Тема: Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных (§58)
Цель:
1. Познакомить с условиями написания одной и двух букв н в суффиксах имен прилагательных.
2. Развивать способности сравнивать, выделять, классифицировать, обобщать материал.
3. Воспитывать умение работать в команде.
Тип урока: комбинированный.
Этапы урока
I. Организационный момент (слайд 1)
Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости!
Я надеюсь, что у всех сегодня отличное настроение. Наступила долгожданная весна. И я вас приглашаю в путешествие по стране Умников и Умниц.
Открываем тетради, проверяем домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания (упр. 411) (слайд 2)
- Давайте начнем наш урок с проверки домашнего задания. Поменяйтесь тетрадями с соседом и сверьте с ответами на слайде.
-ск- | -к- |
Белорус – белорус-ск-ий Солдат – солдат-ск-ий Одесса – одес-ск-ий Француз – француз-ск-ий Волга – волж-ск-ий Флот – флот-ск-ий Город – город-ск-ой Киев – киев-ск-ий Офицер – офицер-ск-ий | Турок – турец-к-ий Казак – казац-к-ий |
- Какие вы все молодцы! Все справились с домашним заданием! Мы продолжим работу на сегодняшнем уроке.
III. Актуализация ранее изученного материала
- Но для начала давайте перенесемся с вами на природу. Посмотрите на экран.
(Слайд 3)
- Какое время года изображено на фотографии? (весна)
- Давайте попробуем описать эту фотографию.
- Какое небо?
- Какой день?
- Какое солнце?
- Ребята, вы заметили, какие части речи использовали для описания красоты весны?
(варианты ответов, прилагательные)
- Конечно, это прилагательные. Сегодня мы продолжаем изучать имена прилагательные. Давайте вспомним, что мы уже знаем.
(слайд 4)
Повторение темы «Способы образования прилагательных»
«Блиц- опрос»
1. Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой?, какая?, чей? называется … (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)
2. Прилагательные согласуются (С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ)
3. По значению прилагательные делятся на 3 разряда: … (КАЧЕСТВЕННЫЕ, ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ, ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ).
4. Качественные прилагательные имеют две формы (ПОЛНУЮ И КРАТКУЮ)
5. Какие степени сравнения имеют качественные имена прилагательные? (СРАВНИТЕЛЬНУЮ И ПРЕВОСХОДНУЮ)
6. Самый распространённый способ образования прилагательных (СУФФИКСАЛЬНЫЙ)
- Молодцы! Двигаемся дальше.
IV. Целеполагание. Постановка проблемного вопроса. (слайд 6)
- Мы приехали с вами на первую станцию, которая называется «Исследовательская». Обитатели этой станции просят нас помочь им образовать имена прилагательные, связанные с объектами, представленными на картинках, и правильно написать эти прилагательные.
(дети записывают свои варианты в тетради)
Лимон – лимоННый
Песок – песчаНый
Лёд – ледяНой
Машина – машиННый
Пчела – пчелиНый
- Ребята, скажите, в какой части слова находится орфограмма? (в суффиксе)
- Можем ли мы сразу (без помощи учебника) правильно написать эти слова?
(Мнения детей расходятся)
- Мы с вами изучали это правило раньше? (Нет.)
- Мы знаем, сколько «н» писать в суффиксах прилагательных? (Пока что не знаем)
- Сегодня на уроке мы узнаем, сколько букв Н нужно писать в именах прилагательных и от чего зависит количество Н в слове. И наше путешествие поможет нам в этом.
- Как мы можем сформулировать тему урока?
«Правописание одной и двух «н» в суффиксах прилагательных»
(слайд 7)
Запишите дату и тему урока в тетради.
(Тему записать на доске)
- Ребята, давайте поставим себе цели на сегодняшний урок.
(слайд 8)
(Формулируют цель урока)
(слайд 9)
V. Изучение нового материала (слайд 10)
- Мы с вами прибыли на следующую станцию под названием «Теоретическая», на которой мы с вами познакомимся с правилом. Для этого откройте свои учебники на стр. 199-200.
(слайд 11)
Чтение правила на стр. 199-200
(слайд 12, 13) – раздатки.
VI. Первичное закрепление изученного материала.
- А теперь, когда мы с вами познакомились с правилом, следует опробовать наши знания. Нас уже заждались на станции «Практической».
(слайд 14)
- Для проверки наших навыков нам оставили упражнение 406. Давайте выполним его.
(слайд 15)
1. Упражнение 406 (три учащихся (по очереди) выполняют работу на доске с попутным объяснением, остальные выполняют в тетрадях).
Авиация – авиаци-онн-ый Единство – единств-енн-ый Машина – машин-н-ый Орёл – орл-ин-ый Кожа – кож-ан-ый Оса – ос-ин-ый Лён – льн-ян-ой | Кухня – кух-онн-ый Журавль – журавл-ин-ый Утка – ут-ин-ый Экскурсия – экскурси-онн-ый Петух – петуш-ин-ый Змея – зме-ин-ый Лев – льв-ин-ый | Торф – торф-ян-ой Глина – глин-ян-ый Обед – обед-енн-ый Письмо – письм-енн-ый Искусство – искусств-енн-ый Солома – солом-енн-ый Дерево – дерев-янн-ый (искл.) |
Физкультминутка (слайд 16)
- Мы с вами хорошо поработали, пора бы нам и передохнуть.
(слайд 17)
- А теперь, когда мы немного отдохнули, можем продолжить нашу работу.
И вот вам следующее задание.
(слайд 18)
2. Распределительный диктант (в один столбик записать прилагательные с н, в другой – с нн).
Багря_ый закат, бараба_ый бой, глиня_ый горшок, гуси_ое перо, деревя_ый стол, дорога дли_а, ветре_ый день, искусстве_ый цветок, каме_ая ограда, карма_ые часы, карти_ая галерея, клюкве_ый морс, кожа_ые перчатки, комари_ый укус.
(слайд 19)
Н | НН |
Багряный закат Глиняный горшок Гусиное перо Ветреный день (искл.) Кожаные перчатки Комариный укус | Барабанный бой Деревянный стол (искл.) Дорога длинна Искусственный цветок Каменная ограда Карманные часы Картинная галерея Клюквенный морс |
3. Работа с карточками (н – 1, нн – 2).
Ветре__ый(ветреный), осли__ый (ослиный), волося__ой (волосяной), балко__ый (балконный), безветре__ый (безветренный), глиня__ый (глиняный), козли__ый (козлиный), кухо__ый (кухонный), сови__ый (совиный), оловя__ый (оловянный), лу__ый (лунный), каме__ый (каменный), стекла__ый (стеклянный), художестве__ый (художественный), песча__ый (песчаный).
4. Упр. 409.
Поставьте прилагательные в краткой форме, обозначьте в них суффиксы. С двумя из кратких прилагательных по выбору составьте и запишите предложения.
Образец: болезненный – болезнен (м.р.), болезненна (ж.р.).
Ценный – ценен (м.р.), ценна (ж.р.), свойственный – свойствен (м.р.), свойственна (ж.р.), искусственный – искусствен (м.р.), искусственна (ж.р.), безвременный – безвременен (м.р.), безвременна (ж.р.), пустынный – пустынен (м.р.), пустынна (ж.р.), неукоснительный – неукоснителен (м.р.), неукоснительна (ж.р.).
Станция «Игровая» (слайд 20, 21).
Игра «Руку вверх». Учитель читает словосочетания с именами прилагательными. Если в суффиксе имени прилагательного -н-, то учащиеся подымают одну руку, -нн- - две руки.
Клюквенный напиток, полотняная салфетка, чугунная решетка, овчинный полушубок, осенние дни, весеннее половодье, оппозиционная партия, мгновенное решение, зеленый овощ, хозяйственные постройки, синее небо, пламенная речь, звериная тропа, каменная стена, стеклянный шар, травяной настил, оловянные солдатики, овсяная каша, утренний туман, гусиный шаг, ветреный день.
Станция «Контрольная»
(слайд 22)
- Вот мы и прибыли на последнюю нашу станцию в изучении данной темы. Давайте посмотрим, чему же мы научились за урок.
В каждой графе напротив номера укажите количество букв Н в прилагательном.
1. Осе__ий лес
2. Стекля__ая банка
3. Змеи__ая кожа
4. Ю__ый моряк
5. Кожа__ая куртка
6. Глиня__ый кувшин
7. Бессо__ая ночь
8. Искусстве__ый цветок
9. Ветре__ый день
10. Орли__ый глаз
11. Мыши__ая норка
12. Лебеди__ое озеро
13. Станцио__ый смотритель
14. Песча__ая буря
15. Клюкве__ый морс
16. Соловьи__ая песня
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
4. Творческий диктант. Учащиеся прослушивают текст без имён прилагательных, данных в скобках. Далее учитель второй раз читает текст по предложениям, а учащиеся записывают их, вставляя имена прилагательные с н, нн в суффиксах, не разрушая смысла текста. Записанное предложение перечитывается учителем для проверки. Прослушивается ученический вариант, объясняется написание н, нн в суффиксах имён прилагательных. После написания тексы сравниваются. Делается вывод о роли прилагательных в тексте.
Всё вокруг застыло в крепком ____________ сне. Сквозь ____________ мглу виднеются в ____________ дали широкие луга. ____________ солнце греет ____________ землю. Солнечный луч упал на ____________ воду сквозь заросли ____________ трав. Надо мною звенит ____________ лес, отряхивает с ____________ лап ____________ капли росы. На узорчатых ____________ листьях папоротника тоже сверкает ____________ роса. ____________ трава немного примята вчерашним ____________ дождём.
Всё вокруг застыло в крепком (осеннем) сне. Сквозь (туманную) мглу виднеются в (серебряной) дали широкие луга. (Румяное) солнце греет (пустынную) землю. Солнечный луч упал на (сонную) воду сквозь заросли (зелёных) трав. Надо мною звенит (лиственный) лес, отряхивает с (зелёных) лап (стеклянные) капли росы. На узорчатых (бархатных) листьях папоротника тоже сверкает (утренняя) роса. (Сонная) трава немного примята вчерашним (ночным) дождём.
(слайд 23)
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Надеюсь, оно было для вас познавательным и интересным.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
Продолжите фразы: (слайд 24)
«На уроке мы говорили о …»
«Сегодня на уроке я узнал(а), что…»
«Я выполнял(а) задания …»
«Сегодня на уроке я понял…»
«Самым интересной работой на уроке было …»
«Самым трудным для меня было усвоить …»
«Цели урока…» (достигли, не достигли)
— Сегодня на уроке мы с вами углубили наши знания об условиях выбора Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто:
• считает, что усвоил тему и сможет объяснить её другому ученику;
тему понял, но дома придется подучить правило;
нуждается в дополнительной помощи учителя для усвоения темы.
VIII. Домашнее задание.
§58, с.199-200 (правило), выполнить упражнение 407.
Индивидуальное задание: составить кроссворд на изученную орфограмму (10 слов).
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных
-НН- | - Н- |
1. Основа на -Н- + суффикс -Н-. 2. Суффиксы -ОНН- и -ЕНН- Исключение: ветреный, но БЕЗВЕТРЕННЫЙ | 1. Непроизводные слова 2. Суффиксы -АН-,-ЯН-, - ИН- Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный |
Запомни!
зеленый синий пряный | свиной багряный юный | бараний фазаний румяный | тюлений павлиний |
1. Распределительный диктант. Запишите в один столбик прилагательные с Н, в другой – с НН.
Багря__ый закат, бараба__ый бой, глиня__ый горшок, гуси__ое перо, деревя__ый стол, дорога дли__а, ветре__ый день, искусстве__ый цветок, каме__ая ограда, карма__ые часы, карти__ая галерея, клюкве__ый морс, кожа__ые перчатки, комари__ый укус.
2. Творческий диктант. Вставьте в место пропусков имена прилагательные с Н и НН в суффиксах.
Всё вокруг застыло в крепком ____________ сне. Сквозь ____________ мглу виднеются в ____________ дали широкие луга. ____________ солнце греет ____________ землю. Солнечный луч упал на ____________ воду сквозь заросли ____________ трав. Надо мною звенит ____________ лес, отряхивает с ____________ лап ____________ капли росы. На узорчатых ____________ листьях папоротника тоже сверкает ____________ роса. ____________ трава немного примята вчерашним ____________ дождём.