«Мы за мир без коррупции!»
Цель: формирование у старших дошкольников антикоррупционного мировоззрения.
Задачи: обозначить знания детей о порядочности, честности, бескорыстности; учить верно оценивать поступки; прививать добродетель и соответствующее отношение к негативным явлениям и противозаконию.
Материалы и оборудование: персонажи сказки (игрушки), смайлики, ватман, клей, ножницы.
Ход занятия: - Я очень рада приветствовать вас, ребята! Очень рада вас всех видеть! Здравствуйте, мои дорогие!
Колокольчик озорной, (звучит колокольчик)
Ты ребят в кружок построй (встают в круг)
Собрались ребята в круг –
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом (руки прикладывают к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы в стороны, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром (руки в сердечко)
- Я попрошу вас присесть удобно на свои места.
- Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы поговорим об одном не очень хорошем явлении в нашей с вами жизни. Я бы даже сказала о очень плохом явлении. Странно да? Зачем говорить о плохом? Не хочется говорить о плохом? Но ведь плохие явления сами портят нам жизнь и настроение! Чтобы этого не происходило, нужно, чтобы вы знали, поняли и сами умели не создавать и искоренять плохие жизненные явления. Одно такое явление, о котором мы с вами сегодня поговорим, называется – КОРРУПЦИЯ!
- Вы когда-нибудь слышали такое слово? - А знаете, что оно обозначает? - Даже само слово какое-то грубое, страшное – коррупция. Давайте вместе произнесем его - «КОРРУПЦИЯ». Как-будто паук какой-то страшный ползет или тарантул (игрушка паук).
- Как же вам это объяснить, что это такое?
- Вот, расскажу-ка я вам сейчас одну сказку, вы внимательно слушайте, и вам все станет ясно.
«Сказка – ложь, но в ней намек!
Добрым молодцам урок!» (Звучит заставка «В гостях у сказки») (авторская сказка Карповой Т. И.)
- Жили-были Дед да Баба. И была у них Козочка. Однажды, Козочка гуляла на лугу и забрела в лес. Шла, шла и заблудилась. Никак не найдет Коза дороги домой. Бродит по лесу, устала, вдруг видит на поляне стоит Теремок.
«Как хорошо! Можно в Теремке отдохнуть», подумала Козочка и постучала. Тук – тук – тук!
Выглянула из Теремка Мышка-норушка.
«Пусти меня в Теремок передохнуть, пожалуйста», попросилась Козочка.
А Мышка отвечает: «Заплати мне денежку, тогда пущу!»
Недоумевает Козочка, «Да откуда у меня деньги, я заблудилась, устала, не могу найти дорогу домой… Да и в сказке все звери жили в теремке бесплатно!»
Мышка отвечает: «Это раньше так было, а теперь я здесь начальник! Плати или уходи!»
Заплакала Коза и пошла дальше.
- Ребята, вам понравился ответ Мышки? Поднимите соответствующий смайлик. Какой смайлик вы подняли? (Дети объясняют, почему они подняли тот или иной смайл) А Козочку вам жалко? (ответы детей) Мышка пользуется тем, что первая нашла Теремок, стала начальником и стала брать деньги за проживание. Она воспользовалась своим положением и совершает поступок, противоречащий моральным нормам, т. е. нарушает лесной сказочный закон! Не хочет пускать Козу в Теремок, пока та не заплатит деньги. Это и есть коррупция.
Коррупция – это использование своей власти и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству, т. е. ЗАКОНУ. Мышка поступает противозаконно.
- А это хорошо, это правильно? (Ответы детей)
- Идет Козочка по лесу, плачет, тропинки не видит. И зацепилась за колючий куст, ножку поранила. Вдруг видит, еще один домик стоит. А в том домике живет Лисичка-медсестричка. Постучала и в этот домик Козочка, попросила помощи у Лисы.
А Лиса говорит: «Принеси мне двух курочек, да пожирней! Тогда помогу, вылечу!»
Да где же Козочке взять курочек? Она и дороги в деревню не знает, ножка сильно болит, ходить не может.
«Уходи тогда!», закричала Лиса и прогнала больную.
Опять заплакала Козочка и побрела тихонечко дальше.
- Ребята, вам понравилось поведение Лисы. Оцените смайликом ее поступок, пожалуйста. Объясните свой выбор (ответы детей). В этом эпизоде мы тоже столкнулись с коррупцией. Да, Лиса не хочет лечить Козу, пока та не принесет ей курочек. Это тоже коррупция, взятка – взять что-то, вот только тогда она помощь окажет. Это тоже очень плохой, некрасивый поступок и это противозаконно! Да, интересно, что же случилось дальше в сказке.
- Идет Коза дальше и видит большую двухэтажную берлогу. На вывеске написано: «Хозяин леса – Медведь».
«Вот кто мне поможет – Медведь! Он ведь хозяин леса, всех главней, он следит за порядком в лесу», обрадовалась наша Козочка.
Зашла она к Медведю, поведала о своем горе.
А Медведь говорит: «Не печалься, Коза! Я тебе помогу. Только у нас скоро лесные выборы, ты проголосуй за меня на выборах нового хозяина леса, тогда сразу помогу.
«Эх, подумала Коза, и ты ищешь выгоду! Не помощник мне Медведь!» и тихонько ушла.
- Ну как вам поступок Медведя? Ни денег, не материальных ценностей он не просил, только проголосовать за него, поддержать его на выборах нового Хозяина леса. Безобидный поступок? Оцените поступок Медведя, поднимите свои смайлики (Дети объясняют свой выбор и свое отношение к поведению Медведя).
- Вы верно все заметили. Поступок Медведя - это тоже коррупция. Он использует свою власть и положение ради своей выгоды, подкупает голоса избирателей на выборах.
- А что надо делать Медведю, чтобы за него голосовали лесные жители? (быть честным, добрым, справедливым, помогать добрыми делами и т. д.)
Идет Козочка дальше, а навстречу ей Заяц и Ежик. Узнали они о козочкиной беде. Ежик нашел листик подорожника, приложил к ранке на ножке Козы и ей сразу легче стало. А Зайка все тропинки в лесу знает, показал дорогу в деревню. Друзья вместе с радостью проводили Козочку до самого дома. Обрадовались Бабушка и Дед, увидев свою любимицу, а помощников, добрых лесных зверей, отблагодарили подарками.
Тут и сказочке конец. А кто слушал, МОЛОДЕЦ!
- Ребята, покажите, пожалуйста, свое отношение к поступкам Зайца и Ежика (поднимают смайлики, объясняют свой выбор, высказывают свое мнение) А как бы вы поступали на месте героев сказки? Мышки, Лисы, Медведя и т. д. (Ответы детей)
- Скажите, подарки Деда и Бабы для друзей Козы, это коррупция, подкуп, взятка или подарок от души? Как вы думаете? (ответы детей, с помощью)
Физкультминутка:
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Физминутка: «У оленя дом большой»… (дети под музыку повторяют движения за педагогом)
ИГРА «ХОРОШО, ПЛОХО»
Детям предлагаются разные ситуации. Если это хорошо, то хлопаем, если плохо – топаем.
- Соблюдать законы (ХОРОШО)
- Соблюдать права и обязанности (ХОРОШО)
- Нарушать законы (ПЛОХО)
- Говорить правду (ХОРОШО)
- Быть всегда честным (ХОРОШО)
- Брать взятки (ПЛОХО)
- Обманывать людей (ПЛОХО)
- Подкупать избирателей (ПЛОХО)
- Совершать добрые поступки (ХОРОШО)
- Требовать или вымогать деньги, игрушки, сладости (ПЛОХО)
- Добросовестно выполнять свою работу (ХОРОШО)
- Воровать, брать чужое (ПЛОХО)
- Честно зарабатывать деньги (ХОРОШО)
- С детства люди должны быть всегда справедливыми, честными, порядочными, законопослушными, милосердными, честно работать и зарабатывать деньги своим честным трудом. Это нормы и правила поведения. Кто нарушает эти правила и законы, тех наказывают специальные органы (ПОЛИЦИЯ, ПРОКУРОТУРА). Про таких людей говорят, что у них не чистые руки, не чистая душа и сердце. Помните, всегда надо быть честным, не нарушать законы и быть против такой «болезни» времени – коррупции.
- Есть такая пословица «Честное здравствование, честная жизнь – сердцу на радость». Посмотрите на свои ладошки, чистые они у вас? Чистые, хорошие у вас ладошки. Вы тоже делаете много добрых дел, растете честными, справедливыми. И я очень хочу, чтобы ваши ладошки оставались чистыми на всю вашу жизнь, душа светлой, а сердце добрым!
- Давайте об этом расскажем всему свету…
Плакат «Мы за мир без коррупции!»
Дети вырезают из бумаги ладошки и приклеивают их на ватман.
- Молодцы, ребята. Предлагаю повесить на входе. Пусть все знают, что здесь лучшие на свете дети!
- Спасибо вам, ребята, что очень внимательно меня слушали, были активными.