СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.А. Некрасов «Школьник».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока.

  1. Познакомить обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» Н.А.Некрасова.
  2. Прививать народные идеалы добра современным школьникам.

Задачи:

  • расширить знания о  творчестве  Н. А .Некрасова, показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа;
  • обучать правильному чтению стихов;
  • формировать умение формулировать выводы и предположения по результатам исследования;
  • пополнять словарный запас ,развивать  память, речь;
  • воспитывать стремление к получению знаний на примере жизни знаменитых соотечественников.

 

Оборудование: презентация о Н.А Некрасове, выставка книг,  грамзапись стихотворения Н. Некрасова “Школьник”.

Просмотр содержимого документа
«Н.А. Некрасов «Школьник».»

Тема урока: Н.А. Некрасов «Школьник».


Цели урока.

  1. Познакомить обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» Н.А.Некрасова.

  2. Прививать народные идеалы добра современным школьникам.

Задачи:

  • расширить знания о  творчестве  Н. А .Некрасова, показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа;

  • обучать правильному чтению стихов;

  • формировать умение формулировать выводы и предположения по результатам исследования;

  • пополнять словарный запас ,развивать  память, речь;

  • воспитывать стремление к получению знаний на примере жизни знаменитых соотечественников.


Оборудование: презентация о Н.А Некрасове, выставка книг,  грамзапись стихотворения Н. Некрасова “Школьник”.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.


  1. Повторение изученного материала. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества Н.А.Некрасова. Начнём урок с повторения изученного материала. – Что вы знаете о Николае Алексеевиче Некрасове, вспомним по слайдовой презентации.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года

Детские годы Некрасова прошли на Волге в с. Грешнево Ярославской губернии.

Осенью 1824 г., выйдя в отставку в чине майора, здесь поселился вместе с се­мьей в родовом имении его отец, Алексей Сергеевич Некрасов. Это был человек жестокого нрава и деспотичного характера. Отец Некрасова не щадил никого. Доставалось под­властным ему мужикам, испытали с ним горя и домочадцы . Мать поэта, Елена Андреевна , женщи­на доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Го­рячо любя детей, ради их счастья и спокойствия, она терпеливо занималась их воспитанием и безропотно сносила царивший в доме произвол. От своего отца Некрасов унаследовал силу характера, твер­дость духа, завидное упрямство в достижении цели.

Некрасов учился в Ярославской гимназии. Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет. В 1838 г. уехал в Петербург, где посещал занятия в университете в качестве воль­нослушателя. Отец за это оставил его без денежных средств. Николай Алексеевич прошел тяжелую школу «петербургских мытарств». 1838 – 1841 гг. – это годы лихорадочного труда, безостановочной работы. Некрасов тяжелым физическим трудом зарабатывал себе деньги на полуголодное существование.

“Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”. (Н.А.Некрасов).Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом – литературой В 1847—1866 годах Некрасов был издателем и редактором журнала «Современник».

3. Знакомство с новым стихотворением.

а) Постановка цели.

На доске демонстрируется слайд со словом «ШКОЛЬНИК».

- Ребята, какие ассоциации вам приходят на ум, когда вы слышите слово «школьник». (ответы ребят)

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова “Школьник”. Прежде, чем приступить к чтению, послушайте небольшую историю. Однажды, проезжая по пустынной дороге, Некрасов встретил школьника, голодного ободранного, босого. Эта встреча напомнила Поэту Михаила Васильевича Ломоносова – великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал, но всё же учился, прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки. Стал знаменитым русским учёным, совершившим много научных открытий. После этой встречи, Некрасов написал стихотворение «Школьник».

б) Первичное восприятие. Слушание стихотворения «Школьник» (аудиозапись).

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Каким настроением проникнуто стихотворение?

в) Вторичное восприятие.

- Откройте учебник стр. 147. Прочитайте стихотворение про себя

- Отметьте, какие слова и выражения, требуют объяснения.

Физминутка

г) Анализ стихотворения «Школьник».

- О какой дороге идет речь? Кроме прямого значения, каково переносное значение слова «дорога»?

- Обратимся к первой строфе, прочитаем ее:

- Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок-
Невеселая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок!

- От чьего имени ведется речь? ( от имени извозчика)

- В каких словах понятно отношение извозчика к школьнику? ( дружок)

- Объясните выражения: «невеселая дорога» ( скучная, проселочная, кругом нерадостный пейзаж).

-Только ли прямое значение имеет это словосочетание? (это вся жизнь простого мальчика)

- Каков пейзаж? (монотонный, скучный, автор не использует прилагательные)


Прочитайте 2 строфу.

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

- Догадался ли извозчик, куда идет мальчик?

- Почему он решил его подвезти? ( ноги босы, грязно тело, «едва прикрыта грудь»)

- Почему извозчик говорит, что не нужно стыдиться? ( многие также тогда шли учиться )

- Что значит выражение « многих славных путь»? ( известные люди тоже шли из глубинки)

Слава - почетная известность, признание заслуг, таланта.

- Делаем вывод: «славные»- пользующиеся славой, достойные славы, известные люди, прославившие страну.


Прочитайте 3 и 4 строфы.

Вижу я в котомке книжку,
Так, учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

- Смысл каких слов вам не понятен?

Котомка- (устар.) – сумка, носимая за плечами

Грош – старинная монета в 2 копейки.

Четвертачок- равен 25 копейкам.

- Кто помог мальчику собраться на учебу?

- Что можно сказать о материальном положении семьи?

Дьячиха - жена дьячка. Дьячок – в православной церкве низший служитель.

Купчиха – жена купца. Купец- человек (торговец), занятый в сфере торговли.

- Поэт уверен, он хочет объяснить случайному собеседнику , что старания его родителей , отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.


Прочитайте следующую строфу.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадёшь!

- Ребята, как вы думаете кого называли «дворовым»?

Дворовые, принадлежащие дворне. Дворня при крепостном праве - домашняя прислуга в помещичьем доме. Отмены крепостного права еще не было (1856г.), но были случаи, когда крепостных отпускали.


Прочитайте строфу:

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

- Вы догадались, кого подразумевает Некрасов в стихотворении? ( М. В. Ломоносова, который шел из сибирской деревни Холмогоры)

-Ребята, а что вы знаете об этом удивительном человеке?

(Ломоносов долго жил впроголодь, бедствовал и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий. Сегодня его имя носит МГУ)

Прочитайте строфу:

Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!


- Как понимаете слова «не без добрых на свете – кто-нибудь свезет в Москву» ( замените поговоркой « Мир не без добрых людей»

- А вы думаете, о чем мечтал мальчик во сне? ( учиться в Московском университете)

Прочитайте оставшиеся строфы 

- Как Некрасов говорит о талантливых российских людях, прославивших свою Родину?

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько знатных-то и знай…


- Как вы понимаете эти строки?

- Это стихотворение не только о Ломоносове. В истории России много славных имён, вышедших из простого народа, прошедших нелёгкий путь и ставших гордостью страны. Добролюбов, Чернышевский, великие врачи Пирогов, Боткин и многие другие.

Не бездарна та природа, не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько знатных-то и знай…- в этих строчках и заключена главная мысль этого произведения.

- Прочитайте признание в любви Родине. За что автор любит Родину? (за то, что много умных и талантливых людей вышли из народа). Называет ли автор точное количество «славных»?


4. Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Было интересно…

5. Итог урока:

Итак, мы можем сделать вывод: крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, не тот, который достался их родителям, и судьба Ломоносова - яркий тому пример. То есть у детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей.

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу, однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть , так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что юный собеседник сможет добраться до Москвы, и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу.


6. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения.