Н.А.Некрасов. Поэма «Дедушка». Тема декабристов.
Цель урока:
овладеть умением сопоставлять
образ литературного героя с его прототипом
«Кто это? – спрашивал Саша
Кто?..» – «Это дедушка твой».
Из поэмы «Дедушка»(1870)
ПОЭМА – это один из видов лиро-эпического жанра. Её основными чертами являются наличие развернутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя, активно включающегося помимо сюжета в характеристики персонажей, оценивающего их, как бы принимающего участие в их судьбе.
Сведения о главных героях поэмы
Саша – показан в семье с мамой и папой в процессе
взросления примерно от 3-х до 10-ти лет (Всё
интересуется, чей это портрет на стене)
Дедушка – сведения из 1-3 части:
А) в кабинете у отца висит его портрет
Б) о нём никто ничего не рассказывает
В) все плачут, когда речь заходит о дедушке
Г) в ожидании приезда деда в доме проходит
генеральная уборка, у всех счастливые лица
Д) у деда на груди большой крест - из чего сделан?
Е) нога у деда стёрта (может, от кандалов?)
Ж) рука у деда ранена (может, от выстрела?)
З) автор называет его «таинственный дед»
Вопросы к отрывку из фильма Ю.М.Лотмана «Беседы о русской культуре»
- Назовите примерные годы жизни декабристов?
- Зачем мы должны знать об этих людях?
- Кто такие декабристы?
- Против чего они боролись?
- Что поразило Л.Н.Толстого в этих людях?
Князь. Получил домашнее образование (до 14 лет). В 8 лет в 1796 году был записан в службу сержантом. Участвовал в военных кампаниях, был ранен, имел награды. Дослужился до бригадного командира 19-й пехотной дивизии. В 1819 году – член «Союза благоденствия».
Арестован 05.01.1826, заключён в Петропавловскую крепость и приговорён к каторжным работам на 20 лет. Отправлен закованным в Сибирь 23.07.1826.
Приметы: рост 2 аршина ¼ вершков, «лицом чист, глаза серые, лицо и нос продолговатые, волосы на голове и бровях тёмно-русые, имеет усы, на правой ноге в берце имеет рану от пули».
Освободился по амнистии 26.08.1856. Ему и его детям возвращено дворянство и разрешено вернуться в Европейскую часть страны.
С весны 1856 года жил в селе Воронки Козелецкого уезда Черниговской губернии, где он и умер. Похоронен рядом с женой, Марией Николаевной Раевской.
Анализ поэмы Н.А.Некрасова «Дедушка»
- Составление таблицы с целью понять, кто такие
декабристы на примере героя из поэмы;
- Через какие события и как раскрывается характер
дедушки?
3. Работа по группам.
№
части
ХАРАКТЕРИСТИКА
ГЕРОЯ
СОБЫТИЯ
I группа: 5-8 части
II группа: 9-12 части
III группа: 13-17 части
IV группа: 18-22 части
6
Дед с Сашей побывали на Волге, видят бурлаков, дедушка целует землю, плачет.
7
«Рад я, что вижу картину
Милую с детства глазам.
Глянь-ка на эту равнину –
И полюби её сам!»
Рассуждает о крестьянском хозяйстве; только тогда «Будет и в песне отрада, / Вместо унынья и мук», когда будет большое хозяйство.
Жалеет эту землю и этих людей.
Дороже родины для деда ничего нет.
Приучает внука к мысли о счастье крестьян.
8
«Первое дело у деда
Потолковать с мужиком:
Скоро вам будет нетрудно,
Будете вольный народ!»
9 - 11
Описание жизни крестьян в деревне Тарбагатай:
а) русских мужиков согнали в страшную глушь на неплодородные земли, дали волю и землю;
б) приехали через год комиссары – уже выстроена деревня и мельница, а ещё через год – крестьяне с бесплодной земли собирают урожай.
Дед верит в скорые перемены в отношении народа (либеральные реформы 1860-х годов)
Дед внушает Саше мысль, что свободный и трудолюбивый человек нигде не пропадёт.
Говорит: «Воля и труд человека/Дивные дивы творят».
Т.е. крестьяне могут жить счастливо и богато, если их быт устроен, и их дети
здоровы.
12
Встреча с пахарем. Дедушка берёт плуг у этого крестьянина и сам начинает пахать.
Образ этого измождённого человека противопоставлен сытой и вольной жизни в Тарбагатае. Ещё очень многое предстоит сделать в стране, чтобы жизнь обычных крестьян стала лучше.
Глядя на работу деда, Саша понимает, что труд украшает человека.
13
«Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг;
Счастье умов благородных
Видеть довольство вокруг»
Дед говорит, что сейчас народу живётся полегче. Вспоминает крестьянскую свадьбу, когда молодые забыли спросить разрешения у барина. За это он разлучил молодожёнов и наказал их. Дед говорит, что у помещиков нет души .
Дедушка жалеет крестьян и обвиняет сильных мира сего в самодурстве.
14
15
«И не одни господа сок из народа давили», ещё и священнослужители, и чиновники, которые разграбили страну.
Дед считает, что за бедствия народные ответственен административный аппарат. Кучка людей имеет в своих руках миллионы, а остальные прозябают в нищете.
Говорит о «покорности тупой», о забитости народа; говорит, что народ – это рабы. Если грянет беда, война, такой народ не встанет на защиту страны.
Дед считает, что «верхам» и «низам» нужно объединяться.
16 – 17
Разговор с солдатом.
«Нынче вам служба не бремя -
Кротко начальство теперь.
Ну, а как в наше-то время!
Что ни начальник, то зверь!»
Рассказывает о том, какая в армии была муштра, какое ужасное обращение было к младшим по званию.
«Трус – кто сторицей не мстит!»
18 - 19
Вернувшись к своим детям, дедушка копает грядки, шьёт, латает, что-то переплетает, поёт песни о декабристах.
Учит внука дорожить честью и не прощать обид.
Любит трудиться, не сидит без дела. Вспоминает былое.
20
Катаясь на лодке, дед единственный раз позволил себе заговорить с Сашей о жизни на каторге:
«Глухо, пустынно, безлюдно,
Степь полумёртвая сплошь.
Трудно, голубчик мой, трудно!
По году весточки ждёшь,
Близким копаешь могилы,
Ждёшь и своей до поры...
Медленно-медленно таешь...»
21
После очередной просьбы Саши рассказать, где он был, дед говорит внуку, что надо знать историю и географию.
Без геройства, как обыкновенный человек, вспоминает о днях на каторге .
Вызывает у Саши стремление учиться.
Вопросы
- Что нового вы узнали о жизни декабристов после
прочтения поэмы ?
2. Что общего в изображении Некрасовым дедушки и
реальным человеком С.Г.Волконским?
- Чем они отличаются?
- Сломлен герой Некрасова или полон надежд?
- Какие художественные средства выразительности
использовал автор в раскрытии характера дедушки?
« Образ дедушки носит собирательный
характер. Дав этому образу ряд черт
Волконского, – вид «патриарха»,
генеральский чин, мягкость характера,
любовь к общению с детишками,
с мужиками, Некрасов придал своему
герою мастерское знание ремёсел и хлебопашества,
а главное страстность и горячность
обличений, отличавшие Михаила
Бестужева, с которым был лично
знаком сам поэт», -
пишет Р.Б.Заборова.
Заключение
Следующим этапом в разработке темы декабристов стало обращение поэта к подвигу жён декабристов, отправившихся вслед за своими мужьями на каторгу в Сибирь. В поэмах «Княгиня Трубецкая»(1871), «Княжна Волконская»(1872) Некрасов описывает те же качества национального характера, какие он нашёл в женщинах-крестьянках в поэмах «Коробейники» (1861) и «Мороз, Красный нос»( 1863).
Произведения Некрасова стали фактом не только литературной, но и общественной жизни. Они вдохновляли революционную молодёжь на борьбу за народную свободу. Почётный академик, поэт, революционер Н.А.Морозов утверждал, что «повальное движение учащейся молодёжи
в народ возникло под влиянием поэзии Некрасова, которой все зачитывались в переходном юношеском возрасте, дающем наиболее сильные впечатления».