СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мыслители Востока и Запада о воспитании и обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт трудящихся прошлых эпох в организации своих отношений с целью усиления их воспитывающего воздействия на молодежь необходимо изучать не только для того, чтобы восстановить ряд форм, способов, приёмов народной педагогики, но и для того, чтобы понять объективные общие социологические законы, управляющие формированием личности, народного образа жизни. И этому будет способствовать тщательный анализ трудов выдающихся мыслителей Востока и Запада.

Просмотр содержимого документа
«Мыслители Востока и Запада о воспитании и обучении»

ТГПУ имени Низами  Кафедра «Методика дошкольного образования Мыслители Востока и Запада  о воспитании и обучении Проблема воспитания и обучения возникла ещё в глубокой древности. Она рассматривалась в трудах мыслителей средневекового Востока и Запада. Выдающиеся мыслители того времени Абу Наср аль Фароби, Абу РайханБеруни, Абу Али Ибн Сина, Юсуф хас-Хажиб, Ахмад Югнаки, ДжалалиддинДавани, Алишер Навои и другие, несмотря на феодальный гнет и противодействие реакционного духовенства, внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки, культуры, просвещения. Лектор: Махмудова Ойбарчин Ахатовна

ТГПУ имени Низами Кафедра «Методика дошкольного образования

Мыслители Востока и Запада

о воспитании и обучении

Проблема воспитания и обучения возникла ещё в глубокой древности. Она рассматривалась в трудах мыслителей средневекового Востока и Запада. Выдающиеся мыслители того времени Абу Наср аль Фароби, Абу РайханБеруни, Абу Али Ибн Сина, Юсуф хас-Хажиб, Ахмад Югнаки, ДжалалиддинДавани, Алишер Навои и другие, несмотря на феодальный гнет и противодействие реакционного духовенства, внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки, культуры, просвещения.

Лектор: Махмудова Ойбарчин Ахатовна

Обучение и воспитание взаимосвязаны и являются различными путями, приводящими к духовному совершенствованию личности

вошёл в историю как ученый энциклопедист, который считал необходимым отделить науку от религии потому, что в противном случае, по его мнению, научные знания не могут быть достоверными. Критические взгляды ученого на религию во многом определили его взгляды на воспитание и обучение.

Абу Наср аль Фароби (873-950) - мыслитель-энциклопедист средневекового Востока

Абу Райхон Беруни (971-около 1050)

подходил к вопросам педагогики творчески. Он проявлял глубокое понимание природы ребенка не только как медик, но и как выдающийся педагог. Многие мысли ученого о воспитании и обучении детей поражают глубиной, гуманностью и правильной трактовкой сложной проблемы воспитания.

Опыт трудящихся прошлых эпох в организации своих отношений с целью усиления их воспитывающего воздействия на молодежь необходимо изучать не только для того, чтобы восстановить ряд форм, способов, приёмов народной педагогики, но и для того, чтобы понять объективные общие социологические законы, управляющие формированием личности, народного образа жизни. И этому будет способствовать тщательный анализ трудов выдающихся мыслителей Востока и Запада.

Ибн Сина (980-1037)

Заслуживают внимания его высказывания о сдержанности речи и правилах поведения, которые не потеряли актуальности и в наши дни: «Слушай, что говорит образованный человек. Главное в правилах воспитания - язык, его надо сдерживать. Добрым словом человек достоин уважения, а злым языком вызывает отвращение. Не издевайся и не зли человека: рана, нанесенная пулей, заживёт, а нанесенная языком - никогда».

Юсуф-хасХаджиб

Педагогические взгляды Навои глубоко гуманистичны. Большое внимание он уделял вопросам формирования и воспитания ребенка, которого считал светочем в доме, приносящим в семью радость и счастье.

Навои утверждал, что ребенку с малых лет необходимо дать правильное воспитание, сообразуясь с возрастом, а к изучению наук надо приступать как можно раньше.

Особое место в сердцах людей Узбекистана принадлежит Алишеру Навои. Его талантливые произведения уже более пятисот лет волнуют умы и сердца многих поколений. Главное место в творческом наследии Навои занимают идеи гуманизма, любви, воспевание высокого назначения человека. Абу Наср аль Фароби (873-950) - мыслитель-энциклопедист средневекового Востока - в цент своих социальных, общественно-политических учений ставит всестороннее совершенствование человека, пути способы достижения ими всеобщего счастья, наивысшей добродетели, что свидетельствует о высокогуманистических основах его мировоззрения.

Педагогическое наследие Я.А.Коменского велико и многогранно. Опубликованные философские и педагогические труды определили его историческое значение. Идеи первоначального развития и воспитания детей в семье, высказанные в «Материнской школе», актуальны и в настоящее время. Ян Амос Коменский (1592-1670 )  Коменский, исходя из идеи всемирного развития природных дарований с самого раннего возраста, ставил перед материнской школой триединую задачу: учить детей знать (воспитывать потребность в знаниях, горячее стремление к знаниям); учить действовать (быть трудолюбивым, владеть собой и поступать добродетельно); учить говорить (развивать речь и мышление). В этой связи он даёт конкретные советы по умственному, физическому и нравственному воспитанию, по развитию речи и мышления. .

Педагогическое наследие Я.А.Коменского велико и многогранно. Опубликованные философские и педагогические труды определили его историческое значение. Идеи первоначального развития и воспитания детей в семье, высказанные в «Материнской школе», актуальны и в настоящее время.

Ян Амос Коменский (1592-1670 )

Коменский, исходя из идеи всемирного развития природных дарований с самого раннего возраста, ставил перед материнской школой триединую задачу: учить детей знать (воспитывать потребность в знаниях, горячее стремление к знаниям); учить действовать (быть трудолюбивым, владеть собой и поступать добродетельно); учить говорить (развивать речь и мышление). В этой связи он даёт конкретные советы по умственному, физическому и нравственному воспитанию, по развитию речи и мышления.

.

Мари́я Монтессо́ри  (;  31  августа   1870  —  6 мая   1952 ) — итальянский врач и педагог

Одним из многих достижений Монтессори был метод обучения детей младшего возраста, получивший всемирное признание как « метод Монтессори », подробно описанный в одноимённой книге. Этот метод делает акцент на развитие собственной инициативы и естественных способностей ребёнка, главным образом путём практических игр. Метод Монтессори позволяет детям развиваться в своём собственном темпе и даёт учителям новое понимание развития ребёнка. Педагоги, следовавшие методу Монтессори, создавали особые условия для удовлетворения потребностей учащихся в трёх возрастных группах: 2-2,5 года, 2,5-6 лет и 6-12 лет. 

Гафур Гулям (1903-1966) - один из основателей узбекской литературы советского периода, академик Академии наук Узбекистана, народный поэт, окончив в 1918 году курсы по подготовке учителей начал работать в начальной школе. С этого же времени принимает активное участие в открытии первых узбекских школ-интернатов, в которых работал заведующим и воспитателем.

С 1943г. и до конца своей жизни работал старшим научным сотрудником в Институте языке и литературы им. А.С.Пушкина Академии наук Узбекистана.

Работу в системе народного образования Г.Гулям сочетал с журналистской деятельностью. В предвоенные годы им создано более 500 стихотворений, поэм, рассказов, очерков, фельетонов.

Особое место в творчестве Г.Гуляма занимает период Великой Отечественной войны. («Ты не сирота», «Тоска», «Жду тебя, сын мой»).

Г.Гулям перевел на узбекский язык произведения русских и зарубежных писателей и поэтов (М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, М.Горького, В.В.Маяковского; И.Бехера, В.Шекспира, П.Бомарше, А.Гидоша, Л.Хьюза, Лопе де Вега и др.)

Деятельность Г.Гуляма как поэта неразрывно связана с широкой общественной деятельностью, направленной на становление и развитие народного образования в Узбекистане.

Абдулла Авлони (1878-1934) - общественный и политический деятель, поэт и педагог, желая помочь трудовому народу, в 1908 году открывает школу для детей бедняков, где преподаёт родной язык, применяя новые методы обучения.

Ташмехамед Ниязович Кары-Ниязов (1897-1970) - ученый и общественный деятель, академик наук Узбекистана, заслуженный деятель науки Узбекистана, еще будучи юношей, он организовал первую узбекскую советскую школу в Фергане. В 1920 году на базе этой школы был открыт областной педагогический техникум в Коканде, ставший в те годы важным центром по подготовке педагогических кадров.

1916 год характеризуется усилением национально-освободительного движения в России и Туркестане. А.Авлони принимает активное участие в нем, являясь одним из руководителей. С лета 1917 г. Авлони начинает выпуск газеты «Турон», на страницах которой появляются его статьи, посвященные вопросам организации народной школы, подготовки учительских кадров и издания учебников. Особое внимание уделяется проблеме обучения девушек-узбечек, их воспитанию и созданию для них школ. В эти годы Авлони пишет и издаёт «Адабиёт» (Литература I-IV книги), «Туркийгулистон» (Книга о нравственном воспитании по педагогике), «Мактабгулистон» («Цветник школы») и др.

Важную роль в формировании мировоззрения А.Авлони сыграла передовая русская литература и культура. Он с большим уважением относился к творческому наследию А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.Горького и высоко ценил педагогическое наследие К.Д.Ушинского.

 Гафур Гулям (1903-1966) - один из основателей узбекской литературы советского периода, академик Академии наук Узбекистана, народный поэт, окончив в 1918 году курсы по подготовке учителей начал работать в начальной школе. С этого же времени принимает активное участие в открытии первых узбекских школ-интернатов, в которых работал заведующим и воспитателем. Айбек (Муса Ташмухамедов - 1905-1968) - входит в число писателей, заложивших основы узбекской литературы советского периода. Важным моментом во всем творчестве Айбека является представление о том, что нельзя вырастить настоящего борца и гражданина, не воспитав в нем интеллектуальные и духовные начала. Поэтому он призывал молодёжь учиться, овладевать богатым историческим опытом народа, духовными ценностями всего человечества. Он особо выделяет значение трудового воспитания молодого поколения. Считая, что только с помощью труда можно воспитать гармонично развитую личность. Это и есть главное педагогическое кредо писателя.

Гафур Гулям (1903-1966) - один из основателей узбекской литературы советского периода, академик Академии наук Узбекистана, народный поэт, окончив в 1918 году курсы по подготовке учителей начал работать в начальной школе. С этого же времени принимает активное участие в открытии первых узбекских школ-интернатов, в которых работал заведующим и воспитателем.

Айбек (Муса Ташмухамедов - 1905-1968) - входит в число писателей, заложивших основы узбекской литературы советского периода.

Важным моментом во всем творчестве Айбека является представление о том, что нельзя вырастить настоящего борца и гражданина, не воспитав в нем интеллектуальные и духовные начала. Поэтому он призывал молодёжь учиться, овладевать богатым историческим опытом народа, духовными ценностями всего человечества. Он особо выделяет значение трудового воспитания молодого поколения. Считая, что только с помощью труда можно воспитать гармонично развитую личность. Это и есть главное педагогическое кредо писателя.

Елизавета Ивановна Тихеева рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она считала важной составляющей дошкольного воспитания выработку у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков, формирования у них культуры языка [ Бородич Алиса Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент, в течение длительного времени работала в МГЗПИ. Ей принадлежат научно-методические работы по обучению детей рассказыванию и пересказу, методике словарной работы и формирования грамматически правильной речи. Автор учебного пособия - курса лекций для студентов педагогических вузов «Методика развития речи детей

Елизавета Ивановна Тихеева рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она считала важной составляющей дошкольного воспитания выработку у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков, формирования у них культуры языка [

Бородич Алиса Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент, в течение длительного времени работала в МГЗПИ. Ей принадлежат научно-методические работы по обучению детей рассказыванию и пересказу, методике словарной работы и формирования грамматически правильной речи. Автор учебного пособия - курса лекций для студентов педагогических вузов «Методика развития речи детей

ВОПРОСЫ: Охарактеризуйте основные направления обучения и воспитания у ученых - мыслителей средневекового Востока. Какие требования ставит Ибн Сина перед воспитателями? Дайте характеристику поэме Юсуф - хасХаджиба «Дары праведных» В чем заключается ценность педагогических взглядов А.Навои? На конкретных примерах охарактеризуйте «золотое правило дидактики» Я.А.Коменского. Охарактеризуйте главное содержание взглядов Абу Наср - аль Фораби о воспитании и обучении. В чем выражается прогрессивность и ограниченность научных взглядов Абу Райхона Бируни на воспитание и обучение? Дайте обоснование научно-педагогического творчества Ибн Сины: глубину, гуманность, и правильную трактовку сложной проблемы воспитания. В чем выражается дидактическая основа поэмы Юсуф -хасХаджиба «Дары праведных» ? Дайте характеристику позитивных идей Д.Давани о воспитании и обучении ?

ВОПРОСЫ:

  • Охарактеризуйте основные направления обучения и воспитания у ученых - мыслителей средневекового Востока.
  • Какие требования ставит Ибн Сина перед воспитателями?
  • Дайте характеристику поэме Юсуф - хасХаджиба «Дары праведных»
  • В чем заключается ценность педагогических взглядов А.Навои?
  • На конкретных примерах охарактеризуйте «золотое правило дидактики» Я.А.Коменского.
  • Охарактеризуйте главное содержание взглядов Абу Наср - аль Фораби о воспитании и обучении.
  • В чем выражается прогрессивность и ограниченность научных взглядов Абу Райхона Бируни на воспитание и обучение?
  • Дайте обоснование научно-педагогического творчества Ибн Сины: глубину, гуманность, и правильную трактовку сложной проблемы воспитания.
  • В чем выражается дидактическая основа поэмы Юсуф -хасХаджиба «Дары праведных» ?
  • Дайте характеристику позитивных идей Д.Давани о воспитании и обучении ?
В чем выражается главная особенность педагогического наследия А.Навои ? Дайте обоснование «золотого правила! Я.А.Коменского. Дайте характеристику особой заслуги Агахи в области просвещения. В чем выражается демократическое начало в творчестве Бердаха? Что является главным в мировоззрениях Фурката, Мукими, Завки ? Охарактеризуйте педагогическую деятельность С.Садики. В чем выражается просветительская деятельность Анбаратын? Охарактеризуйте педагогическую деятельность А.Авлони. В чем новизна педагогических взглядов Х.Х.Ниязи? Дайте характеристику произведениям Айни, в которых освещаются вопросы теории и истории педагогики. Дайте обоснование заслуге И.Рахматуллаева как педагога. П.И.Иванов и его вклад в развитие психологической науки в Республике Узбекистан. Охарактеризуйте научно-педагогическую деятельность Т.Н.Кары-Ниязова. Роль Г.Гуляма в борьбе с неграмотностью. В чем выражается главное педагогическое кредо Айбека? Х.Алимджан и его вклад в развитие узбекской литературы и педагогической мысли в Республике Узбекистан.
  • В чем выражается главная особенность педагогического наследия А.Навои ?
  • Дайте обоснование «золотого правила! Я.А.Коменского.
  • Дайте характеристику особой заслуги Агахи в области просвещения.
  • В чем выражается демократическое начало в творчестве Бердаха?
  • Что является главным в мировоззрениях Фурката, Мукими, Завки ?
  • Охарактеризуйте педагогическую деятельность С.Садики.
  • В чем выражается просветительская деятельность Анбаратын?
  • Охарактеризуйте педагогическую деятельность А.Авлони.
  • В чем новизна педагогических взглядов Х.Х.Ниязи?
  • Дайте характеристику произведениям Айни, в которых освещаются вопросы теории и истории педагогики.
  • Дайте обоснование заслуге И.Рахматуллаева как педагога.
  • П.И.Иванов и его вклад в развитие психологической науки в Республике Узбекистан.
  • Охарактеризуйте научно-педагогическую деятельность Т.Н.Кары-Ниязова.
  • Роль Г.Гуляма в борьбе с неграмотностью.
  • В чем выражается главное педагогическое кредо Айбека?
  • Х.Алимджан и его вклад в развитие узбекской литературы и педагогической мысли в Республике Узбекистан.
Литература:   Антология педагогической мысли Узбекской ССР. - М.: Педагогика, 1986. Рахимов С.Р. Психолого-педагогические взгляды Абу Али ибн Сины. -Ташкент, 1979. Юсуф хасХажиб. Наука быть счастливым. - М., 1971. Юсуф Баласагунский. Благодатное знание. - М., 1983. Из философского наследия народов Ближнего и Среднего Востока. - Ташкент, 1972. Навои А. Смятение праведных// Собр. соч. – Ташкент, 1968. Т.3. Муниров К. Научно-художественная деятельность Агахи. - Ташкент, 1959. Миртурсунов З.Ф. Педагогические взгляды Х.Х.Ниязи. - Ташкент, 1961. Рахимов А. Садриддин А. Критико-биографический очерк. - Ташкент, 1954. Фатаев А. Видные педагоги Самарканда. - Самарканд, 1961. Давлетшин М.Г. П.И.Иванов - ученый, психолог, педагог// Ученые записки ТГПИ им.Низами. – Ташкент, 1971. Вып.4, т. 83. Якубович Х. Гафур Гулям: Жизнь и творчество. - Ташкент, 1959. Степашко Л.А. Человек в концепции Я.А.Коменского// Педагогика. – М., №5,

Литература:

  • Антология педагогической мысли Узбекской ССР. - М.: Педагогика, 1986.
  • Рахимов С.Р. Психолого-педагогические взгляды Абу Али ибн Сины. -Ташкент, 1979.
  • Юсуф хасХажиб. Наука быть счастливым. - М., 1971.
  • Юсуф Баласагунский. Благодатное знание. - М., 1983.
  • Из философского наследия народов Ближнего и Среднего Востока. - Ташкент, 1972.
  • Навои А. Смятение праведных// Собр. соч. – Ташкент, 1968. Т.3.
  • Муниров К. Научно-художественная деятельность Агахи. - Ташкент, 1959.
  • Миртурсунов З.Ф. Педагогические взгляды Х.Х.Ниязи. - Ташкент, 1961.
  • Рахимов А. Садриддин А. Критико-биографический очерк. - Ташкент, 1954.
  • Фатаев А. Видные педагоги Самарканда. - Самарканд, 1961.
  • Давлетшин М.Г. П.И.Иванов - ученый, психолог, педагог// Ученые записки ТГПИ им.Низами. – Ташкент, 1971. Вып.4, т. 83.
  • Якубович Х. Гафур Гулям: Жизнь и творчество. - Ташкент, 1959.
  • Степашко Л.А. Человек в концепции Я.А.Коменского// Педагогика. – М., №5,