МКОУ «Какамахинская СОШ им.А.Баганда »
социальный проект
«Мы с природой дружим,
мусор нам не нужен»
Выполнила:
Учитель биологии и химии Уруджева Э. А.
Какмахи 2017-2018г.
Экологический- социальный проект:
«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»
Введение
Одной из актуальных проблем современности становится поиск ответов на вопросы, которые ставит сама жизнь. Вопрос о том, как уберечь мир от экологической катастрофы назрел давно.
Актуальность данной работы связана с необходимостью формировать чувства ответственности за облик родного города и желание изменить его к лучшему .
Любой населенный пункт – это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, в которой только от человека зависят чистота и порядок. Скопление во дворах строительного мусора, отсутствие экологической культуры у части населения, недопонимание значимости и важности чистоты и благоустройства речной зоны – признаки проблемы, выявленные в ходе работы. Кто-то относится к этому равнодушно, кто-то с сочувствием, кто-то при случае выходит на субботники по уборке территории. Однако проблема с каждым годом становится всё острее. Настало время подключиться к её решению.
Гипотеза проекта. Мы предполагаем, если каждый человек с детства научиться беречь и заботиться об окружающей среде, о природе родного края и о своей малой родине, приносить ей только пользу, а не вред, то экологическая обстановка улучшится.
Цель проекта: актуализировать внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения улиц, озёр, способствовать формированию экологической культуры и твёрдого убеждения в том, что мусору место на свалке, а не на улицах и задворках.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
Проанализировать ситуацию загрязненности в районе;
Научиться выделять проблему и искать способы ее решения для экологической и социальной обстановки в районе;
Составить экологический календарь;
С помощью инициативной группы ребят разработать перспективный план реализации проекта «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»;
Выстроить работу в соответствии с ключевыми датами экологического календаря;
Пропагандировать и углублять экологические знания учащихся и взрослых; Агитировать жителей на уборку и благоустройство;
Воспитывать потребность содержать улицы в чистоте.
Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов проекта:
Территория реализации проекта Левашинский район с.Какамахи.
Практическая ценность данной работы заключается не только в акцентуализации внимания на проблеме экологии родного края, но и в возможности применения выводов и материалов исследования в быту. Жизнь обязывает нас уметь понимать природу и грамотно выходить из разных ситуаций.
Описание проекта
Реализация проекта осуществляется в рамках пяти направлений:
Организационные мероприятия;
Эколого-просветительские мероприятия;
Практические природоохранные мероприятия;
Исследовательская работа;
Участие в районных, городских конкурсах.
Распределение обязанностей среди участников проекта:
Журналисты - беседы с населением, учащимися;
Фотокорреспонденты - сбор материалов для стенда и для отчёта по результатам выполнения проекта;
Сценаристы - подбор, составление плана работы;
Художники - выпуск плакатов, листовок;
Рабочие (все) - уборка территории от мусора.
Формы работы: беседа, совместная трудовая деятельность родителей и детей, встреча, конкурс, конференция, экскурсия, сбор ТБО, трудовой десант, выставка, изготовление кормушек, скворечников, озеленение школьной территории.
План работы над проектом:
I. Подготовительный этап
1. Обсуждение актуальности темы проекта, обсуждение проблемы загрязнения улиц, озера. Определение цели и задач проекта, постановка гипотезы;
II. Информационный этап
Сбор информации по теме, анализ литературы.
Составление экологического календаря.
Экскурсия по рудничному району с целью выявления самых загрязненных участков, фотографирование.
Проведение опроса по данной проблеме.
Опрос среди сверстников с целью выявления их отношения к проблеме загрязнения района и готовности принять посильное участие по практическому выполнению проекта.
Разработка и проведение мероприятия для учащихся и родителей. Родительское собрание «Мусор и наше здоровье».
Оформление фотовыставки.
III. Практический этап
Уборка школьной территории, посадка деревьев по улице Серебряный бор, очищение береговой линии пруда Отрадный, изготовление скворечников, кормушек, благоустройство школьной территории (посадка саженцев, цветов, оформление клумб)
IV. Заключительный этап
Подведение итогов работы над проектом на общешкольной линейке «Лестница успеха», награждение лучших.
Ожидаемые результаты:
непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы;
благоустройство школьной и близлежащей территории;
создание в ходе проекта стенгазет, листовок;
привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей;
осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.
На вопрос «Как вы считаете, кто больше мусорит?»
10 человек ответили, что это молодежь
5 человек – что это подростки
15 человек – указали на взрослых
Не задумываясь выбросили бы в общественном месте:
5 - пустую банку
5 – обертку от жевательной резинки
20 не выбрали никакие варианты. Мы считаем это показателем экологической культуры у части взрослого населения.
Главной причиной захламления окрестностей водоёма большинство опрошенных выбрали:
недостаточное количество контейнеров для мусора – 65%
низкий уровень культуры – 35%
Решение проблемы:
Мы поняли, что проблема загрязнения озера существует. Большинство жителей хотели бы видеть озеро чистым и приятным для отдыха. И мы сможем сделать его таким, если постараемся .
Пластиковые бутылки мы складывали в отдельные мешки. Всего у нас набралось 45 мешков, затем мы договорились с родителями, чтобы они вывезли и сдали этот пластик на переработку.
Когда мы приехали к месту назначения, многие из нас заметили, что в этом году мусора гораздо меньше, чем в прошлом: уже не так много вокруг валялось бутылок, фантиков, бумажек, и следов пикников почти не было видно. Может, люди стали бережней относиться к окружающей среде? А может наши ровесники или обитатели ближних улиц решили последовать нашему примеру и тоже устроили уборку территории? Но как бы там ни было, мы искренне обрадовались увиденному.
Наше село встретила нас распростертыми объятиями хрупкой осенней листвы и задорным колючим ветром. Вместе с нами работали и наши учителя, потому что только личный пример – залог успеха. В ходе акции собрано 4 м3 пластиковых и стеклянных бутылок, алюминиевых банок, упаковок от продуктов, бумаги и прочих бытовых отходов, которые оставляют люди.
Собрав целый контейнер полиэтиленовых мешков с мусором, мы все с удовольствием взирали на плоды своих трудов. Ведь в чистоте и красоте жить приятно каждому.
Мы были безумно рады, что имели возможность участвовать в этой акции, так как она не только сплотила нас еще сильней, но и сблизила с природой.
А ещё ребята увидели, как любят реку его жители, и совместно со взрослыми решили на следующий год обустроить берега реки, построив скамейки и стол в зоне отдыха.
Главным итогом акции мы считаем не только чистый берег, но и возрастание гражданской активности людей, формирование любви к родному краю.
Зачем сажать деревья?
Озеленение – один из путей улучшения городской среды.
Зеленые насаждения издавна считаются надежной и проверенной защитой, их справедливо называют «легкими городов». Зеленые насаждения поглощают пыль и токсичные газы. Они участвуют в образовании гумуса почвы, обеспечивающего её плодородие. Формирование газового состава атмосферного воздуха находится в прямой зависимости от растительного мира: растения обогащают воздух кислородом, Зеленые растения смягчают климат. Растения усваивают солнечную энергию и создают из минеральных веществ почвы и воды в процессе фотосинтеза углеводы и другие органические вещества. Без растительного мира жизнь человека и животного мира невозможна. Животные, исключая хищников, питаются только растениями. Растения не только выполняют свою биологическую и экологическую функцию, но их разнообразие и красочность всегда радуют глаз человека .
Важно помнить, что зелень садов, лесов и парков может сохраняться и развиваться только при общем благоприятном состоянии окружающей среды. Поэтому все меры, направленные на улучшение экологического состояния воздуха, воды и почв, благоприятно влияют на зеленые насаждения. Мы заботимся о них, они помогают нам, вот такой круговорот «заботы» в природе получается.
Каждый год мы организуем акции по озеленению территории нашего села ,на горе котораянаходится в центре села в течении много лет ,наша школа сажает сосны.И получился не большой лес из молодых сосен.
Соберём. Сдадим. Переработаем. Раздельный сбор отходов
Больше трети всех отходов, которые образуются в наших домах, можно использовать вторично. Благодаря возвращению ценных ресурсов в цикл производства, уменьшаются объемы свалок и полигонов, экономятся сырье и энергоресурсы.
К отходам раздельного сбора относятся отслужившие свой срок изделия из бумаги, картона, пластика, стекла и металла. Их сортируют и выбрасывают в маркированные контейнеры, содержимое которых забирает специальный мусоровоз. В отличие от других машин, которые перевозят мусор на полигон, мусоровоз для раздельного сбора доставляет ценные отходы на мусороперерабатывающий завод, где они сортируются по сырьевым фракциям, прессуются и пакуются в тюки. Вторичное сырье заготавливается большими партиями и отправляется на заводы по переработке .
Всем известно, что использованные батарейки нельзя выбрасывать вместе с обычным бытовым мусором.
Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м2 земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!
Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения.
Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м2 земли. Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др.
Один из самых опасных металлов, ртуть, может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов.
Чтобы обратить внимание жителей района на важность грамотно утилизировать отработанные батарейки, мы проводим информационные минутки и активно участвуем в городской природоохранной акции «Охотники за батарейками».
Серьезный вред экологии наносит и полиэтиленовый пакет. Установлено, одним пакетом пользуются в среднем не более 20 минут, а на его разложение уходит более 500 лет. В природе нет бактерий, способных разлагать полимерные соединения, поэтому избавиться от пакетов можно только путем сжигания. При сгорании полимерных материалов выделяется один из самых ядовитых газов – СО (угарный). Брошенные пакеты нарушают городские коммуникации – забивают ливневые стоки. Пластиковые пакеты становятся причиной гибели животных. Срок окончательного распада полиэтилена составляет более 500 лет. При сжигании полиэтиленовые отходы выделяют вредные вещества, опасные для природы и здоровья человека. Почти каждый кусочек когда-либо произведенного пластика до сих пор существует. По данным Комитета ООН по охране природы, ежегодно пластиковые отходы становятся причиной смерти 1 миллиона птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимого количества рыб. Примерно 6 миллионов 300 тысяч тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в мировой океан.
Жители нашего района ещё не готовы отказаться от пластикового пакета. Решение данной проблемы мы видим в соблюдении ежедневного правила: идти за покупками со своей сумкой.
Перспективный план реализации проекта «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» на 2017-2018г.
№ п/п | Мероприятия | Дата | Исполнители |
1 | Очищение береговой линии реки | сентябрь | Ученическое самоуправление |
2 | Посадка саженцев на территории школы | сентябрь - октябрь | родители, учащиеся, учителя |
3 | Выставка поделок из природного материала. | сентябрь | учащиеся, родители, учителя |
4 | Посадка саженцев на близ лежащей горной территории . | сентябрь | ученическое самоуправление |
5 | Экологическая акция “Мой чистый двор” | в течение года | учащиеся, родители, педагоги школы. |
6 | Изготовление кормушек для птиц | ноябрь | |
7 | Сбор макулатуры | ноябрь | учащиеся, родители, классные руководители |
8 | Конкурс эко-листовок «Экология и мы» | апрель | Учащиеся, классные руководители |
9 | Изготовление скворечников | март | учащиеся, родители |
10 | Участие в акции «Сирень победы» | май | учащиеся, родители, классные руководители |
11 | Участие в акции «Шахтёрский огонёк» (посадка рябин) | май | учащиеся, родители, классные руководители |
12 | Благоустройство школьной территории | май | учащиеся, педагоги школы |
Заключение
Проделанная работа позволила нам стать внимательнее по отношению к природе и людям, которые нас окружают. Надеемся, что и люди последуют нашему .В ходе реализации проекта были задействованы разные формы работы:
- поисково-исследовательские: экологический мониторинг: «Экологическое состояние реки Хологорк».
- конкурсные:
конкурсы рисунков и плакатов, посвященных природе; фото и видео конкурсы
«По родным местам», поделки из природного
творческий конкурс поделок и рисунков «Экология глазами детей»
- игровые: экологические викторины, игры, спектакли;
- познавательные: классные часы на экологическую тематику, уроки-семинары, уроки-диспуты, «круглые столы», «Урок чистой воды» и др.
В проведении уроков экологической грамотности в нашей школе
- пропагандистская работа. Создание листовок, брошюр способствует актуализации внимания к проблеме экологии.
Ежегодно организуем фотовыставки, видеоролики, цель которых не только показать бытовые свалки, сломанные руками человека деревья, нашу деятельность по охране природы и просто красивые места нашего края, но и заставить задуматься о последствиях своей деятельности.
Учим младших школьников правильно вести себя в лесу, на реке, на лугу, чтобы не причинять вреда природе. Знакомим их с растениями, занесенными в Красную книгу. В школьном холле организовали экологический уголок .
Круглогодично в школе совместными усилиями мы наводим порядок, очищаем территории, высаживаем деревья, кустарники и цветы, проводим экологические мероприятия: трудовые десанты, смотры, конкурсы и осуществляем массу других полезных и важных дел.
«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда... Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету», - писал французский писатель, поэт Антуан де Сент-Экзюпери. Вот главное правило жизни, которое должно стать главным условием существования каждого человека на земле.
Чтобы спасти нашу Землю от гибели, каждый должен начать с себя.
Отчет
о реализации проекта
«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен »
Авторы: Уруджева Эмма Ахмедовна и 8 «В» класс.
Проект имеет высокую степень актуальности и практической пользы. Проблема экологического вреда от пластиковых отходов является общемировой и затрагивает жизнь каждого человека. Авторы предлагают действительно работающую программу действий по сокращению бытового пластикового мусора, которую возможно реализовать как на уровне отдельно взятого гражданина, так и страны в целом.
Содержание работы соответствует заявленной теме и излагается в соответствии с составленным планом. Четко определена тема, объект, цель работы, перечислены методы исследования. Цель работы достигнута, задачи выполнены, теоретическая и практическая части подкреплены примерами и наглядными материалами (иллюстрации, диаграммы).
Данная работа знакомит школьников с особенностями состава пластиковых изделий, рассказывает о существующих видах утилизации, масштабе загрязненности планеты пластиковыми отходами, о выгоде вторичного использования ресурсов, раздельного сбора вторсырья, а также возможностях, которые открываются человеку при осознанном сокращении потребления.
Сам по себе проект, предполагающий создание системы шагов по решению «пластиковой» проблемы,пальчиковые батарейки, состоялся отличным образом . Работа снабжена многочисленными примерами, взятыми из жизни. Ребята успешно «вошли» в систему сами и легко делятся наработанным опытом.
Слушатели осознают реальность и актуальность проблемы, легко вникают в суть предлагаемой программы действий и заражаются стремлением поступать также: участвовать в экологических акциях, становиться сторонниками здорового и экологичного образа жизни, минимизируя свой экослед.
Работа не перегружена, рассчитана на восприятие школьниками младших и старших классов, написана хорошим литературным языком.
Эмма Ахмедагаевна успешно использовала такие методы, как анализ, синтез, сравнение и статистические методы.
Следует отметить высокое качество исполнения работы и соответствие всем предъявляемым требованиям. Процент заимствований составляет менее 6%, причем заимствования в данном случае – это цитаты о бережливости по отношению к Земле, принадлежащие Антуану Сент Экзюпери, Роберту Рождественскому и другим авторам, на которых даны ссылки.
Продолжением работы может стать участие в волонтерских проектах, экологических мастер-классах, популяризующих тему защиты природы и бережливости по отношению к природным ресурсам, выступление по указанной теме .
Работа может быть удачно использована на уроках окружающего мира в начальных и старших классах, а также для дополнительных внеклассных занятий по экологии.
Рекомендуется для представления на ученической конференции.
Учитель: Уруджева Э.А____________________
Зам. дир. по УВР Маллаев А.М._____________