Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Марковская СОШ»
Дроновский филиал
Классный час
«Мы в ответе за тех, кого приручили.»
составила: учитель начальных классов 1 категории
Лавриненко Надежда Михайловна
Дроновка 2016 г.
Дата проведения: 04.04.2016 г.
класс: 4
Цели:
• воспитание сострадания и доброты;
• развитие творческих способностей;
• развитие речи.
Предварительная подготовка:
1. иллюстрации и фотографии о домашних животных
2. сочинение «Мой пушистый друг»
3. фотографии памятников собакам
4. распечатка рассказа «Дик»
Ход классного часа
Инсценировка по мотивам сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Появляются Маленький принц и Лис.
Л.: Здравствуй!
М.п.: Здравствуй. Кто ты? Какой ты красивый!
Л.: Я — Лис.
М.п.: Поиграй со мной. Мне так грустно.
Л.: Не могу я с тобой играть. Я не приручен.
М.п.: А как это — приручить?
Л.: Это означает создать узы.
Классный руководитель:
— Здравствуйте, ребята. К нам в гости пришли знаменитые герои мудрой сказки. В книге они станут друзьями, им будет грустно расставаться друг с другом. Давайте оставим их на некоторое время и попытаемся ответить на вопрос Маленького принца: что значит «приручить»? Что такое «узы»? (Ответы учащихся)
Ученик (зачитывает):
— В словаре С.И.Ожегова эти слова объясняются так: приручить — приручить к человеку, сделать ручным, послушным.
Узы — перен. то, что связывает, соединяет (узы дружбы, любви, братские узы, узы брака)
— А что об этом говорит Лис? Прислушаемся к его словам.
Лис: Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… Если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других… Просто каждый день ты садись ко мне поближе… Но в мире нет совершенства…
Классный руководитель: Почему же Лис так грустен? Может быть, он знает одну сказку? Ту, в которой говорится о том, что по просьбе собак Бог собрал кости от каждого животного, кроме собаки, и создал из них человека. Поэтому и есть у него сила льва, трудолюбие верблюда, коварство кошки, великодушие коня; нет только… Чего?
— В сказке у человека нет собачьей верности. Об этом же и стихотворение Эдуарда Асадова.
Ученики (читают наизусть)
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
— Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но всё же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пёстрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: что, оставлен, бродяга?
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела…
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце — чистейшей породы!
Классный руководитель: Что вы думаете о человеке, покинувшем собаку? Что бы вы сказали ему при встрече? Какие слова из стихотворения говорят о жестокости? (огонь, взревел паровоз, непогодь ночи, красный свет) Как вы понимаете слова последних двух строчек стихотворения?
Да, этот человек не знает, что такое «узы дружбы», он забыл о собаке почти сразу, мог смеяться, он не задыхался от табачного дыма. В ком больше человечности: в рыжей дворняге или в человеке… Как вы думаете? Известны вам подобные истории? Посмотрите на этот памятник. Он поставлен собаке по кличке Бобби. Послушайте его историю.
Ученик рассказывает о собаке:
Однажды в сторону Эдинбурга двигалась траурная процессия. За катафалком следовали поселяне, друзья и родственники умершего. К людям подбегали их собаки, которых отправляли домой. И только одного чёрного пёсика никто не уговаривал вернуться домой, и тот продолжал плестись за процессией… На свежей могиле вырос холмик. Провожающие положили на него цветы, постояли и стали расходиться. Кто-то из соседей покойного пастуха заметил собаку, усевшуюся недалеко от могилы. Это был Бобби, верный пес пастуха. Собаку позвали домой, но пёс только повилял хвостиком, благодаря за внимание, и продолжал сидеть. Он выходил с кладбища, чтобы утолить голод и жажду, поиграть с детьми, но к вечеру неизменно возвращался к своему другу на кладбище. Однажды за Бобби приехали из села, отвезли к новому пастуху, но Бобби сбежал и вернулся снова в Эдинбург. Пёс 14 лет нёс бессменную вахту на могиле хозяина. В 1872 году в возрасте 16 лет Бобби умер, и ему установили памятник с надписью: «Самой верной собаке в мире».
Классный руководитель: А вот ещё один памятник собаке. Послушайте историю этой собаки.
Рассказ ученика:
На железнодорожной станции в штате Монтана появилась никому не известная собака. Она всюду бегала, выискивала еду в пищевых отбросах, но обязательно появлялась на платформе к каждому поезду, с опаской обнюхивала пассажиров и снова исчезала. То, с каким упорством собака держится возле станции, заставило людей задуматься о ее судьбе. Речники вспомнили, что вниз по Миссури перевозили гроб с умершим пастухом, чтобы похоронить его в родных местах. Видимо, пёс (это был колли) остался здесь, не попав на пароход. Его окликнули так, как называют пастушьих собак, — Шеп. Но почему пёс так внимателен к поездам, а на пристань не приходит? Люди решили, что покойного, скорей всего, привезли поездом, в который вместе с провожающими попал и пёс, и для него перестук колёс оказался связанным с представлением о хозяине. Железнодорожники были растроганы преданностью Шепа. Он стал знаменитостью. Его хотели взять другие люди, но рабочие решили, что нельзя отнимать у собаки надежду на встречу с хозяином. Шеп подбегал к каждому поезду, заглядывал в окна вагонов. Он искал. Пять с половиной лет нёс он свою вахту. В холодные дни января 1942 года он поскользнулся на платформе, его ударило подножкой вагона…Весной того же года на средства, собранные служащими станции, был сооружён памятник верному псу. А на склоне холма, под памятником, железнодорожники сложили из камней имя — Шеп. А чтобы проезжающим через эту станцию пассажирам ночных поездов был виден памятник, они смонтировали электроподсветку: «Смотрите, люди, этот пёс преподал нам урок преданности!»
Классный руководитель: Посмотрите, какие памятники поставлены собакам в Японии и Италии. Послушайте истории этих собак.
Рассказы учеников:
В Японии, на станции «Сибуя» токийского метро, установлен памятник Хачико — легендарному псу породы акита-ину. Хачико любил встречать своего хозяина, профессора Уэно, на перроне станции метро и вместе с ним возвращаться домой. И вот однажды пёс не встретил друга и, растерянный, побрёл домой. Девять лет пёс ежедневно проделывал путь от дома до станции и обратно. В 1934 году на средства простых людей был создан памятник, на открытие которого вдова профессора привела старого Хачико, но он, сидя у подножия памятника, не обратил внимания на своего бронзового двойника.
Однажды итальянский рабочий Карло нашёл у обочины белого с чёрными пятнышками пса. Карло забрал его домой, пса назвали Фидо. Когда собака подросла, хозяин взял ее до автобуса, с которым уезжал на работу.И Фидо стал не только провожать, но и встречать хозяина. В 1943 году Карло погиб при обстреле Италии фашистами. 14 лет Фидо каждый вечер приходил на автобусную остановку встречать своего хозяина. В 1957 году во Флоренции открыли памятник с надписью: «Фидо. Образцу преданности».
Классный руководитель: И в нашей стране, в городе Тольятти, есть памятник овчарке, которая семь лет ждала своих хозяев. Они погибли в автокатастрофе. За безграничную верность и преданность люди назвали пса Константином (от греч. «постоянный, верный»). Надпись на памятнике короткая и простая: «Преданности».
Может быть, об этой собаке поёт в песне «На кольцевой» В.Захаров
Прослушивание песни.
Классный руководитель:
У многих из вас есть домашние животные, которых вы любите и о которых заботитесь. Расскажите о них, об их преданности и любви к вам.
Дети зачитывают сочинения.
Классный руководитель:
А вот ещё одна история из реальной жизни. Она описана в рассказе под названием «Дик». Рассказ у вас на партах. Прочитаем его.
Чтение рассказа (с перерывом на обсуждение).
Дик
Пёс блаженно растянулся на коврике после полученной от хозяев взбучки за своё двухдневное отсутствие. «Зато незнакомка хороша! Какой нежный нос, какие огромные чёрные глаза, шёлковая шёрстка. Ах! А запах! До сих пор кружится голова». — Дик тихо вздыхал, улыбаясь, подёргивая лапами, и не замечал, что уже спит. Он был счастлив.
Утром Дик приоткрыл глаза, тихо вздохнул, снова закрыл. «Спит», — решил он. Через секунду поднял голову, услышав шорох, подошёл к Хозяйке, прикоснулся носом к её руке, коротко втягивая воздух. — «Спит». Отошёл, плюхнулся на место, загремев костями, шумно вздохнул.
— Ну, Дик, чего разбудил? — сказала Хозяйка, потягиваясь и гладя улыбающуюся сопящую морду пса. Так проходило каждое утро. Чуть свет Хозяин и старший сын уходили на работу и в школу, а Хозяйка и Маленький оставались дома.
Маленького Дик помнил орущим свёртком, затем малыш начал ходить, но крику от него было все равно много. Сейчас ребёнок чуть-чуть подрос и все более обнаруживал настойчивый и упрямый характер.
Сегодня на прогулке Маленький все время капризничал. Дик старался его успокоить, прыгал рядом, заглядывал в лицо, даже лизнул в щёку. Хозяин и Хозяйка сначала то уговаривали, то ругали его, а потом вдруг ушли. Маленький сидел в пыли, размазывая по щекам грязь, вопя на всю улицу. «Разве можно бросать своих?» — укоризненно подумал Дик и сел рядом с ребёнком.
Прохожие с удивлением обходили странную пару: двухлетнего ревущего малыша и сидящего рядом, воинственно поглядывающего эрдельтерьера.
Дома вернувшуюся парочку ждал ужин. Дик оттолкнул от своей миски кота, который с завистью следил за ним, и стал с жадностью есть.
Коту Серому всегда казалось, что его недостаточно ценят, хуже кормят. А ведь он такой тихий, мягкий, не то, что этот вонючий пёс. Пса кот не любил, но терпел. Это началось, когда тот маленьким щенком появился в доме и внимание всех членов семьи переключилось на него.
— Ешь, серый, — добродушно позволил пёс и брякнулся рядом, наблюдая, как кот вылавливает из миски кусочки печенки.
— Ну, наелся, Серый, иди гуляй! — сказала Хозяйка коту, уныло сидевшему метрах в двух от двери. Кот не реагировал.
— Гуляй, сказали тебе, — вмешался Дик и, подцепив кота за шиворот, бросил к двери.
— Ишь, раскомандовался, — обиженно оглянулся кот и медленно, с достоинством вышел в открытую Хозяйкой дверь.
Из всех членов семьи Дик больше всех был привязан к Хозяину, любил, уважал этого большого, сильного человека, хотя тот иногда больно бил его поводком — воспитывал. Хозяин водил Дика гулять, брал на рыбалку. И хоть Дик не был воспитанным псом, Хозяина он слушал. Любил запах хозяйских сапог, не терпел только, когда тот курил в машине. А если Хозяин был пьян, у пса падало настроение, и тогда он переставал понимать приказания.
Вот как-то вечером подвыпивший Хозяин взялся воспитывать старшего сына. Мальчик плакал. Хозяин достал какой-то странный широкий поводок и стал бить Старшего. «Это же очень больно», — решил Дик и с лаем бросился на защиту. Он сел на полшага впереди мальчика, выпятив грудь: «Бей! Его нельзя, бей меня!» — коротко, но грозно взлаивал он.
— Не плачь, вон какой у тебя защитник, — сказала Хозяйка сыну и приласкала собаку.
Кто мог знать, что развод Хозяина и Хозяйки станет трагедией для собаки. Пёс все время тосковал, ждал хозяина, встречал каждую красную машину, подолгу обнюхивал колёса, заглядывал вовнутрь: может, он всё-таки приехал?
Классный руководитель: Давайте на время прервём чтение. Как вы думаете, что дальше случилось с Диком? (Дети предлагают версии, объясняют, почему они так думают.)
Дочитаем рассказ.
Так прошло несколько месяцев. С наступлением зимы пёс ушёл из дому совсем. Теперь он видел всех членов своей уже бывшей семьи издалека: смотрел на детей, катающихся с горки, видел бегущую в магазин Хозяйку, в другой части города наблюдал навеселе возвращающегося с работы хозяина. Сидел у знакомых дверей, когда его никто не видел.
Сначала соседи говорили бывшим хозяевам собаки, что видели Дика, да те и сами замечали его следы, грустили, не понимая, почему он не дожидается их, не встречает, как раньше, радостным лаем. Оставляли ему еду, но он ничего не брал.
Удивительно, неужели у собак ощущение ненужности пересиливает и голод, и одиночество?
Дик больше не вернулся. Люди, погрязшие в своих заботах, не стали его искать. Но остался в их душах горький след ушедшей и ничем не оплаченной доброты.
Зато серый вздохнул свободно.
1. Какие чувства вызвал у вас рассказ?
2. Как выдумаете, почему собака ушла из дому? Почему в душах людей остался горький след?
3. Какими качествами обладал Дик? Назовите их. (верность, гордость, любовь к человеку, терпение, неравнодушие, благодарность)
4. Какие хорошие качества, не правда ли? В ком вам хотелось бы видеть эти свойства характера?
5. Мы знаем пословицу «Собака — друг человека», мы привыкли к ней и в суетных заботах забыли, что нет на свете преданней существа. Но ведь и от нас наши четвероногие друзья ждут такой же любви. Давайте не будем об этом забывать, иначе не собака, а человек может остаться в леденящем душу одиночестве.
Классный руководитель: У многих известных поэтов и писателей были собаки. Им посвящали стихи и ставили памятники. К реальному псу обращается в своём стихотворении русский поэт Сергей Есенин. (Ученик читает стихотворение «Собаке Качалова».) Поэт обращается к собаке как к самому испытанному, верному другу. Доверяет псу свои сокровенные мысли.
Своему верному псу Люату сосвящает стихотворные строки и шотландский поэт Роберт Бернс:
...А пёс другой был сельский колли,
весёлый дома, шумный в поле,
товарищ пахаря и друг,
и самый преданный из слуг.
С восторгом встречал своего хозяина и друга — лорда Байрона — его пес — ньюфаундленд Ботсвайн. Он прыгал ему на грудь, стараясь лизнуть лицо, отбегал, возвращался и снова кидался с ласками. Когда пёс угас на руках поэта, Байрон сказал: «Я потерял всё». На могиле любимого пса поэт поставил памятник. На нём такие слова: «Здесь покоятся останки существа, соединявшего в себе красоту без тщеславия, силу без дерзости, храбрость без жестокости и все добродетели человека без его пороков. Это похвальное слово было бы бессмысленной лестью, если бы оно было высечено над прахом человека. Здесь — только надлежащая дань памяти Ботсвайна — собаки, родившейся на острове Ньюфаундленд в мае 1803 года и опочившей в Ньюстэдском Аббатстве 18 ноября 1808 года».
О чём рассказывают нам эти истории?
(Эти истории рассказывают об отношении человека к собаке, о переживаниях человека, потерявшего своего четвероногого друга)
Классный руководитель: Много ещё подобных историй в мире. И все они о том, что между двумя существами — человеком и собакой — может быть такая связь, которую не оборвет ни время, ни расстояние, ни даже смерть. Эта связь называется любовью и преданностью. Когда собака протягивает вам свою верную лапу, она дарит вам немного счастья. Не забывайте об этом и не предавайте своих друзей!
Использованная литература:
С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»
Бульванкер В.З. «От кота до кита» Л.: «Дет.лит.», 1991.
Материалы сайта http://dvornyaga-spb.narod.ru/