СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мышечная система"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

комбинированный урок в 9 классе (анатомия человека). с входным и выходным контролем

Просмотр содержимого документа
«"Мышечная система"»


Урок биологии в 9 классе

Скелетные мышцы, их строение и функции

Тип урока: комбинированный, урок новых знаний

Цель урока: выявление зависимости строения мускулатуры от выполняемой функций, классификация мышц

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с основными группами мышц, и их типами.

  2. Развивать умение учащихся работы с различными источника информации .

  3. Развитие коммуникативных способностей.

  4. Формирование здорово образа жизни.

Вспомогательные материалы: учебник, схема «Мышечная система», «Скелет»

ХОД УРОКА:


1. Организационный момент.

Педагог отмечает отсутствующих на уроке. Дети садятся удобно. Успокоившиеся после перемены дети легко включаются в урок.


2. Актуализация

Проверка домашнего задания по теме «Скелет верхних и нижних конечностей. Первая помощь при вывихах и переломах».

А) фронтальный опрос

Дать определения следующим понятиям:

I вариант                                     II вариант

Надкостница;                                  Сустав;

швы;                                       эпифиз;

компактное вещество кости; губчатое вещество кости;

череп;                                             костный таз;

грудная клетка.                     крестец.

Б) индивидуальный опрос:

- скелет верхней конечности;

- скелет нижней конечности;

- первая помощь при повреждениях костей



Выход на тему.

- Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения»

- Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?

- Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему человек движется?

- Итак, тема нашего урока « Мышцы, их строение и функционирование».

3. Целеполагание

  • Что вы уже знаете по этой теме?

  • Что бы вы хотели узнать? (составление плана на доске)

  • А зачем нужно изучать этот материал?

- А теперь сравните с тем планом, который я хотела вам предложить


План урока

  1. Строение мышц.

  2. Функции мышц.

  3. Основные группы мышц.

  4. Классификации мышц.


4. Изучение нового материала

1. Беседа.

- А знаете ли вы, сколько мышц в теле человека? Как вы думаете?(656 и почти все парные).

- Прежде чем перейдём к основной работе по теме, давайте вспомним, а из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечно - полосатая, сердечная).

- Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? Каковы их свойства?

- Сегодня мы будем говорить о скелетных мышцах, а об остальных поговорим подробнее на последующих уроках.

2. Работа в группах

Методические рекомендации для учителя.

Для работы класс делится на 3 группы. В каждой группе выбираются спикер (выступающий от группы), секретарь (фиксирует материал во время работы группы), хранитель времени (следит за временем, отведенным на выполнение этапов работы), помощники. Выделяют три этапа работы в группе:

а) получение задания группами

б) самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе

в) защита ответа спикером

а) Получение задания группами.

Задание для 1группы - «Строение мышц»


Задание для 2группы – «Функции мышц»


Задание для 3 группы «Значение физических упражнений для формирования правильной осанки»


- Предлагаемые листы-инструкции помогут подготовиться на должном уровне к ответу.

б) Самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе.

- Работу в группах начали.

в) Защита ответа спикером

- Закончили работу, от групп выступают спикеры, а остальные делают записи на рабочих листах.

в) защита ответа

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА

- Мы выяснили, какие существуют группы мышц. Давайте их разомнем.


Беседа.

- Вернемся к плану урока, что мы еще не рассмотрели?

Беседа.

- По каким признакам можно разделить мышцы на группы?

- А теперь давайте сравним с действительными, какие признаки вы угадали? А какие не угадали?

Вывод. Итак, единой классификации мышц не существует, так как в основе каждой классификации лежат различные признаки.

Классифицировать можно по форме, расположению, по выполняемым функциям, по строению.

По форме мышцы делятся на: веретеновидные, двуглавые, лентовидные, широкие, двубрюшные и т.д.

- Веретеновидные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

- Двубрюшные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

По строению мышцы делятся на: одноперестые, двуперестые, многоперестые и т.д.

- Как вы думаете, какая из этих мышц одноперестая? Почему?

По расположению мышцы делятся на: косые, прямые, глубокие и т.д.

- Можно выделить группы мышц по выполняемым функциям. Как вы думаете какие? Чтобы вам было легко их назвать предлагаю выполнить следующие действия.

  • Согните руки в локтях и разогните, какие группы можно выделить?

  • Поднимите руки перед собой, разведите в стороны и верните в исходное положение. Как можно назвать эти мышцы?

  • Сожмите руку в кулак. Какие это мышцы? А мышцы действующие в противоположном направлении, как называются?

  • Сравните и скажите, какие мы еще не назвали?


5. Закрепление


Обобщительная беседа.

- Какие основные функции выполняют мышцы?

- По каким признакам можно классифицировать мышцы?

- Как устроена скелетная мышца?

- Какие основные группы мышц выделяют?

- Зачем необходимо тренировать мышцы?


Биологический диктант

Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).


6. Рефлексия и подведение итогов


А сейчас, я предлагаю вам при помощи ваших мимических мышц оценить нашу работу на уроке (улыбка или грустное выражение лица)

Оценивание

Выставление отметок в классный журнал с оценочным комментарием.



7. Домашнее задание

Параграф 21

3