Детские исторические чтения
«Смута в истории России: забытые страницы эпохи»
Мышкинский край
в Смутное время
Работа выполнена
ученицей 10 класса
МОУ Мышкинской СОШ
Пестряковой Анастасией
Руководитель – Швецова Е.Н.
Мышкин, 2012
Содержание
Содержание………………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Мышкинский край в Смутное время………………………. ………....4
Глава 2. Мышкинский край после Смуты………………………………………5
Заключение………………………………………………………………………...7
Список литературы………………………………………………………………..8
Введение.
Удивительно даже, но наш маленький провинциальный городок на берегу Волги причастен к самым разным историческим событиям, происходившим в Русском государстве, во многие страницы истории Отечества скромно вписано его имя. Археологические раскопки доказывают, что поселение городского типа существовало на берегу реки Волги еще в XIII веке. Поселение это было разрушено и сожжено монголо-татарами в 1238 году и после нашествия Мышкин упоминается в XV-XVII веках как поселение сельского типа (слобода). Тогда и довелось пережить Мышкинской земле Смутное время в России.
Глава 1. Мышкинский край в Смутное время.
Смута, Смутное время, лихолетье – так называют начало XVII века в России. В это время мышкинские земли переходят к князьям Мезецким, потомкам черниговского княжеского дома. Писцовая книга 20-30-х годов XVII века даёт нам такое описание Мышкина: «... В нём церковь во имя Бориса и Глеба, да другая церковь великого чудотворца Николы... да в селе двор вотчинников, да двор скотен, да два двора людских, во дворе земский дьячок Алешка Мелентьев...» Незавидное имение для знатного боярина! Но вспомним, что это было за время.
То была тяжёлая пора, когда, по словам летописца, «Россия утопала в пучине крамол, и волны стремились за волнами: рушились одни, поднимались другие». Первая волна, прокатившаяся через Мышкин (и не раз!), - поляки, которые, как отмечает Н.И.Костомаров, не только жгли, грабили и убивали, но и «уничтожали все, что ни попадало, - без всякой нужды, ради одной злобной потехи». Другая волна - шведы. Еще в феврале 1608 года Москва договорилась с ними о военной помощи, за деньги, естественно. С тех пор не умолкал голос ненасытных наемников: «Золота!», а русские города и села терпели грабежи и насилия.
И подобно тому, как, по словам Н.М.Карамзина, «издревле славная... верностию» Тверь не изменила русскому делу, так и крохотный Мышкин снова встал на пути врага, не пожелав знать ни Лжедмитриев, ни поляков, ни литовцев со шведами. И опять костьми лег в землю, сгинул под вражьей конницей и исчез в огне. Так что пара уцелевших церквей да несколько крестьянских дворов, упомянутые в Писцовой книге, - не так уж и мало по тому времени...
Много сел и деревень нашего края погибло в тот год от мечей и огня польского и литовского вторжения. Возле Мышкина на речке Радиловке до единого человека исчезло село Маслово. Больше оно не было заселено. На месте села еще в начале ХХ века стоял одинокий крест и были заметны могильные холмы. В Рождественской округе было полностью уничтожено село Кузьмадемьяновское. Исчезли и дома, и церковь, жители погибли, а место оставалось незаселенным до середины XIX века.
Документы начала XVII века сохранили немало упоминаний и о погроме самой дальней части нашего края, прилегающей к тверской административной границе, тогдашний Елоцкий стан. Там во многих деревнях упоминалось и о людях, «погибших от Литвы», и о людях «от Литвы», разбежавшихся из родных мест. Упоминается и пять опустевших малых сел, где остались лишь «места церковные».
Страшному разгрому подвергся Кассианов Учемский монастырь. Отряд подошел к Кассиановой пустыни со стороны Улеймы. В монастыре собралось много сельских людей, искавших спасение у святых церквей. Но монастырь был слабо укреплен, много людей полегло в тот день. Погибли монахи, но сперва они перенесли жестокие пытки. У них допытывались, где монастырские драгоценности, но пленники проявили редкое мужество, ничего врагу не сказав. Бог весть, велики ли были сокровища и были ли вообще, но люди погибли…
Многие дворяне нашего края принимали активное участие в сражениях с интервентами и получили землю за «осадное сидение» в Москве, когда обороняли ее от прихода польских войск. Например, Ромодановские - получили земли на реке Ксене, у тверской границы, Блохины - получили земли на Корожечне, в верховьях, Кукарины – тоже получили земли на Ксене, и другие. В целом участие в военных действиях наших дворян прослеживается по вотчинам, данным за верное служение - «выслуженных». Так в Кацком стане наряду с восьмью «старыми» вотчинами сразу после Смуты появились четыре вотчины «выслуженных». В Елоцком стане в Богородской округе рядом с пятью «старыми» вотчинами числилось сразу тринадцать «выслуженных»! С запада примыкал Койский стан, где все вотчины были «выслуженными», а с севера - Мологский стан, там «выслуженные» все двадцать две вотчины!
В каком состоянии находился сам Мышкин, доподлинно не известно, но есть некоторые основания полагать, что это место потерпело меньше многих других, потому что князь Данила Мезецкий уже после войны просит оставить это село за собой и своими потомками. Очевидно, оно не было разрушено и представляло некоторую ценность… Князь получил эти земли в награду от царя Василия Шуйского «за службу, и за кровь, и за осадное сидение».
Старые ярославские краеведы и русский историк С.М. Соловьев отмечают, что в 1610 году в Мышкине была встреча московских посланцев с представителями шведов. Что шведов в Россию привело? Тогда в Москве правил царь Василий Шуйский. Он и попросил у шведов помощи против поляков, литовцев и разбойников. Шведы за хорошую плату помочь были готовы. Вот об этом говорили на встрече в Мышкине. С русской стороны представительство возглавлял князь Данила Мезецкий, со шведской -полководец Якоб Делагарди. Стороны пришли к согласию, и армия Делагарди много помогла русским.
Глава 2. Мышкинский край после Смуты.
Тихо, несмело приходили мир и тишина на русскую землю. Вот уж и от Москвы врагов отогнали. Вот уж в 1613 году всей землей выбрали себе царя – Михаила Романова. Затеплилась жизнь на местах разоренных деревень и городов, но многие из них остались печальными пепелищами: негде и некому было жить.
В описях, которые вели в ту пору русские чиновники (дьяки), много указано таких обезлюдевших мест. Много их оказалось и в нашем Мышкинском крае. Вот одна такая запись: «…деревня Федеровко на речке на Елдице, а в ней десять мест дворовых пустых, сожжены от литовских людей, крестьяне побиты, а иные разбежались безвестно… А пашни лесом поросло тридцать четей…». А вот другая запись: «… Деревня Муханово, два дома крестьянских, два бобыльих и два дома бобыльских пустых, бобыли сошли в мир кормиться Христовым именем. Да место дворового человека Осипки Минина, он сбежал…». «Деревня Поповичи Большие – четыре двора крестьянских, шесть бобыльских, а четыре двора пусты – сошли в мир кормиться христовым именем…». «Деревня Поповичи Меньшие, три двора крестьянских, два бобыльских и два пусты, сошли безвестны…».
Славой и подвигами хозяева здешних мест были богаты, а местные крестьяне после великого разорения в годы Смуты были совсем бедны. Десятки деревень совсем исчезли, стали пустошами (пустыми местами), а оставшиеся были малолюдны, по одному – три дома. Вот такой пример: « Деревня Охотино, а в ней крестьянский двор Гришки Григорьева, да Гришки Иванова, да бобылий двор Ивашки Андреева да Федюшки Онцифорова, пашни паханые – семнадцать четей, да перелогу лесом поросло четырнадцать четей в поле… земли худые…».
Великое множество бедных малолюдных деревень рассыпалось по нашим лесам и полям. Так от реки Юхоть до речки Кормилицы Ярославскому Спасскому монастырю принадлежали 113 деревень, пять починковых жилых, да сельцо пустое. Все селения в один–три дома. Крестьянам очень хотелось наладить свою жизнь, поскорей пережить разорение, и они старались побольше земли освободить от леса и распахать. Поэтому после Смуты многие деревни стали появляться в самых глухих местах, даже у самых непроходимых болот. Так деревенька Орловская стояла у самой окраины Шалимовского болота (тогда его называли Караевский мох). Этой деревеньки давно уже нет, но имя ее сохранило озеро, таящееся в центре болот, маленькие полосы новой деревни пролегли по самой окраине болот.
Крестьянское население нашего края очень уменьшилось, одни села были наполовину безлюдны, а другие пропали совсем. У оставшихся же селений и малочисленных крестьян появилось немало новых хозяев. Откуда они взялись?
В «Смутное время» на службу к русским царям пришло много иноземных дворян, искателей приключений. Хорошие воины продавали свое умение воевать. Те, кто остались в живых после сражений Смутного времени, были награждены землей. Эти иноземные люди отныне становились русскими дворянами и дали начало десяткам мышкинских дворянских родов. Особенно много таких людей поселилось в нижнем течении реки Сутки, осело на землях нынешних Архангельской, Мартыновской округи. Например, это Томановские, Шубинские, Бартлемановы, Валмасовы, Рогульские. Из перечисления в Писцовой книге видны разные национальности: «немчин Яков Яковлев сын Еверлаков, а за ним полдеревни Ушакова на Сутке, а другая половина деревни за немчином Ондреем Витценгаузеном». «Земля Семавы, вдовы иноземца греченина» -это на Катке в Юрьевском, «земля иноземца литвина Седлецкого» - это на Ёлде, «земля иноземца татарина Осана Поскочина» - это на Катке, « земля иноземца литвина Черкашенинова - у Богородского. А с ними рядом множество иных, например: «немчин Локарт», «немчин Яков Бортл», «греченин Авраамов», « литвин Иван Бороновский…» Есть и крымские пленники, и переводчики с разных языков, есть и польские перебежчики, есть даже «шкотский земли немчины», то есть шотландцы. Выходцы из разных стран, в первом поколении они очень отличались от местных коренных дворян, а во втором поколении и в третьем уже становились вполне русскими, как исконные здешние дворяне: Опочинины, Тютчевы, Селифонтовы, Кожины.
«Смута - время тяжелых испытаний для всего общества и для каждого человека. Разобщенность людей, утрата властью народного доверия, невнимание ее к нуждам граждан ведут к ослаблению государства, угрожают его независимости. Сребролюбие и зависть, эгоизм и гордыня, жажда наживы любой ценой; пренебрежение священным даром человеческой жизни, моральный нигилизм - это те пороки, которые ведут к смуте. Когда в обществе оскудевает богозаповеданная любовь к ближнему, когда утрачивается идеал народного единства тогда и начинается разложение государства», - считал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Ради избавления от иноземных врагов и всех бед Смутного времени поднялись русские люди по все стране. Вечная память и вечная честь героям 1612 года, спасшим Отечество! А в нашем крае - память тем, кто погиб в Кассиановой пустыни и во многих селениях, кто, как умел, защищал родную землю и заплатил за это жизнью.
Заключение.
В ходе работы удалось выяснить:
- многие поселения Мышкинского края пострадали или были разрушены во времена Смуты;
- в Мышкине был заключен договор государственного значения;
- дворяне-земляки принимали участие в сопротивлении польско-литовским интервентам;
- Кассианов Учемский монастырь – сохранившийся до наших дней памятник преданности предков вере и Отечеству;
- выходцы из иностранных держав после Смуты «осели» на Мышкинской земле и дали начало десяткам мышкинских дворянских родов.
Список литературы:
Браун Н. «Той первой ночью» - http://www.solntv.ru
Гречухин В.А. «Собеседник». История России и родного края. Учебная книга для средней школы. – Мышкин, 1996
Гречухин В.А. Краткие сведения о событиях Смуты в нашем крае. – Материалы из личного архива В.А.Гречухина.
Материалы из личного архива Л.Е. Беляевой.
Русин В. Смута (роман в стихах). - http://www.chitalnya.ru
Синицын Е. Смута. Исторический роман в стихах. - http://www.s-genius.ru
Чичибабин Б. Смутное время. - http://antology.igrunov.ru