СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мы все живем, чтобы оставить след

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики" 4 класс. Урок можно использовать и на классных, и на внеурочных мероприятиях. 

Данный урок построен на основе развивающего обучения. Использованы принципы сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся с использованиванием частично-поискового метода для подведения детей к понятию "доброделания". На уроке использованы методики сингапурской системы обучения

Просмотр содержимого документа
«Мы все живем, чтобы оставить след»

«Мы все живём, чтобы оставить след…»


Исупова Язиля Сабирьевна


Цели:

1. Познакомить с понятиями добро, зло, справедливость; учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей

2. Развивать учебные умения работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения

3. Воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести;

Предметные результаты:

Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Анализировать и объяснять понятия: духовность, бездуховность, нравственность, безнравственность, добро, зло, справедливость, милосердие.

Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

УУД:

Регулятивные:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Предвидеть воз­можности получения конкретного результата.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Личностные:

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.




Структура

урока

УУД


Педагогические

технологии

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.Орг. момент.

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне



- Закройте глаза. Вспомните о чём-нибудь хорошем, что произошло в вашей жизни. Расскажите об этом.

Слайд1 (Приложение)

Урок начинается с фонограммы песни

«Большой хоровод» [5]

(Слайд 2)

Читает ученик

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые — щедро больным помогают,

Добрые — дарят тепло и уют,

Добрые — в ногу со слабым шагают

И никакого спа-си-бо не ждут.

(Генрих Акулов)

– Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

(о счастье, добре, милосердии…)

(Слайд 3)

Скажите, как вы понимаете слово ДОБРО?


Дети отвечают







Слушают песню




















2.Актуализация знаний


Регулятивные: подготовка учащихся к «открытию нового знания».

Познавательные: дать понятие слову «добро»;

Коммуникативные: уметь принимать решение и давать конкретный ответ.

















Личностно-ориентированные технологии























Презентация (Слайды 4-17) фонограмма

- Послушайте притчу о больном: [3]

(Приложение 7)

- Ребята, почему так случилось?

- Как вы думаете, в чём трагичность положения? (Уже ничего не исправить. Даже прощения попросить не у кого. С таким грузом жить дальше на земле очень тяжело)

Подумайте и скажите что хорошего сделал тот человек, какой след оставил он на земле?

- Тема сегодняшнего урока «Мы все живём, чтобы оставить след»

В этом и состоит цель нашего урока: научиться «отличать чёрное от белого».

-Хотите научиться? «Хочу, значит смогу». А пока я надеюсь, что доброта поможет вам хорошо поработать на уроке и уважительно относиться к ответам своих товарищей.

Чтение стихотворения

А ты какой оставишь след?

А ты?

Входя в дома любые -

И в серые,

И в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет? (Леонид Мартынов)


Дети высказывают предположения










Дети высказывают предположения











3.Самоопределение к деятельности.






Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Познавательные: умение работать с текстовой информацией

  • Коммуникативные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.


Работа с текстовой информацией

Чтение стихотворения «И слово доброе…»

Слайд 19

И слово доброе, и дело

Ты применить сумей умело,

Их не жалей любому дать,

Добром их души исцелять.

С обидой в сердце трудно жить,

Добром за зло умей платить.

Тот, кто добро творить умеет,

Зла сотворить уже не смеет.

Дари, дружок, добро дари,

За всё добром благодари.


- Что вам особенно понравилось в стихотворении?

Что особенно тронуло? Почему?

- ПОСЛОВИЦЫ О ДОБРЕ (Слайд 20-21)

Добрый человек в добре проживёт век.

Добрый человек добру и учит.

Доброе дело два века живет.

Жизнь дана на добрые дела

-Как вы понимаете эти пословицы? Приведите примеры из жизни.


Дети анализируют стихотворение.

Делают вывод.


Дети высказывают свои определения.


















Дети объясняют пословицы








Дети приводят примеры из жизни.

4. Физминутка



МИКС – ПЭА-ШЭА (Mix Pair Share) – обучающая сингапурская структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, затем находят пару по заданию учителя

- Сейчас под музыку вы погуляете, отдохнете, но когда остановится музыка,

найдите половинку пословицы, образуйте пару.

Пословицы разделены на части

Детская песня «Семь нот» [1]

Худо тому, кто добра (не делает никому.)

Доброе дело и в воде (не тонет.)

При солнце тепло, а при (матери добро.)

Доброе братство (лучше богатства.)

Добрая слава бежит, (а худая – летит)

Добро творить —( себя веселить)

За добро добром и (платят.)

Береги одежду снову, (а здоровье и честь смолоду)

Не рой яму другому, (сам в неё попадёшь)

Хорошее дело два (века живёт)

Как аукнется, так и (откликнется)

- Объясните пословицу, начинает тот, кто выше ростом.

Микс пэа шэа.

Дети смешиваются под музыку. Образуют пару, после прекращения музыки, делятся ответами на заданный вопрос

4.Открытие новых знаний


Регулятивные: умение обобщать и делать выводы

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: Договариваться: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Информационно-коммуникационные технологии


-Вы накануне получили задание подобрать материал к той или иной теме по группам

Работа в группах

  1. Моё отношение к ветеранам

  2. Моё отношение к пожилым людям

  3. Моё отношение к людям с ограниченными возможностями

  4. Моё отношение к сиротам

  5. Моё отношение к нацизму



Дети высказывают предположения





Дети работают на листах ватмана в командах, делятся своими сообщениями. Создают свои проекты.

  1. Рефлексия


Регулятивные: уметь предвидеть конечный результат.

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к товарищу или учителю.


Информационно- коммуникационные техно-логии

-Как вы думаете, почему я подобрала именно такие категории людей?

Какую тему мы выберем на сегодняшний урок, обобщив все сказанное? (Добро и зло)




Дети выбирают ответы

6.Итог урока


Регулятивные: осознание учебной деятельности.

Познавательные: самооценка результатов своей деятельности и класса.

Коммуникативные: доброжелательное отношение к товарищам.


Я хочу, чтобы вы с сегодняшнего урока осознали то, что творить добро нужно спешить.

- Послушайте стихотворение (Приложение 8) (Слайд 21)

Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.

- Вам понравился урок?

- Что особенно понравилось?

Хочется закончить урок словами ««Мы все живём, чтобы оставить след»

(Слайд 22)

Урок окончен (звучит музыка «Дорогою добра» Минков М. - Энтин Ю. [4]

Слушают песню













Дети отвечают





Список литературы и информационных ресурсов:

  1. Детская песня «Семь нот» http://muzofon.com/search/Детские%20песни%20семь%20нот

  2. Добрых людей, как всегда, не хватает…

http://mamamozhetvse.ru/stixi-o-dobrote-dlya-detej.html

  1. Песня « Большой хоровод» http://mptri.net/pages/502/50247.shtml

  2. Стихотворение «Добро» Фаина Соколова

http://www.stihi.ru/2008/01/13/3123

  1. Песня «Дорогою добра» Минков М. - Энтин Ю. http://zaycev.net/pages/374/37436.shtml)

  2. Притча о больном: http://newplaylist.ru/songs/svetlana-kopilova_okno-pritcha-o-dvuh-bolnih