Я признан был воспеть твои страданья, Терпеньем изумляющий народ.
«РАЗМЫШЛЕНИЯ
У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА»
Н. А. Некрасов
талантливо совмещал работу главного редактора популярнейшего журнала и писал, много писал… Писал о народе. Пришло время познакомиться с еще одним стихотворением «Размышления у парадного подъезда», написанного
в 1858 году.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
О том, как было написано это стихотворение, рассказала Авдотья Панаева. По её словам, однажды ненастным осенним днем 1858 года поэт смотрел в окно на соседнее парадное (в доме жил министр государственных имуществ), куда стекалось множество просителей, которых и дворник, и городовой прогоняли палками.
Авдотья Яковлевна
Панаева
1819-1893
Панаева видела, что поэт был очень опечален увиденным, оно глубоко поразило его. Некрасов сразу же, по свежим впечатлениям набросал жанровую сценку, использовав реальные крестьянские образы, дополнил её сатирой и обобщением – и буквально через пару часов уже закончил своё творение.
История создания произведения показывает, насколько поэт был неравнодушен к судьбе народа. В то же время он видел, что крестьянство пребывает в таком же сне, как и вельможи – именно поэтому «Размышления у парадного подъезда» стали призывом к пробуждению.
В течение 5 лет Некрасов не мог опубликовать стихотворение. Оно переписывалось, ходило по рукам. Писатель А.И. Герцен опубликовал его без подписи в газете “Колокол”, но с примечанием: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”.
Впоследствии последняя часть
«Размышлений у парадного подъезда»
стала песней студентов.
А.И. Герцен
(1812-1870)
СЛОВАРЬ
ЛЕПТА – посильный, малый вклад, труд в пользу кого-то;
ХОЛОП – человек, готовый на всё из подхалимства, холуй (грубо, разгов.)
АРМЯЧИШКА – верхняя мужская одежда из сукна;
ЧЕРНЬ – люди, которые не принадлежат к высшим классам, слуга;
КОШЛИ - сумка из мешковины, завязанная на верёвку и висящая за спиной мужика;
ПРОЖЕКТЁР – человек, который склонен увлекаться с несбыточными мечтами;
ПИЛИГРИМ – паломник, путешественник, скиталец;
ЩЕЛКОПЁР - бездарный и легкомысленный писатель, писака (грубо, разговор.);
БУРЛАКИ – рабочие на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью вѐсел.
1. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Какое настроение?
2. Почему стихотворение так называется?
Подберите синоним к слову размышления
Стихотворение представляет собой раздумья, размышления поэта о русском мужике, о его страданиях и обо всей России.
3. Какова тема стихотворения?
4. На сколько частей можно разделить это стихотворение?
- Первая часть – описание действий, происходящих возле парадного входа.
- Вторая часть – описание жизни высокопоставленной персоны и размышления автора о людской алчности и несправедливости жизни.
- Третья часть носит обобщенный характер, в ней обнажена проблема эксплуатации и безропотного человеческого терпения.
(раздумья) .
(Тема народа)
А в обычные дни этот пышный подъезд Осаждают убогие лица…
Какая ситуация описывается в первой части стихотворения?
Раз я видел, сюда мужики подошли, Деревенские русские люди…
Вот парадный подъезд. По торжественным дням, Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям
Загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых (Знать, брели-то долгонько они Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони! Наш не любит оборванной черни!» И захлопнулась дверь.
Будничное событие, знакомая ситуация, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Сцена, разыгравшаяся у парадного подъезда, - это повод к размышлениям лирического героя о народе и о тех, в чьих руках находится его судьба.
Итак, в первой части изображается прием различных лиц у высокопоставленного чиновника.
Какими поэт видит людей, подъезжающих к парадному входу большого дома? Каково его отношение к ним?
Поэт дает волю сатире, он презирает этих «холопов души» и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая унижение и низкопоклонство как должное, как «выражение уважения» к нему. Но читателю понятно, что поклоняются месту, занимаемому человеком, а не его достоинству и уму.
Записав свое имя и званье, Разъезжаются гости домой, Так глубоко довольны собой, Что подумаешь — в том их призванье!
В праздничные дни в домах вельмож выставлялись особые книги, куда записывали свое имя и званье посетители, которых не допускали к господину. Этим они показывали свое почтение. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие.
Найдите строчки, подтверждающие это
А какими вы увидели крестьян?
И захлопнулась дверь. Постояв, Развязали кошли пилигримы, Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв, И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: «Суди его бог!», Разводя безнадежно руками, И, покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами…
Раз я видел, сюда мужики подошли, Деревенские русские люди, Помолились на церковь и стали вдали, Свесив русые головы к груди; Показался швейцар. «Допусти», — говорят С выраженьем надежды и муки. Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд! Загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых (Знать, брели-то долгонько они Из каких-нибудь дальних губерний).
Некрасов точно и правдиво описывает крестьян, его ужасает их крайняя нужда и нищета. Они явились как представители всего бедного и бесправного русского крестьянства. Он сочувствует им. Но последняя строчка этой части говорит о том, что автор возмущён покорностью народа, его рабским отношением к вельможам.
А какова меж тем жизнь «хозяина роскошных палат»?
Какие чувства переполняют поэта при описании этой жизни?
Какой прием использует автор, когда рисует кончину этого человека?
А владелец роскошных палат Еще сном был глубоким объят… Ты, считающий жизнью завидною Упоение лестью бесстыдною, Волокитство, обжорство, игру…
Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках, И несут эти люди безвестные Неисходное горе в сердцах.
Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный народ? Вечным праздником быстро бегущая Жизнь очнуться тебе не дает.
Зачем к нему пришли крестьяне?
Почему не помог им этот вельможа?
За помощью
Счастливые глухи к добру…
Вознесшийся же чиновник судит не по законам, а согласно подношениям, каким-то хитросплетениям, не понятным нормальному человеку.
Автор, возмущенный беззаконием, рисует картину жизни “счастливого” и его кончину. Убаюканный ласковым пением Средиземной волны, - как дитя, Ты уснешь, окружен попечением Дорогой и любимой семьи (Ждущей смерти твоей с нетерпением)...
Меняется ли голос поэта?
Поэт выступает добровольным защитником “бесправных” и “бессловесных”. Призывает вельможу одуматься:
«Пробудись! Вороти их!»
Гневно обличая вельможу, автор призывает приняться за свои обязанности — служить народу и государству, но... “счастливые глухи к добру”.
Какую интонацию, какой художественный прием мы слышим?
Иронию – насмешка над происходящими событиями, над характером этих событий.
Найдите в первой и во второй части стихотворения прием контраста. Дайте определение этому художественно-выразительному средству. Что хотел подчеркнуть этим автор?
Называет его саркастически героем . Но что сделал этот «герой» для России?
КОНТРАСТ – это прием резкого противопоставления. В первой части стихотворения описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками (крестьянами), подошедшими к нему, не допущенными к и ушедшими обратно. Роскошь фасада дома и убогий вид крестьян противопоставлены друг другу. Также на приеме контраста построено описание «завидного праздника жизни» вельможи и упоминание «неисходного горя» бедного народа.
Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках, И несут эти люди безвестные Неисходное горе в сердцах.
Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный народ? Вечным праздником быстро бегущая Жизнь очнуться тебе не дает.
- Каким чувством проникнута заключительная часть и все стихотворение?
- Каковы образы, возникающие здесь перед читателем?
- С чем ассоциируется у него народ?
- Какая проблема обнажена поэтом в заключительной части?
Стихотворение проникнуто сочувствием, которое в заключении переходит в сострадание. В последней части образы конкретных крестьян, подошедших к парадному подъезду, трансформируются в обобщенный образ русского крестьянина, а затем всего русского народа: «…я такого угла не видал, где бы …русский мужик не стонал…», «эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?» Народ ассоциируется у поэта со словом «стон», которое пять раз повторяется в заключительной части стихотворения. В стихотворении поднимается проблема бесчеловечной, безжалостной эксплуатации.
С какой целью пять раз повторяется слово стон?
Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи; Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи; Стонет в собственном бедном домишке, Свету божьего солнца не рад; Стонет в каждом глухом городишке, У подъезда судов и палат.
Нарастает эмоциональное напряжение, словно нарастает сам стон
ЧЕМ ОКАНЧИВАЕТСЯ СТИХОТВОРЕНИЕ?
Стихотворение оканчивается вопросом, обращенным к народу:
«Ты проснешься ль, исполненный сил?...»
Поэт мучается сердцем за свой народ, однако он и выражает свое возмущение великим людским терпением, невозмутимостью, вековым оцепенением, которое владеет русским народом.
Многие исследователи творчества Некрасова, критики называют эту часть песней-стоном.
Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется…
Этот стон, это напряжение удивительно передает художник
Илья Ефимович Репин на картине
«Бурлаки на Волге».
Стонет Россия от непосильного труда, от гнета в стихотворении Некрасова. Но не стоном заканчивается стихотворение «Размышления у парадного подъезда», а размышлением, раздумьем поэта о судьбе народа. И мы слышим вопрос, обращение к народу:
… Эх, сердечный!.. Ты проснёшься ль, исполненный сил?
После написания стихотворения «Размышления у парадного подъезда» пройдут годы. Для Некрасова они будут годами глубокого исследования народной жизни, её нравственного потенциала. Поэт создаст поэмы о народе. Когда это произойдет, тяжкие размышления сменятся утверждением:
Вынесет всё и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе…
Поэт сочувствовал народу и верил в его могучую силу.
История создания – произведение написано в 1858 году, впервые вышло в печать без указания фамилии Некрасова в журнале Герцена «Колокол».
Стихотворный размер – разностопный (трех- и четырехстопный) анапест.
Тема стихотворения – участь русского народа вообще и крестьян в частности. Мольбы простого народа никак не пробьются к господам и никогда не пересекутся с их миром, так что все, что остается простым людям, по мнению Некрасова, – это найти в себе силы и пробудиться самостоятельно.
Жанр – произведение соединяет в себе черты нескольких литературных жанров: это и элегия (грустные размышления о судьбе простого народа), и сатира (обличение власть имущих, их равнодушия к народу), есть и черты песни (фольклорные песенные мотивы слышим в конце стихотворения).
Композиция – данное произведение состоит из трех частей, каждая из которых имеет своих героев и небольшую историю.
МЕТОНИМИЯ — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной связи с предметом, который обозначается заменяемым словом.
Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.
Примеры метонимии :
- «зал аплодировал» (ср. «люди в зале аплодировали»);
- «чайник кипит» (ср. «вода в чайнике кипит»).
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Метонимия – « город, одержимый холопским недугом».
Эпитеты – « заветные двери », « пышный подъезд», «загорелые лица и руки», «армячишко худой».
Метафоры – « не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках ».
Ирония – « дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением) ».
Анафора - стилистическая фигура: единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз:
Сравнение – «стон песней зовётся», то есть песня как стон.
Антитеза – образы крестьян, некрасивых, измученных, в самодельных лаптях противопоставляются образу вельможи, который сладко спит и вкусно ест, проводя свою жизнь в праздности.
Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный народ?