«Мыловарение или изготовление декоративного мыла на уроках скульптуры»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
История мыловарения……………………………………………………4
Современные способы изготовления мыла…………………………….4
Материалы и инструменты………………………………………………4
Источники………………………………………………………………………..7
Введение.
Мыловарение – это увлекательное занятие, которое помогает проявить креативность, отвлечься от бытовых проблем, получить удовольствие от самого процесса и, конечно же, создать ароматное и необычной красоты мыло, которое станет оригинальным и очень полезным подарком.
Сварить мыло – дело простое, быстрое и приятное. Всего за пару часов можно изготовить множество авторских подарков для всех своих родных. Создание мыла – занятие очень приятное и увлекательное, оно снимает усталость и поднимает настроение. Помещение наполняется запахами душистых трав, эфирных масел и пряностей.
В школе данным занятием можно заниматься на уроках скульптуры или декоративно прикладного искусства. Учащиеся в возрасте 11-13 лет прекрасно понимают процесс создания декоративного мыла. Мыловарение развивает внимательность, точность и чувство прекрасного. Позволяет насладиться всеми приятными ощущениями и оценить полезные свойства, которые только может подарить живая природа.
История мыловарения.
Первое подобие мыла с оливковым маслом делали сирийцы, жители города Алеппо.
Согласно легенде, римские прачки случайно изобрели мыло, когда в местной реке смешалась древесная зола и животный жир. До того момента одежду стирали, бросая ее в реку и топча ногами до тех пор, пока вода не смывала всю грязь.
В VIII в. Испанцы и итальянцы начали делать современное мыло, смешивая животные жиры с золой. Такое мыло служило для удаления грязи, единственным способом избавиться от неприятной вони жира было добавление в процессе изготовления ароматических цветов и других растений.
С начала XVI в. Производству мыла придало новый импульс применение оливкового масла и каустической соды. В 1778 г. Французский химик Никола Леблан открыл процесс получения карбоната натрия (сода), который произвел революцию в сфере изготовления мыла. В 1783 г. Шведский химик Вильгельм Шееле случайно обнаружил, что при кипячении оливкового масла со свинцом получается глицерин, который увлажняет кожу и является одним из продуктов омыления.
Современные способы изготовления мыла.
На данный момент существует три способа изготовления мыла в «домашних условиях»:
Из готового мыла, например детского. Брусок натирают на терке, плавят на водяной бане и добавляют разные полезные для кожи ингредиенты.
Изготовление мыла «с нуля». Такое мыло самое натуральное и полезное. Однако процесс омыления (соединение жира с щелочью) процесс сложный и даже взрывоопасный (с детьми не желательно им пользоваться).
Использование готовой мыльной основы, натуральной глицериновой. Это просто, быстро и безопасно.
Материалы и инструменты.
Для изготовления декоративного мыла требуется следующее:
Мыльная основа – по сути, уже готовое мыло, только без цвета и запаха. Состоит из глицерина и воды. Остальное – это химические добавки, которые делают ее твердой и мылящейся. Существует несколько видов основы: прозрачная, белая (матовая), органическая и кремообразная.
Питательные масла. Что бы сделать мыло еще более полезным и мягким для кожи, добавляют питательные масла. Они бывают твердые (баттеры) и жидкие. При работе с прозрачной основой надо учитывать, что баттеры и некоторые жидкие масла (оливковое) замутняют основу. Общее количество добавляемого масла не должно превышать 3-5 %, иначе мыло будет плохо пениться. Также избыток масла может проявляться на поверхности готового мыла и испортить его внешний вид.
Эфирные масла и ароматизаторы. Аромат мылу придают эфирные масла и специальные или пищевые ароматизаторы. Ароматы эфирных масел быстро улетучиваются. К сожалению, не из любого растения можно получить эфирное масло. Тут на помощь нам приходят специальные ароматизаторы для мыла. У них бесконечно широкий диапазон ароматов. Ароматизаторы отлично сохраняются в мыле и не меняют свой запах со временем. В среднем на 100 г основы требуется от 3 да 7 капель ароматизатора или эфирного масла.
Красители и пигменты.
Водорастворимые жидкие косметические красители. Дают чистые яркие цвета, легко растворяются и равномерно распределяются по мыльной основе. Их удобно смешивать получая новые оттенки. Однако цвет мигрирующий.
Масляные синтетические пищевые красители. Так же мигрируют в мыле, хотя красиво смотрятся в одноцветном мыле. Не замутняют прозрачную основу.
Минеральные пигменты, используются в декоративной косметике – тенях, пудрах. Такие пигменты очень стойкие, не мигрируют в мыле, сохраняют четкие границы слоев, но цвета дают приглушенные и делают основу не прозрачной. Перед тем как добавить пигмент в мыло необходимо смешать его с маслом, глицерином или спиртом, что бы он не оседал комочками.
Жидкие пигменты – те же минеральные, но уже разведенные в глицерине.
Мика – тоже натуральный минеральный пигмент, но с перламутровым блеском. Придает жемчужное сияние и цвет не мигрирует.
Глиттеры – довольно крупные, блестки, не дают эффекта цвета, но красиво переливаются.
Натуральные красители. Легко можно найти в аптеках или магазинах. Цвета подучаются не такими яркими.
В мыло можно добавлять самые различные наполнители, в зависимости от того, какие дополнительные свойства вы хотите ему придать:
Мед;
Глицерин;
Витамины в жидком виде;
Косметическую глину;
Овсяные хлопья;
Кофе;
Тертое какао;
Сахар;
Соль;
Сухие травы и цветы;
Люфу (мочалку);
Зернышки мака;
И многое другое.
Инструменты для изготовления нужны следующие: Посуда для приготовления мыла должна быть термически стойкая (фарфоровая, стеклянная, металлическая). Палочки и ложечки для помешивания основы. Нож кухонный и маленький. Зубочистки. Пульверизатор с раствором для удаления пузырьков.
Формочки. Существуют сотни видов пластиковых и силиконовых форм. Так же можно использовать детские формочки для песка, силиконовые формочки для льда и выпечки, пластиковые стаканчики для йогуртов или сметаны и многое другое. Желательно выбирать формы из пластичного и гибкого материала.
Для изготовления декоративного мыла существуют различные дополнения: водорастворимая бумага; силиконовые штампы; фигурки животных или пироженных из винила; карбовочные ножи (для вырезанию по мылу); жемчужины для украшения.
Источники.
Ангкана и Алекс Ноймаер. Искусство вырезанию по мылу: Волшебные идеи для подарков / Пер. с нем. – М.: Издательская группа «Контэнт», 2011. – 64 с.
Гомес М. Натуральное мыло: Делаем дома / Пер. с исп. – М.: Издательская группа «Контэнт», 2011. – 144 с.
Корнилова В. В., Смирнова О. В. Мыло своими руками. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2011. – 104 с.
Мешкова Е. В. Мыло своими руками / Екатерина Мешкова. – М.: Зксмо, 2012. – 64 с.
7