СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество»

Просмотр содержимого документа
««Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество»»

Конспект урока по литературе на тему:

«Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели:

Обучающая: продолжить изучать с жизненным и творческим путь Н.А.Некрасова , знакомство с тематикой лирики Некрасова.

Развивающая: продолжить развитие навыков выразительного чтения, совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

Воспитательная: формирование интереса к творчеству Н.А.Некрасова

Оборудование: мультимедийная презентация, сборники стихов, аудиозапись.

Методы и приемы: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, эвристический.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, дети, садитесь.

II.Объяснение нового материала

1.Вступительное слово учителя

Сегодня мы знакомимся с жизнью и творчеством поэта Н.А. Некрасова. А может быть, узнаем по-новому, ведь это имя вам уже известно.

- Какие произведения Некрасова вам известны?

- «Дедушка Мазай и зайцы», «Железная дорога», «Мороз, Красный нос»

- Что вы знаете о его судьбе?

- Мы изучали, но плохо помним.

- А важно ли изучать не только стихи поэта, но и его биографию?

- Конечно, ведь творчество поэта зависит от того, что происходит у него в жизни.

Сегодня мы с вами рассмотрим биографию Н.А. Некрасова и посмотрим как она соотносится с его творчеством. Кроме того мы рассмотрим основные темы его поэзии.

Открываем тетради, записываем число и тему нашего урока «Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество»

2. Биографическая справка о Н.А. Бунине

(сопровождается презентацией)

Родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Немирове Подольской области. Отец - Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1862 гг.) – поручик егерского полка; мать -Елена Андреевна, урождённая Закревская.

Детство Некрасов провёл в селе Грешнево Подольской области, в родовом имении отца, куда семья переезжает в 1824г. (с выходом отца в отставку).

1832-1837 гг. - учёба в Ярославской гимназии.

1838 г. - отъезд в Петербург.

1839-1840 гг. - посещение занятий в университете в качестве вольнослушателя.

В Петербург Некрасов привозит «целую тетрадь» стихов, ещё подражательных. Некоторые из них публикуются в «Сыне отечества».

1840 г. - первый сборник «Мечты и звуки», вызвавший упрёки в эпигонстве. Кроме того, Некрасов пишет прозаические и драматические произведения. Водевили «Шила в мешке не утаишь – девушки под замком не удержишь», «Материнское бла­гословение» имеют успех на сцене.

1841 г. – Некрасов начинает сотрудничать в «Литературной газете» и «Отечествен­ных записках», где, помимо повестей и рассказов, появляются его критические ста­тьи и рецензии, имеющие значительный общественный резонанс (рецензии на «Очерки русских нравов» Ф.В.Булгарина, «Драматические сочинения» Н.Полевого).

1843 г. – Некрасов начинает заниматься издательской деятельностью. Он издаёт два сборника стихотворных фельетонов «Статейки в стихах, без картинок», затем «Физиологию Петербурга» (ч. 1-2, 1845 г.), «Петербургский сборник» (1846 г.), альманах «Первое апреля» (1846 г.), которые становятся литературным манифестом натураль­ной школы. В сборниках принимают участие В.Г.Белинский, А.И.Герцен, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Д.В.Григорович, В.И.Даль, И.И.Панаев и др.

1847-1866 гг. – Некрасов вместе с И.И.Панаевым издаёт и редактирует «Современ­ник», журнал, основанный А.С.Пушкиным, потускневший после его смерти под редак­цией П.А.Плетнёва. Некрасову удаётся сплотить вокруг журнала лучшие лите­ратурные силы 40-60гг. И.С.Тургенев публикует здесь «Записки охотника», А.И.Гончаров – роман «Обыкновенная история», Д.В.Григорович – повесть «Антон-Горе­мыка», В.Г.Белинский – поздние критические статьи, Л.Н.Толстой – «Детство», «Отро­чество», «Юность», и «Севастопольские рассказы», А.И.Герцен – повести «Со­рока-воровка» и «Доктор Крупов». Когда, в годы «мрачного семилетия» (1848-1855 гг.), цензура часто перед самым выходом журнала запрещает часть материала, Не­красов вместе с гражданской женой А.Я.Панаевой пишет два объёмистых романа «Три страны света (1848-1849 гг.) и «Мёртвое озеро» (1851 г.), призванные заполнить за­прещённые цензурой страницы журнала. В 1862 г. по распоряжению правительства «Современник» приостановлен на восемь месяцев (июнь-декабрь). В 1863г., уже по­сле ареста Чернышевского (1862 г.), Некрасов на станицах «Современника» публи­кует его роман «Что делать?». В июне 1866 г. «Современник» запрещается навсегда.

1856 г. – выходит сборник «Стихотворения Н.Некрасова».

1868-1878 гг. – Некрасов – редактор «Отечественных записок». По его приглаше­нию с ним работает М.Е.Салтыков-Щедрин. В отделе беллетристики печатаются Щедрин, А.Н.Островский, Г.И.Успенский. В эти годы Некрасов работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876 гг.), оставшейся незавершённой, создал поэму о декабристах и их жёнах («Дедушка», 1870 г., «Русские женщины» 1871-1872 гг.) и др.

1875 г. – болезнь Некрасова.

27 декабря 1877 г. - Николай Алексеевич Некрасов умер. На похоронах Ф.М.Достоевский произнёс знаменательную речь, в которой он творчество Некрасова оценил наравне с творчеством А.С.Пушкина.

3. Основные темы поэзии.

А теперь давайте выделим основные темы лирики Н.А. Некрасова. Сегодня мы рассмотрим четыре основных темы в его творчестве. Это :

  • Тема назначения поэзии и роли поэта в жизни общества

«Поэт и гражданин»(1856), «Муза»(1852), «Элегия» (1874), «Вчерашний день, в часу шестом…» (1848).

  • Тема Родины и народа

«Размышления у парадного подъезда» (1858), «Железная дорога» (1864), «Родина» (1846), «Плач детей» (1860).

  • Поэт-сатирик

«Нравственный человек»(1847) , «Отрывки из путевых записок графа Гаранского» (1853), «Колыбельная песня» (1845).

  • Тема любви

«Панаевский цикл» (1846-1861): «Тяжелый крест достался ей на долю…» , «Давно отвергнутый тобою...» , «Прости! Не помни дней паденья…» , «Да, наша жизнь текла мятежно...» , «Мы с тобой бестолковые люди…».

Запишите в свои тетради и мы приступим к более подробному изучению этих тем.

4. Тема назначения поэзии и роли поэта в жизни общества.

На дом вам были заданы индивидуальные задания. И Снежана с помощью статьи учебника «Некрасов о судьбах русской поэзии» расскажет нам о особенностях темы «поэта и поэзии» в творчестве Некрасова.

(рассказ ученицы)

А теперь давайте разберем стихотворение «Муза»

(выразительное чтение стихотворения )

- Кто такая Муза?

- Муза это источник вдохновения поэта.

- Правильно. Муза - в греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.

- А как изображает поэт Музу?

- Муза - крестьянка, потому что крестьянская тема близка поэту..

Какой образ Музы создает поэт?

- Бледной, в крови, кнутом иссеченной Музы

- Плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно

просящей... согбенной трудом, убитой кручиной

- Неласковой и нелюбимой

- Случайно ли такое виденье Музы поэтом?

- Он пишет о страданиях народа и его Муза тоже страдает, она олицетворяет народ.

5. Тема Родины и народа.

Следующая тема – это тема Родины и народа. О ней с помощью статьи учебника «Народ в лирике Некрасова» расскажет Катя.

(рассказ ученицы)

Эта тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью поэзии Некрасова. Поэтому рассмотрим, как Некрасов вперед в русскую поэзию ввел образ народа: женщина-крестьянка, бурлаки, крестьяне-просители, строители железной дороги - все они в центре внимания поэта.

Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: «Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика, холода, голода и всяких жестокости, то мотивы для моих стихов беру из их среды». (Из воспоминаний Панаевой)

Давайте рассмотрим стих «Забытая деревня».

(выразительное чтение стиха)

- О чем это стихотворение? Какие картины встают перед глазами, читая это стихотворение?

- Это стихотворение затрагивает одну из самых печальных тем

русской литературы опустение русской деревни.

- Как барин относится к крестьянам?

- Он не приезжает в деревню, она ему не важна. И только после смерти его хоронят на Родине. А новый барин сразу же уезжает назад в город.

- А меняется ли из-за этого отношение крестьян к барину?

- Нет, они все также его ждут, уважают.

Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном:

вечно так продолжаться не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ«широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделаться народным заступникам.

6. Поэт-сатирик

Кроме того Некрасов писал еще и сатирические стихи. Ирина с помощью статьи учебника «Своеобразие сатирических стихов Некрасова» расскажет нам о сатире в творчестве Некрасова.

(рассказ ученицы)

Ирония - сильное оружие некрасовской поэзии. В«Колыбельной» поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника.

(выразительное чтение стиха «колыбльная»)

- Похоже ли это на колыбельную?

- Нет, она слишком злая, насмешливая

- Каков тон стихотворения?

- Ироничный, насмешливый.

- Каково отношение поэта к своему герою?

- Он не ждет от него ничего хорошего, а наоборот пророчит ему судьбу нечестного чиновника.

7. Тема любви.

А любовную тему нам с помощью статьи учебника «Своеобразие любовной лирики» осветит Катя.

(рассказ ученицы)

И действительно говоря о поэзии Некрасова, нельзя не отметить и его любовную лирику. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозу жизни», которая в любви неизбежна.

(выразительное чтение стиха «Мы с тобой бестолковые люди...»)

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Обида, раздражение, поэт будто прощается с возлюбленной

- Какая здесь лирическая героиня? А лирический герой?

- Лирическая героиня – бестолковая, не радующая лирического героя, вспыльчивая, импульсивная, несдержанная, мучительница. Лирический герой - ревнивец, в душе его тревожно, но он принимает ее такой и готов к примирению

-Как вы считаете, какой взгляд на любовь у поэта? Какой он видит любовь в этом стихотворении?

- Она не романтическая, а прозаическая, обыденная, с проблемами, огорчениями, ревностью, противоречивая, в ней целая гамма чувств).
III. Подведение итогов урока.

Итак, наш урок подходит к концу. О чем мы говорили на сегодняшнем уроке?

- О Некрасове. Мы изучили его биографию, особенности творчества. А так же основные темы его поэзии.

- Что нового вы узнали о Некрасове?

- Мне было интересно узнать о его детстве, о том, что он общался с крестьянскими детьми.

- Что он народный поэт, который писал не только про народ,но и для народа.

-Какое из стихотворений вам понравилось больше? Почему?

- Мне понравилась «Колыбельная», так оно написано с юмором и мне нравятся такие произведения.

- А мне близка тема любви, поэтому мне понравилось стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди…»

- А мне интересна история, рассказанная в стихе «Забытая деревня».

Молодцы, вы все хорошо сегодня поработали. Оценки за урок…

IV. Домашнее задание.

Дома вы должны будете выучить стихотворение Н.А. Некрасова