Добрый день, дорогие коллеги и уважаемые гости нашего традиционного августовского совещания. Доброй нам всем работы, хорошего настроения, улыбок и всего того, чего мы традиционно ждем от начала нового учебного года: талантливых учеников, хороших результатов в работе, взаимопонимания среди коллег и, конечно, счастья в личной жизни и здоровья. Пусть сбудется все, о чем мы мечтаем, и исполнится все, что мы планируем. Но, прежде чем говорить о грядущем учебном годе, позвольте несколько слов об итогах прошедшего.
В последнее время все чаще приходится слышать: «Молодые учителя надежда и опора школы. За ними — будущее». Ожидания эти имеют свои основания: молодым предстоит долгая профессиональная жизнь. Но возникает вопрос: оправдаются ли эти ожидания? Ведь не секрет, что не все выпускники педагогических вузов хотят работать в школе. А почему?
Статистические данные показывают, что на вопрос: «Хотите ли вы остаться работать в школе? Если нет, укажите, пожалуйста, причину», 69% из опрошенных молодых учителей сказали, что желали бы остаться работать в школе, 12% еще не определились, 6% ответили отрицательно. Среди указанных причин наиболее часто повторяющиеся: низкая заработная плата, конфликт с администрацией общеобразовательного учреждения, высокое эмоциональное напряжение, требующее мобилизации всех внутренних ресурсов.
Вполне очевидно, как бы ни совершенствовался учебно-воспитательный процесс в вузе, его выпускника нельзя рассматривать как готового, сложившегося учителя. Вуз не может вооружить его знаниями и навыками на все случаи жизни. Первые же самостоятельные шаги обнаруживают, что реальная практика профессиональной деятельности сложнее практики студенческой. Молодой учитель особенно уязвим, испытывая в работе трудности из-за неустойчивости, изменчивости сегодняшнего образовательного процесса. У него нет собственной сложившейся методики обучения и воспитания, для него социальный запрос на образование означает одновременное усвоение многих необходимых старых и немалого числа новых установок. Это осложняет его работу и профессиональное становление. Поэтому, я считаю, для молодого специалиста необходимы работа с психологом, различные тренинги, семинары, по таким тема как: «Секреты планирования», «Из опыта организации внеурочной деятельности», «Самосовершенствование, самопознание и саморегуляция как факторы повышения успешности учителя», «Педагогическое взаимодействие с семьей учащегося». Эти семинары помогли бы нам в профессиональном становлении, в формировании практических навыков, познакомили бы нас с основными направлениями работы. Зачастую у молодого специалиста на это уходит несколько лет. Он остается с этими проблемами один на один. И многие не выдержав этих первых трудностей, уходит из школы.
Данные исследований этой проблемы и теперь уже свой непосредственный небольшой опыт подтверждает, что слабым звеном в профессиональной подготовке учителя чаще всего становятся практические умения. Например, в последнее время увеличивается число детей, требующих специального медико-социального и психолого-педагогического сопровождения в образовании. Сегодня выпускники педагогических вузов не всегда оказываются профессионально подготовленными к работе с данной категорией детей. Среди других проблем и трудностей, с которыми сталкивается молодой учитель на практике, можно говорить о таких проблемах как:
• межличностные взаимодействия с учениками класса, с их родителями (зачастую родитель, оказавшись по возрасту старше учителя своего ребенка, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению и советам);
• с коллегами по работе (особенно с учителями предпенсионного и пенсионного возраста, со сложившимися стереотипами взаимоотношений внутри коллектива, по отношению к детям, родителям, другим учителям);
• с администрацией (зачастую администрация предпочитает сохранить опытного, хотя и работающего без полноценной продуктивной отдачи учителя, чем «тратить время» на потенциально интересного, но не сложившегося еще в профессиональном плане молодого учителя: слишком много ответственности и трудоемко).
Кроме того, было выяснено, что начинающие учителя нуждаются в помощи при разработке урока (41,2%), внедрении новых технологий в преподавании своего предмета (64%), предупреждении конфликтных ситуаций с участниками образовательного процесса (62%), организации работы с родителями (76,6%), не смотря на то, что молодой педагог считается более адаптированным, мобильным в современных условиях.
На мой взгляд, понимая эти проблемы, необходимо разрабатывать и выпускать методические сборники для молодых специалистов: «Первые шаги молодого учителя в школе», «Искусство быть учителем», «Что должен знать молодой специалист в начале профессиональной деятельности», «Советы молодому учителю».
Иногда у молодых специалистов возникают проблемы, связанные с распределением учебной нагрузки: либо она недостаточная (0,5 ставки), либо большая для начинающего учителя или преподавание сразу нескольких предметов, зачастую не по своей специальности. К сожалению, некоторые директора школ в первый год работы молодого учителя назначают его классным руководителем в так называемом трудном классе, объясняя это производственной необходимостью. Это приводит к тому, что молодой специалист, не справляясь с возложенными на него должностными обязанностями, уходит из школы. Уходит не потому, что профессионально непригоден, а потому, что напряжение его внутренней жизни не может быть постоянным. Помощь же со стороны администрации школы или опытных учителей не всегда эффективна. К тому же возможности трудоустройства за пределами школы возрастают, а полученная профессиональная подготовка расширяет возможности выбора на современном рынке труда.
Между тем в современной школе остро востребованы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Конечно, молодому учителю нелегко в начале профессиональной деятельности, но мудрая пословица гласит: «Дорогу осилит идущий». Чтобы процесс адаптации начинающего педагога прошел успешно, многое зависит от администрации школы, которая должна помнить: плохой хозяин выращивает сорняки, хороший — рис, умный возделывает почву, дальновидный растит помощников. Хороший руководитель всегда готовит и воспитывает смену.
Легко ли быть молодым учителем?
Конечно, нелегко. Но, придя в эту сферу, я не задумывалась об этом, наверно, потому, что у меня всегда был пример, моя мама 35 лет проработала в образовании, моя сестры также работает в этой области.
В начале своей профессиональной деятельности сталкнулась с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с детьми и коллегами – это далеко не полный перечень невзгод, которые меня подстерегали. Теперь передо мной стояла задача – научиться учить.
Атмосфера, сложившаяся в нашей школе, очень благоприятна для вчерашнего выпускника педвуза. Продуманные действия администрации школы, хорошо спланированная система наставничества помогли быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.
В первую очередь, очень важно, как молодого специалиста примут в школе. Я считаю, что мне повезло: три года назад в школе меня приняли, как свою. Благодаря мудрому и опытному руководителю школы и огромному желанию работать с детьми, я на сегодняшний день начинаю новый четвертый учебный год. Сложились очень теплые отношения с коллегами, у которых мне многому удалось научиться. Любимый класс научил и учит терпению. Нелегко! Потому что часто на смену "горящим глазам" и удовольствию от любимой работы приходит сожаление и разочарование: от огромной, зачастую не нужной бумажной работы; от не устроенности быта (как любому молодому человеку хочется семьи, а значит и жилья, финансового достатка). Трудно! Потому, что это работа на износ, на эмоциональное выгорание.
Однако, несмотря на трудности, работать в школе очень интересно. Так что, молодые педагоги, дерзайте и проводите свои "нескучные уроки", не теряйте в наше время ощущение праздничности жизни и свой дар.