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
- стимуляция, развитие и коррекция тактильных и познавательных процессов;
- развитие саморегуляции;
- развитие двигательного праксиса рук;
- формировать умение совместно работать в группе;
- формирование навыков набора текста, анализа информации;
- формирование навыков ораторского искусства.
Тема цифровой грамотности и безопасности в интернет среде для подростков особенно актуальна. Жизнь современного человека сложно представить без информационно-коммуникационных технологий. Важно не просто уметь пользоваться ими, а использовать эффективно и безопасно. Подросткам важно научиться корректно использовать информацию, переработать её, создать своё видение этих данных, соблюдать определенные меры предосторожности в интернет-пространстве.
Представленное ниже занятие является конечным продуктом в работе обучающихся по определенной теме. Каждая тема выбирается совместно с учениками и основываясь на их интересах. Тема рассчитана на 5 занятий, в ходе которых ребята занимаются поиском информации в онлайн, учатся создавать презентацию, набирать текст на компьютере, работать в команде над общей задачей. На итоговом занятии подростки делятся со сверстниками полученной информацией, представляют свою презентацию, в игровой форме отрабатывают полученные знания, работают над развитием всех видов коммуникации.
Рис.1 Набор текста, создание презентации.
Перечень оборудования: электронная доска, ноутбук, программа для создания презентаций, доступ к интернет-ресурсам, карточки с заданиями.
План занятия:
1. Приветствие. Вступительная часть.
2. Основная часть.
3. Рефлексия.
Вступительная часть.
Дети и педагоги рассаживаются по местам. Двое ребят (ведущие) выходят к электронной доске. Первый ведущий: «Уважаемые, гости, а вы знаете, что такое телефон?» Ответы. Второй ведущий: « Вы правы. А кто знает создателя этого изобретения?». Ответы. Первый ведущий: «Сегодня мы постараемся рассказать вам о создании этого гаджета». Загружается презентация, и ученики рассказывают собранную информацию по теме.
Рис.2 Представление презентации.
2.Основная часть.
Педагог: «Уважаемые, ребята! Вы прослушали выступление своих сверстников, и надеюсь, что вам все понравилось, и вы всё запомнили. Сейчас мы с Вами поиграем и проверим это!».
Упражнение «Становись!»
Цель: Создание положительного эмоционального фона; активация внимания, скорости реакции; вовлечение всех участников занятия в процесс.
Ход упражнения:
Дети строятся в шеренгу по цвету волос и делятся педагогом на две команды.
Упражнение «Шифр»
Цель: Формировать умение совместно работать в группе; развитие всех видов ВПФ.
Материалы: Карточки с заданиями.
Ход упражнения:
Каждая команда получает по карточке с загадкой-шифром, который относится к теме занятия. Ученики решают задачу совместно, всей командой.
Рис.3 Упражнение «Шифр».
Упражнение «Письмо из прошлого»
Цель: Активация различных функций центральной нервной системы; развитие всех компонентов памяти; формирование навыков ораторского искусства.
Материалы: Карточки-письма, электронная доска, презентация.
Ход упражнения: Две команды получают два письма, читают их, пытаются вспомнить, о чём или о ком идет речь в письме. Когда задача с письмом решена, то один из членов команды должен рассказать о «засекреченном» предмете членам другой команды, не называя сам предмет. Задача другой команды угадать, о чём идет речь, опираясь на полученные ранее знания по теме.
Упражнение «Сломанный смартфон»
Цель: Развитие внимания, логического мышления, связной речи; формирование работы в коллективе.
Материалы: Карточки.
Ход упражнения: Каждая команда получает карточку, на которой записано «сломанное» предложение. Задачей учеников составить верное предложение и прочесть его всем.
Упражнение «Театр»
Цель: Развитие коммуникативных навыков межличностного общения; сплочение детского коллектива.
Материалы: Карточки, телефоны.
Ход упражнения: Каждая команда получает карточку с заданием-ситуацией. Задача команд, не используя вербальные способы общения, обыграть предоставленную им ситуацию. Задача противоположной команды рассказать, что происходило в ситуации соперников.
Рис.4 Упражнение «Театр»
3.Рефлексия.
Упражнение «Фото»
Цель: Развитие коммуникативных навыков межличностного общения; сплочение детского коллектива, закрепление знаний.
Материалы: Карточки, телефоны.
Ход упражнения: Все участники занятия возвращаются на свои места и получают одну общую карточку. Задачей учеников является создание совместной фотографии, на которой необходимо отобразить все возможности современного гаджета. После общего фото, каждый ученик дает обратную связь по циклу занятий.
Рис.5 Упражнение «Фото».
По итогам проведенных занятий у подростков была выявлена повышенная мотивация к сотрудничеству друг с другом, получению новых знаний в рамках изучаемой темы. Высокая заинтересованность подростков влияет на развитие аналитико-синтетической деятельности, которая формируется в процессе практической работы с онлайн ресурсами, техническими средствами, что даёт возможность успешно перенести полученные навыки и знания в повседневную жизнь и в учебную среду.
Список использованных источников
Визель Т.Г. Ребенок и его развитие - М.: В.Секачев, 2018. – 140 с.
Петрушин С.В Психологический тренинг в многочисленной группе: методика развития компетентности в общении в группе. – М.: Академ. Проект, 2013. – 251с.
Ромашвили И.Е., Колосова Т.А. Психологический тренинг партнерского общения подростков с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном образовании. - изд.:К–ро, 2014 – 96с.
Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития - изд.: Питер, 2017. – 190 с.
Широкова Г.А. Детская психология. Словарь-справочник. – изд.: Феникс,2009 – 204с.