ТГПУ имени Низами Кафедра «Методика дошкольного образования
Мыслители Востока и Запада
о воспитании и обучении
Проблема воспитания и обучения возникла ещё в глубокой древности. Она рассматривалась в трудах мыслителей средневекового Востока и Запада. Выдающиеся мыслители того времени Абу Наср аль Фароби, Абу РайханБеруни, Абу Али Ибн Сина, Юсуф хас-Хажиб, Ахмад Югнаки, ДжалалиддинДавани, Алишер Навои и другие, несмотря на феодальный гнет и противодействие реакционного духовенства, внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки, культуры, просвещения.
Лектор: Махмудова Ойбарчин Ахатовна
Обучение и воспитание взаимосвязаны и являются различными путями, приводящими к духовному совершенствованию личности
вошёл в историю как ученый энциклопедист, который считал необходимым отделить науку от религии потому, что в противном случае, по его мнению, научные знания не могут быть достоверными. Критические взгляды ученого на религию во многом определили его взгляды на воспитание и обучение.
Абу Наср аль Фароби (873-950) - мыслитель-энциклопедист средневекового Востока
Абу Райхон Беруни (971-около 1050)
подходил к вопросам педагогики творчески. Он проявлял глубокое понимание природы ребенка не только как медик, но и как выдающийся педагог. Многие мысли ученого о воспитании и обучении детей поражают глубиной, гуманностью и правильной трактовкой сложной проблемы воспитания.
Опыт трудящихся прошлых эпох в организации своих отношений с целью усиления их воспитывающего воздействия на молодежь необходимо изучать не только для того, чтобы восстановить ряд форм, способов, приёмов народной педагогики, но и для того, чтобы понять объективные общие социологические законы, управляющие формированием личности, народного образа жизни. И этому будет способствовать тщательный анализ трудов выдающихся мыслителей Востока и Запада.
Ибн Сина (980-1037)
Заслуживают внимания его высказывания о сдержанности речи и правилах поведения, которые не потеряли актуальности и в наши дни: «Слушай, что говорит образованный человек. Главное в правилах воспитания - язык, его надо сдерживать. Добрым словом человек достоин уважения, а злым языком вызывает отвращение. Не издевайся и не зли человека: рана, нанесенная пулей, заживёт, а нанесенная языком - никогда».
Юсуф-хасХаджиб
Педагогические взгляды Навои глубоко гуманистичны. Большое внимание он уделял вопросам формирования и воспитания ребенка, которого считал светочем в доме, приносящим в семью радость и счастье.
Навои утверждал, что ребенку с малых лет необходимо дать правильное воспитание, сообразуясь с возрастом, а к изучению наук надо приступать как можно раньше.
Особое место в сердцах людей Узбекистана принадлежит Алишеру Навои. Его талантливые произведения уже более пятисот лет волнуют умы и сердца многих поколений. Главное место в творческом наследии Навои занимают идеи гуманизма, любви, воспевание высокого назначения человека. Абу Наср аль Фароби (873-950) - мыслитель-энциклопедист средневекового Востока - в цент своих социальных, общественно-политических учений ставит всестороннее совершенствование человека, пути способы достижения ими всеобщего счастья, наивысшей добродетели, что свидетельствует о высокогуманистических основах его мировоззрения.
Педагогическое наследие Я.А.Коменского велико и многогранно. Опубликованные философские и педагогические труды определили его историческое значение. Идеи первоначального развития и воспитания детей в семье, высказанные в «Материнской школе», актуальны и в настоящее время.
Ян Амос Коменский (1592-1670 )
Коменский, исходя из идеи всемирного развития природных дарований с самого раннего возраста, ставил перед материнской школой триединую задачу: учить детей знать (воспитывать потребность в знаниях, горячее стремление к знаниям); учить действовать (быть трудолюбивым, владеть собой и поступать добродетельно); учить говорить (развивать речь и мышление). В этой связи он даёт конкретные советы по умственному, физическому и нравственному воспитанию, по развитию речи и мышления.
.
Мари́я Монтессо́ри (; 31 августа 1870 — 6 мая 1952 ) — итальянский врач и педагог
Одним из многих достижений Монтессори был метод обучения детей младшего возраста, получивший всемирное признание как « метод Монтессори », подробно описанный в одноимённой книге. Этот метод делает акцент на развитие собственной инициативы и естественных способностей ребёнка, главным образом путём практических игр. Метод Монтессори позволяет детям развиваться в своём собственном темпе и даёт учителям новое понимание развития ребёнка. Педагоги, следовавшие методу Монтессори, создавали особые условия для удовлетворения потребностей учащихся в трёх возрастных группах: 2-2,5 года, 2,5-6 лет и 6-12 лет.
Гафур Гулям (1903-1966) - один из основателей узбекской литературы советского периода, академик Академии наук Узбекистана, народный поэт, окончив в 1918 году курсы по подготовке учителей начал работать в начальной школе. С этого же времени принимает активное участие в открытии первых узбекских школ-интернатов, в которых работал заведующим и воспитателем.
С 1943г. и до конца своей жизни работал старшим научным сотрудником в Институте языке и литературы им. А.С.Пушкина Академии наук Узбекистана.
Работу в системе народного образования Г.Гулям сочетал с журналистской деятельностью. В предвоенные годы им создано более 500 стихотворений, поэм, рассказов, очерков, фельетонов.
Особое место в творчестве Г.Гуляма занимает период Великой Отечественной войны. («Ты не сирота», «Тоска», «Жду тебя, сын мой»).
Г.Гулям перевел на узбекский язык произведения русских и зарубежных писателей и поэтов (М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, М.Горького, В.В.Маяковского; И.Бехера, В.Шекспира, П.Бомарше, А.Гидоша, Л.Хьюза, Лопе де Вега и др.)
Деятельность Г.Гуляма как поэта неразрывно связана с широкой общественной деятельностью, направленной на становление и развитие народного образования в Узбекистане.
Абдулла Авлони (1878-1934) - общественный и политический деятель, поэт и педагог, желая помочь трудовому народу, в 1908 году открывает школу для детей бедняков, где преподаёт родной язык, применяя новые методы обучения.
Ташмехамед Ниязович Кары-Ниязов (1897-1970) - ученый и общественный деятель, академик наук Узбекистана, заслуженный деятель науки Узбекистана, еще будучи юношей, он организовал первую узбекскую советскую школу в Фергане. В 1920 году на базе этой школы был открыт областной педагогический техникум в Коканде, ставший в те годы важным центром по подготовке педагогических кадров.
1916 год характеризуется усилением национально-освободительного движения в России и Туркестане. А.Авлони принимает активное участие в нем, являясь одним из руководителей. С лета 1917 г. Авлони начинает выпуск газеты «Турон», на страницах которой появляются его статьи, посвященные вопросам организации народной школы, подготовки учительских кадров и издания учебников. Особое внимание уделяется проблеме обучения девушек-узбечек, их воспитанию и созданию для них школ. В эти годы Авлони пишет и издаёт «Адабиёт» (Литература I-IV книги), «Туркийгулистон» (Книга о нравственном воспитании по педагогике), «Мактабгулистон» («Цветник школы») и др.
Важную роль в формировании мировоззрения А.Авлони сыграла передовая русская литература и культура. Он с большим уважением относился к творческому наследию А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.Горького и высоко ценил педагогическое наследие К.Д.Ушинского.
Гафур Гулям (1903-1966) - один из основателей узбекской литературы советского периода, академик Академии наук Узбекистана, народный поэт, окончив в 1918 году курсы по подготовке учителей начал работать в начальной школе. С этого же времени принимает активное участие в открытии первых узбекских школ-интернатов, в которых работал заведующим и воспитателем.
Айбек (Муса Ташмухамедов - 1905-1968) - входит в число писателей, заложивших основы узбекской литературы советского периода.
Важным моментом во всем творчестве Айбека является представление о том, что нельзя вырастить настоящего борца и гражданина, не воспитав в нем интеллектуальные и духовные начала. Поэтому он призывал молодёжь учиться, овладевать богатым историческим опытом народа, духовными ценностями всего человечества. Он особо выделяет значение трудового воспитания молодого поколения. Считая, что только с помощью труда можно воспитать гармонично развитую личность. Это и есть главное педагогическое кредо писателя.
Елизавета Ивановна Тихеева рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она считала важной составляющей дошкольного воспитания выработку у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков, формирования у них культуры языка [
Бородич Алиса Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент, в течение длительного времени работала в МГЗПИ. Ей принадлежат научно-методические работы по обучению детей рассказыванию и пересказу, методике словарной работы и формирования грамматически правильной речи. Автор учебного пособия - курса лекций для студентов педагогических вузов «Методика развития речи детей
ВОПРОСЫ:
- Охарактеризуйте основные направления обучения и воспитания у ученых - мыслителей средневекового Востока.
- Какие требования ставит Ибн Сина перед воспитателями?
- Дайте характеристику поэме Юсуф - хасХаджиба «Дары праведных»
- В чем заключается ценность педагогических взглядов А.Навои?
- На конкретных примерах охарактеризуйте «золотое правило дидактики» Я.А.Коменского.
- Охарактеризуйте главное содержание взглядов Абу Наср - аль Фораби о воспитании и обучении.
- В чем выражается прогрессивность и ограниченность научных взглядов Абу Райхона Бируни на воспитание и обучение?
- Дайте обоснование научно-педагогического творчества Ибн Сины: глубину, гуманность, и правильную трактовку сложной проблемы воспитания.
- В чем выражается дидактическая основа поэмы Юсуф -хасХаджиба «Дары праведных» ?
- Дайте характеристику позитивных идей Д.Давани о воспитании и обучении ?
- В чем выражается главная особенность педагогического наследия А.Навои ?
- Дайте обоснование «золотого правила! Я.А.Коменского.
- Дайте характеристику особой заслуги Агахи в области просвещения.
- В чем выражается демократическое начало в творчестве Бердаха?
- Что является главным в мировоззрениях Фурката, Мукими, Завки ?
- Охарактеризуйте педагогическую деятельность С.Садики.
- В чем выражается просветительская деятельность Анбаратын?
- Охарактеризуйте педагогическую деятельность А.Авлони.
- В чем новизна педагогических взглядов Х.Х.Ниязи?
- Дайте характеристику произведениям Айни, в которых освещаются вопросы теории и истории педагогики.
- Дайте обоснование заслуге И.Рахматуллаева как педагога.
- П.И.Иванов и его вклад в развитие психологической науки в Республике Узбекистан.
- Охарактеризуйте научно-педагогическую деятельность Т.Н.Кары-Ниязова.
- Роль Г.Гуляма в борьбе с неграмотностью.
- В чем выражается главное педагогическое кредо Айбека?
- Х.Алимджан и его вклад в развитие узбекской литературы и педагогической мысли в Республике Узбекистан.
Литература:
- Антология педагогической мысли Узбекской ССР. - М.: Педагогика, 1986.
- Рахимов С.Р. Психолого-педагогические взгляды Абу Али ибн Сины. -Ташкент, 1979.
- Юсуф хасХажиб. Наука быть счастливым. - М., 1971.
- Юсуф Баласагунский. Благодатное знание. - М., 1983.
- Из философского наследия народов Ближнего и Среднего Востока. - Ташкент, 1972.
- Навои А. Смятение праведных// Собр. соч. – Ташкент, 1968. Т.3.
- Муниров К. Научно-художественная деятельность Агахи. - Ташкент, 1959.
- Миртурсунов З.Ф. Педагогические взгляды Х.Х.Ниязи. - Ташкент, 1961.
- Рахимов А. Садриддин А. Критико-биографический очерк. - Ташкент, 1954.
- Фатаев А. Видные педагоги Самарканда. - Самарканд, 1961.
- Давлетшин М.Г. П.И.Иванов - ученый, психолог, педагог// Ученые записки ТГПИ им.Низами. – Ташкент, 1971. Вып.4, т. 83.
- Якубович Х. Гафур Гулям: Жизнь и творчество. - Ташкент, 1959.
- Степашко Л.А. Человек в концепции Я.А.Коменского// Педагогика. – М., №5,