СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Идейно-художественное своеобразие

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Идейно-художественное своеобразие»

Я признан был воспеть твои страданья,  Терпеньем изумляющий народ.

Я признан был воспеть твои страданья, Терпеньем изумляющий народ.

«РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА»

«РАЗМЫШЛЕНИЯ

У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА»

Н. А. Некрасов талантливо совмещал работу главного редактора популярнейшего журнала и писал, много писал… Писал о народе. Пришло время познакомиться с еще одним стихотворением «Размышления у парадного подъезда», написанного в 1858 году.

Н. А. Некрасов

талантливо совмещал работу главного редактора популярнейшего журнала и писал, много писал… Писал о народе. Пришло время познакомиться с еще одним стихотворением «Размышления у парадного подъезда», написанного

в 1858 году.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ  О том, как было написано это стихотворение, рассказала Авдотья Панаева. По её словам, однажды ненастным осенним днем 1858 года поэт смотрел в окно на соседнее парадное (в доме жил министр государственных имуществ), куда стекалось множество просителей, которых и дворник, и городовой прогоняли палками. Авдотья   Яковлевна   Панаева   1819-1893  Панаева видела, что поэт был очень опечален увиденным, оно глубоко поразило его. Некрасов сразу же, по свежим впечатлениям набросал жанровую сценку, использовав реальные крестьянские образы, дополнил её сатирой и обобщением – и буквально через пару часов уже закончил своё творение.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

О том, как было написано это стихотворение, рассказала Авдотья Панаева. По её словам, однажды ненастным осенним днем 1858 года поэт смотрел в окно на соседнее парадное (в доме жил министр государственных имуществ), куда стекалось множество просителей, которых и дворник, и городовой прогоняли палками.

Авдотья   Яковлевна  

Панаева  

1819-1893

Панаева видела, что поэт был очень опечален увиденным, оно глубоко поразило его. Некрасов сразу же, по свежим впечатлениям набросал жанровую сценку, использовав реальные крестьянские образы, дополнил её сатирой и обобщением – и буквально через пару часов уже закончил своё творение.

История создания произведения показывает, насколько поэт был неравнодушен к судьбе народа. В то же время он видел, что крестьянство пребывает в таком же сне, как и вельможи – именно поэтому «Размышления у парадного подъезда» стали призывом к пробуждению. В течение 5 лет Некрасов не мог опубликовать стихотворение. Оно переписывалось, ходило по рукам. Писатель А.И. Герцен опубликовал его без подписи в газете “Колокол”, но с примечанием: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”. Впоследствии последняя часть «Размышлений у парадного подъезда» стала песней студентов. А.И. Герцен (1812-1870)

История создания произведения показывает, насколько поэт был неравнодушен к судьбе народа. В то же время он видел, что крестьянство пребывает в таком же сне, как и вельможи – именно поэтому «Размышления у парадного подъезда» стали призывом к пробуждению.

В течение 5 лет Некрасов не мог опубликовать стихотворение. Оно переписывалось, ходило по рукам. Писатель А.И. Герцен опубликовал его без подписи в газете “Колокол”, но с примечанием: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”.

Впоследствии последняя часть

«Размышлений у парадного подъезда»

стала песней студентов.

А.И. Герцен

(1812-1870)

СЛОВАРЬ ЛЕПТА – посильный, малый вклад, труд в пользу кого-то; ХОЛОП – человек, готовый на всё из подхалимства, холуй (грубо, разгов.) АРМЯЧИШКА – верхняя мужская одежда из сукна; ЧЕРНЬ – люди, которые не принадлежат к высшим классам, слуга; КОШЛИ - сумка из мешковины, завязанная на верёвку и висящая за спиной мужика; ПРОЖЕКТЁР – человек, который склонен увлекаться с несбыточными мечтами; ПИЛИГРИМ – паломник, путешественник, скиталец; ЩЕЛКОПЁР - бездарный и легкомысленный писатель, писака (грубо, разговор.); БУРЛАКИ – рабочие на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью вѐсел.

СЛОВАРЬ

ЛЕПТА – посильный, малый вклад, труд в пользу кого-то;

ХОЛОП – человек, готовый на всё из подхалимства, холуй (грубо, разгов.)

АРМЯЧИШКА – верхняя мужская одежда из сукна;

ЧЕРНЬ – люди, которые не принадлежат к высшим классам, слуга;

КОШЛИ - сумка из мешковины, завязанная на верёвку и висящая за спиной мужика;

ПРОЖЕКТЁР – человек, который склонен увлекаться с несбыточными мечтами;

ПИЛИГРИМ – паломник, путешественник, скиталец;

ЩЕЛКОПЁР - бездарный и легкомысленный писатель, писака (грубо, разговор.);

БУРЛАКИ – рабочие на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью вѐсел.

1. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Какое настроение? 2. Почему стихотворение так называется? Подберите синоним к слову  размышления Стихотворение представляет собой раздумья, размышления поэта о русском мужике, о его страданиях и обо всей России. 3. Какова тема стихотворения?  4.   На сколько частей можно разделить это стихотворение? Первая часть – описание действий, происходящих возле парадного входа. Вторая часть – описание жизни высокопоставленной персоны и размышления автора о людской алчности и несправедливости жизни. Третья часть носит обобщенный характер, в ней обнажена проблема эксплуатации и безропотного человеческого терпения.   (раздумья) . (Тема народа)

1. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Какое настроение?

2. Почему стихотворение так называется?

Подберите синоним к слову  размышления

Стихотворение представляет собой раздумья, размышления поэта о русском мужике, о его страданиях и обо всей России.

3. Какова тема стихотворения? 

4.   На сколько частей можно разделить это стихотворение?

  • Первая часть – описание действий, происходящих возле парадного входа.
  • Вторая часть – описание жизни высокопоставленной персоны и размышления автора о людской алчности и несправедливости жизни.
  • Третья часть носит обобщенный характер, в ней обнажена проблема эксплуатации и безропотного человеческого терпения.

(раздумья) .

(Тема народа)

А в обычные дни этот пышный подъезд  Осаждают убогие лица…  Какая ситуация описывается в первой части стихотворения? Раз я видел, сюда мужики подошли,  Деревенские русские люди… Вот парадный подъезд. По торжественным дням,  Одержимый холопским недугом,  Целый город с каким-то испугом  Подъезжает к заветным дверям Загорелые лица и руки,  Армячишка худой на плечах,  По котомке на спинах согнутых,  Крест на шее и кровь на ногах,  В самодельные лапти обутых  (Знать, брели-то долгонько они  Из каких-нибудь дальних губерний). Кто-то крикнул швейцару: «Гони!  Наш не любит оборванной черни!»  И захлопнулась дверь.

А в обычные дни этот пышный подъезд Осаждают убогие лица…

Какая ситуация описывается в первой части стихотворения?

Раз я видел, сюда мужики подошли, Деревенские русские люди…

Вот парадный подъезд. По торжественным дням, Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям

Загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых (Знать, брели-то долгонько они Из каких-нибудь дальних губерний).

Кто-то крикнул швейцару: «Гони! Наш не любит оборванной черни!» И захлопнулась дверь.

Будничное событие, знакомая ситуация, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Сцена, разыгравшаяся у парадного подъезда, - это повод к размышлениям лирического героя о народе и о тех, в чьих руках находится его судьба. Итак, в первой части изображается прием различных лиц у высокопоставленного чиновника.

Будничное событие, знакомая ситуация, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Сцена, разыгравшаяся у парадного подъезда, - это повод к размышлениям лирического героя о народе и о тех, в чьих руках находится его судьба.

Итак, в первой части изображается прием различных лиц у высокопоставленного чиновника.

Какими поэт видит людей, подъезжающих к парадному входу большого дома? Каково его отношение к ним?  Поэт дает волю сатире, он презирает этих «холопов души» и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая унижение и низкопоклонство как должное, как «выражение уважения» к нему. Но читателю понятно, что поклоняются месту, занимаемому человеком, а не его достоинству и уму.   Записав свое имя и званье,  Разъезжаются гости домой,  Так глубоко довольны собой,  Что подумаешь — в том их призванье!  В праздничные дни в домах вельмож выставлялись особые книги, куда записывали свое имя и званье посетители, которых не допускали к господину. Этим они показывали свое почтение. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие. Найдите строчки, подтверждающие это

Какими поэт видит людей, подъезжающих к парадному входу большого дома? Каково его отношение к ним?

Поэт дает волю сатире, он презирает этих «холопов души» и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая унижение и низкопоклонство как должное, как «выражение уважения» к нему. Но читателю понятно, что поклоняются месту, занимаемому человеком, а не его достоинству и уму.

Записав свое имя и званье, Разъезжаются гости домой, Так глубоко довольны собой, Что подумаешь — в том их призванье!

В праздничные дни в домах вельмож выставлялись особые книги, куда записывали свое имя и званье посетители, которых не допускали к господину. Этим они показывали свое почтение. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие.

Найдите строчки, подтверждающие это

А какими вы увидели крестьян?  И захлопнулась дверь. Постояв,  Развязали кошли пилигримы,  Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,  И пошли они, солнцем палимы,  Повторяя: «Суди его бог!»,  Разводя безнадежно руками,  И, покуда я видеть их мог,  С непокрытыми шли головами… Раз я видел, сюда мужики подошли,  Деревенские русские люди,  Помолились на церковь и стали вдали,  Свесив русые головы к груди;  Показался швейцар. «Допусти», — говорят  С выраженьем надежды и муки.  Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!  Загорелые лица и руки,  Армячишка худой на плечах,  По котомке на спинах согнутых,  Крест на шее и кровь на ногах,  В самодельные лапти обутых  (Знать, брели-то долгонько они  Из каких-нибудь дальних губерний).  Некрасов точно и правдиво описывает крестьян, его ужасает их крайняя нужда и нищета. Они явились как представители всего бедного и бесправного русского крестьянства. Он сочувствует им.  Но последняя строчка этой части говорит о том, что автор возмущён покорностью народа, его рабским  отношением к вельможам.

А какими вы увидели крестьян? 

И захлопнулась дверь. Постояв, Развязали кошли пилигримы, Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв, И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: «Суди его бог!», Разводя безнадежно руками, И, покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами…

Раз я видел, сюда мужики подошли, Деревенские русские люди, Помолились на церковь и стали вдали, Свесив русые головы к груди; Показался швейцар. «Допусти», — говорят С выраженьем надежды и муки. Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд! Загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых (Знать, брели-то долгонько они Из каких-нибудь дальних губерний).

Некрасов точно и правдиво описывает крестьян, его ужасает их крайняя нужда и нищета. Они явились как представители всего бедного и бесправного русского крестьянства. Он сочувствует им.  Но последняя строчка этой части говорит о том, что автор возмущён покорностью народа, его рабским  отношением к вельможам.

А какова меж тем жизнь «хозяина роскошных палат»? Какие чувства переполняют поэта при описании этой жизни? Какой прием использует автор, когда рисует кончину этого человека? А владелец роскошных палат  Еще сном был глубоким объят…  Ты, считающий жизнью завидною  Упоение лестью бесстыдною,  Волокитство, обжорство, игру… Не страшат тебя громы небесные,  А земные ты держишь в руках,  И несут эти люди безвестные  Неисходное горе в сердцах. Что тебе эта скорбь вопиющая,  Что тебе этот бедный народ?  Вечным праздником быстро бегущая  Жизнь очнуться тебе не дает.

А какова меж тем жизнь «хозяина роскошных палат»?

Какие чувства переполняют поэта при описании этой жизни?

Какой прием использует автор, когда рисует кончину этого человека?

А владелец роскошных палат Еще сном был глубоким объят… Ты, считающий жизнью завидною Упоение лестью бесстыдною, Волокитство, обжорство, игру…

Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках, И несут эти люди безвестные Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный народ? Вечным праздником быстро бегущая Жизнь очнуться тебе не дает.

Зачем к нему пришли крестьяне? Почему не помог им этот вельможа? За помощью Счастливые глухи к добру… Вознесшийся же чиновник судит не по законам, а согласно подношениям, каким-то хитросплетениям, не понятным нормальному человеку.

Зачем к нему пришли крестьяне?

Почему не помог им этот вельможа?

За помощью

Счастливые глухи к добру…

Вознесшийся же чиновник судит не по законам, а согласно подношениям, каким-то хитросплетениям, не понятным нормальному человеку.

Автор, возмущенный беззаконием, рисует картину жизни “счастливого” и его кончину.   Убаюканный ласковым пением  Средиземной волны, - как дитя,  Ты уснешь, окружен попечением  Дорогой и любимой семьи  (Ждущей смерти твоей с нетерпением)... Меняется ли голос поэта? Поэт выступает добровольным защитником “бесправных” и “бессловесных”. Призывает вельможу одуматься: «Пробудись! Вороти их!»   Гневно обличая вельможу, автор призывает приняться за свои обязанности — служить народу и государству, но... “счастливые глухи к добру”. Какую интонацию, какой художественный прием мы слышим? Иронию – насмешка над происходящими событиями, над характером этих событий.

Автор, возмущенный беззаконием, рисует картину жизни “счастливого” и его кончину. Убаюканный ласковым пением Средиземной волны, - как дитя, Ты уснешь, окружен попечением Дорогой и любимой семьи (Ждущей смерти твоей с нетерпением)...

Меняется ли голос поэта?

Поэт выступает добровольным защитником “бесправных” и “бессловесных”. Призывает вельможу одуматься:

«Пробудись! Вороти их!»  

Гневно обличая вельможу, автор призывает приняться за свои обязанности — служить народу и государству, но... “счастливые глухи к добру”.

Какую интонацию, какой художественный прием мы слышим?

Иронию – насмешка над происходящими событиями, над характером этих событий.

Найдите в первой и во второй части стихотворения прием контраста. Дайте определение этому художественно-выразительному средству. Что хотел подчеркнуть этим автор? Называет его саркастически  героем . Но что сделал этот  «герой»  для России?  КОНТРАСТ – это прием резкого противопоставления.  В первой части стихотворения описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками (крестьянами), подошедшими к нему, не допущенными к и ушедшими обратно. Роскошь фасада дома и убогий вид крестьян противопоставлены друг другу.  Также на приеме контраста построено описание «завидного праздника жизни» вельможи и упоминание «неисходного горя» бедного народа. Не страшат тебя громы небесные,  А земные ты держишь в руках,  И несут эти люди безвестные  Неисходное горе в сердцах. Что тебе эта скорбь вопиющая,  Что тебе этот бедный народ?  Вечным праздником быстро бегущая  Жизнь очнуться тебе не дает.

Найдите в первой и во второй части стихотворения прием контраста. Дайте определение этому художественно-выразительному средству. Что хотел подчеркнуть этим автор?

Называет его саркастически  героем . Но что сделал этот  «герой»  для России?

КОНТРАСТ – это прием резкого противопоставления. В первой части стихотворения описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками (крестьянами), подошедшими к нему, не допущенными к и ушедшими обратно. Роскошь фасада дома и убогий вид крестьян противопоставлены друг другу. Также на приеме контраста построено описание «завидного праздника жизни» вельможи и упоминание «неисходного горя» бедного народа.

Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках, И несут эти люди безвестные Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный народ? Вечным праздником быстро бегущая Жизнь очнуться тебе не дает.

Каким чувством проникнута заключительная часть и все стихотворение? Каковы образы, возникающие здесь перед читателем? С чем ассоциируется у него народ? Какая проблема обнажена поэтом в заключительной части?   Стихотворение проникнуто сочувствием, которое в заключении переходит в сострадание. В последней части образы конкретных крестьян, подошедших к парадному подъезду, трансформируются в обобщенный образ русского крестьянина, а затем всего русского народа: «…я такого угла не видал, где бы …русский мужик не стонал…», «эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?» Народ ассоциируется у поэта со словом «стон», которое пять раз повторяется в заключительной части стихотворения. В стихотворении поднимается проблема бесчеловечной, безжалостной эксплуатации.
  • Каким чувством проникнута заключительная часть и все стихотворение?
  • Каковы образы, возникающие здесь перед читателем?
  • С чем ассоциируется у него народ?
  • Какая проблема обнажена поэтом в заключительной части?

Стихотворение проникнуто сочувствием, которое в заключении переходит в сострадание. В последней части образы конкретных крестьян, подошедших к парадному подъезду, трансформируются в обобщенный образ русского крестьянина, а затем всего русского народа: «…я такого угла не видал, где бы …русский мужик не стонал…», «эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?» Народ ассоциируется у поэта со словом «стон», которое пять раз повторяется в заключительной части стихотворения. В стихотворении поднимается проблема бесчеловечной, безжалостной эксплуатации.

С какой целью пять раз повторяется слово  стон?   Стонет он по полям, по дорогам,  Стонет он по тюрьмам, по острогам,  В рудниках, на железной цепи;  Стонет он под овином, под стогом,  Под телегой, ночуя в степи;  Стонет в собственном бедном домишке,  Свету божьего солнца не рад;  Стонет в каждом глухом городишке,  У подъезда судов и палат.   Нарастает эмоциональное напряжение, словно нарастает сам стон ЧЕМ ОКАНЧИВАЕТСЯ СТИХОТВОРЕНИЕ?  Стихотворение оканчивается вопросом, обращенным к народу: «Ты проснешься ль, исполненный сил?...» Поэт мучается сердцем за свой народ, однако он и выражает свое возмущение великим людским терпением, невозмутимостью, вековым оцепенением, которое владеет русским народом.

С какой целью пять раз повторяется слово  стон?

Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи; Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи; Стонет в собственном бедном домишке, Свету божьего солнца не рад; Стонет в каждом глухом городишке, У подъезда судов и палат.

Нарастает эмоциональное напряжение, словно нарастает сам стон

ЧЕМ ОКАНЧИВАЕТСЯ СТИХОТВОРЕНИЕ?

Стихотворение оканчивается вопросом, обращенным к народу:

«Ты проснешься ль, исполненный сил?...»

Поэт мучается сердцем за свой народ, однако он и выражает свое возмущение великим людским терпением, невозмутимостью, вековым оцепенением, которое владеет русским народом.

Многие исследователи творчества Некрасова, критики называют эту часть песней-стоном. Выдь на Волгу: чей стон раздается  Над великою русской рекой?  Этот стон у нас песней зовется… Этот стон, это напряжение удивительно передает  художник Илья Ефимович Репин на картине «Бурлаки на Волге».

Многие исследователи творчества Некрасова, критики называют эту часть песней-стоном.

Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется…

Этот стон, это напряжение удивительно передает  художник

Илья Ефимович Репин на картине

«Бурлаки на Волге».

Стонет Россия от непосильного труда, от гнета в стихотворении Некрасова. Но не стоном  заканчивается стихотворение «Размышления у парадного    подъезда», а размышлением, раздумьем поэта о судьбе народа.   И мы слышим вопрос, обращение к народу: … Эх, сердечный!.. Ты проснёшься ль, исполненный сил? После написания стихотворения «Размышления у парадного подъезда» пройдут годы. Для Некрасова они будут годами глубокого исследования народной жизни, её нравственного потенциала. Поэт создаст поэмы о народе. Когда это произойдет, тяжкие размышления сменятся утверждением: Вынесет всё и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе… Поэт сочувствовал народу и верил в его могучую силу.

Стонет Россия от непосильного труда, от гнета в стихотворении Некрасова. Но не стоном  заканчивается стихотворение «Размышления у парадного    подъезда», а размышлением, раздумьем поэта о судьбе народа.   И мы слышим вопрос, обращение к народу:

Эх, сердечный!.. Ты проснёшься ль, исполненный сил?

После написания стихотворения «Размышления у парадного подъезда» пройдут годы. Для Некрасова они будут годами глубокого исследования народной жизни, её нравственного потенциала. Поэт создаст поэмы о народе. Когда это произойдет, тяжкие размышления сменятся утверждением:

Вынесет всё и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе…

Поэт сочувствовал народу и верил в его могучую силу.

История создания – произведение написано в 1858 году, впервые вышло в печать без указания фамилии Некрасова в журнале Герцена «Колокол». Стихотворный размер – разностопный (трех- и четырехстопный) анапест. Тема стихотворения – участь русского народа вообще и крестьян в частности. Мольбы простого народа никак не пробьются к господам и никогда не пересекутся с их миром, так что все, что остается простым людям, по мнению Некрасова, – это найти в себе силы и пробудиться самостоятельно. Жанр – произведение соединяет в себе черты нескольких литературных жанров: это и элегия (грустные размышления о судьбе простого народа), и сатира (обличение власть имущих, их равнодушия к народу), есть и черты песни (фольклорные песенные мотивы слышим в конце стихотворения). Композиция – данное произведение состоит из трех частей, каждая из которых имеет своих героев и небольшую историю.

История создания – произведение написано в 1858 году, впервые вышло в печать без указания фамилии Некрасова в журнале Герцена «Колокол».

Стихотворный размер – разностопный (трех- и четырехстопный) анапест.

Тема стихотворения – участь русского народа вообще и крестьян в частности. Мольбы простого народа никак не пробьются к господам и никогда не пересекутся с их миром, так что все, что остается простым людям, по мнению Некрасова, – это найти в себе силы и пробудиться самостоятельно.

Жанр – произведение соединяет в себе черты нескольких литературных жанров: это и элегия (грустные размышления о судьбе простого народа), и сатира (обличение власть имущих, их равнодушия к народу), есть и черты песни (фольклорные песенные мотивы слышим в конце стихотворения).

Композиция – данное произведение состоит из трех частей, каждая из которых имеет своих героев и небольшую историю.

МЕТОНИМИЯ —  вид тропа, словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной связи с предметом, который обозначается заменяемым словом. 

Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.

Примеры метонимии :

  • «зал аплодировал» (ср. «люди в зале аплодировали»); 
  • «чайник кипит» (ср. «вода в чайнике кипит»). 

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Метонимия – « город, одержимый холопским недугом».

Эпитеты – « заветные двери », « пышный подъезд», «загорелые лица и руки», «армячишко худой».

Метафоры – « не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках ».

Ирония – « дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением) ».

Анафора - стилистическая фигура: единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз:

Сравнение – «стон песней зовётся», то есть песня как стон.

Антитеза – образы крестьян, некрасивых, измученных, в самодельных лаптях противопоставляются образу вельможи, который сладко спит и вкусно ест, проводя свою жизнь в праздности.

Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный народ?