Повесть «Бедная Лиза».
Черты сентиментализма в повести.
И нежная улыбка пробежала Красавицы на пламенных устах, И вот она с томлением в глазах К любезному в объятия упала... "Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал, Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.
А. С. Пушкин «Рассудок и любовь»
В живописных окрестностях Москвы,
где природа дышит гармонией и красотой, разворачивается трогательная и трагическая история юной крестьянки Лизы.
Повествование начинается с описания идиллической картины: цветущие луга, прозрачные воды Москвы-реки и древний Симонов монастырь создают атмосферу умиротворения и покоя.
Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют … Москву хлебом».
«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я …
… всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря.
Подалее, в густой зелени
древних вязов, блистает
златоглавый
Данилов монастырь;
еще далее, почти
на краю горизонта, синеются Воробьевы горы.
«…видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные.
На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».
Судьба сводит Лизу с молодым дворянином Эрастом, который, пресытившись светской жизнью, очарован простотой и естественностью Лизы. Он видит в ней воплощение своих
романтических идеалов, почерпнутых из сентиментальных романов.
Казалось бы, ничто не может помешать их счастью, но...
Идиллия влюблённых прерывается…
Их встреча подобна вспышке молнии –
яркая и неотвратимая.
Спустя некоторое время
Лиза случайно встречает в городе Эраста в обществе богатой дамы, и её возлюбленный сообщает, что он женится на богатой вдове, чтобы поправить свое материальное положение.
Идиллия влюблённых прерывается, когда Эраст сообщает, что должен уехать на войну.
Для Лизы этот удар становится непереносимым.
Лиза, убитая горем, обещает ждать своего возлюбленного, сколько бы ни потребовалось. Дни, наполненные тоской и ожиданием, тянутся бесконечно долго.
Весь её мир, построенный на
любви и доверии, рушится в
одночасье. Не в силах пережить
предательство любимого, девушка принимает роковое решение и в отчаянии бросается в воды того самого пруда, на берегу которого когда-то встречалась с Эрастом.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Характеристика героев.
1 группа. Лиза
2 группа. Эраст.
Вопросы:
1) Социальное положение Эраста.
2) Отношение автора к Эрасту.
1) Социальное положение
Лизы.
3) Какую жизнь вёл Эраст?
4) Отношение к Лизе в начале повести.
2) Отношение автора к Лизе.
3) Значение слова «бедная». И какое значение к ней подходит больше?
5) Отношение к Лизе в конце повести.
4) Отношение Лизы к матери.
6) Как вы понимаете фразу: «Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»?
5) Отношение Лизы к Эрасту в начале повести.
6) Отношение к Эрасту в конце повести.
«Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле березовой рощицы, среди зеленого луга, стоит пустая
«Отец Лизин был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь. Но скоро по смерти его жена и дочь обедняли. Ленивая рука наемника худо обрабатывала поле, и хлеб перестал хорошо родиться. Они принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги».
хижина, без дверей, безокончин, без полу; кровля давно сгнила и обвалилась. В этой хижине лет за тридцать перед сим жила прекрасная, любезная Лиза с старушкою, матерью своею».
Социальное положение Лизы.
Крестьянская девушка. Дочь зажиточного поселянина, после смерти которого обеднела.
Отношение автора к Лизе.
Значение слова «бедная».
Рассказчик сопереживает главной героине Лизе. Он подробно обрисовывает её характер. Автор радуется и надеется, грустит и плачет вместе со своей героиней. Он постоянно переживает за её судьбу, воспоминания о ней
Значение слова «бедная»
1) обладающий скудным достатком;
2) несчастный, вызывающий жалость, сострадание
Какое значение больше подходит к Лизе?
заставляют его «проливать слезы нежной скорби». Образ Лизы складывается из авторских описаний и комментариев её поступков и чувств.
несчастный, вызывающий жалость, сострадание
Отношение Лизы
к Эрасту в начале повести.
Отношение Лизы к матери.
Она показала ему цветы — и закраснелась.
Предана своей матери, горячо любит ее.
Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, — еще более закраснелась
«Ах нет, матушка! Я этого не думаю. У него такое доброе лицо, такой голос...»
«Бог дал мне руки, чтобы работать, — говорила Лиза, — ты кормила меня своею грудью
«Ах, Лиза! Как он хорош и добр! Если бы жених твой был таков!» Все Лизино сердце затрепетало. «Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами...» — Лиза не договорила речи своей.
и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить на тобою. Перестань только крушиться, перестань плакать: слезы наши не оживят батюшки».
«Тут в глазах Лизиных блеснула радость, которую она тщетно сокрыть хотела; щеки ее пылали, как зари в ясный летний вечер…»
Чтение отрывка со слов «Обратимся к Лизе» до «Таким образом прошло несколько недель».
Отношение Лизы
к Эрасту в конце повести.
позволь мне поцеловать тебя в последний раз — и поди домой». — Прежде нежели Лиза могла опомниться, он вывел ее из кабинета и сказал слуге: «Проводи эту девушку со двора».
«…не отвечая ни слова на ее восклицания, взял ее за руку, привел в свой кабинет, запер дверь и сказал ей:
Лиза разочаровывается в своём возлюбленном, она считает его жестоким в отношении их любви. Она не могла смириться с его изменой, не могла жить без него, поэтому дальнейшая жизнь ей показалась бессмысленной.
«Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня. Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра. Вот сто рублей — возьми их, — он положил ей деньги в карман, —
«Он, он выгнал меня? Он любит другую? Я погибла!»
«Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!..
Нет! небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!»
Милая
Отрада старости
Печальная
Какие характерные черты присущи Лизе?
редкой красоты
Робкая
Любила матушку
Божеская
милость
Заботливая
Нежная
Чистая
Ранимая
Трудолюбивая
Любезная
Самоотверженная
кормилица
УМЕЕТ
ЛЮБИТЬ
Прелестная
Социальное положение Эраста.
Отношение автора к Эрасту.
Отношение автора к Эрасту нельзя назвать полностью негативным. Автор его скорее жалеет, чем осуждает. Он считает, что Эраст не коварный злодей, а «вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный», не способный понять и оценить глубокого чувства чистого сердца Лизы. Бросая её, Эраст не понимал, что без него она уже не сможет существовать. Узнав о печальной кончине Лизы, Эраст так и не простил себя. До самой смерти он страдает и «почитает себя убийцею»
«…сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем…»
"...Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида..."
«Он читывал романы, идиллии…»
«…решился — по крайней мере на время — оставить большой свет».
Какую жизнь вёл Эраст?
Отношение к Лизе в начале повести.
«Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою».
Он был добр к ней, оказывал к ней внимание, добродушно беседовал с её мамой.
«Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало».
«…имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали».
Отношение к Лизе в конце повести.
Свидания их продолжались; но как все переменилось!
Она видела в нем перемену и часто говорила ему: «Прежде бывал ты веселее, прежде бывали мы покойнее и счастливее, и прежде я не так боялась потерять любовь твою!» — Иногда, прощаясь с ней, он говорил ей: «Завтра, Лиза, не могу с тобою видеться: мне
встретилось важное дело», — и всякий раз при сих словах Лиза вздыхала.
Отношение к Лизе в конце повести.
Он жестоко поступил с ней, бесчувственно.
Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра. Вот сто рублей — возьми их, — он положил ей деньги в карман, — позволь мне поцеловать тебя в последний раз — и поди домой». — Прежде нежели Лиза могла опомниться, он вывел ее из кабинета и сказал слуге: «Проводи эту девушку со двора».
Автор осуждает его и чуть ли не проклинает:
«Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему».
Почему автор не стал его
проклинать?
Эраст любил Лизу. Но оказавшись в затруднительном положении, он женится на богатой вдове. Это супружество не принесло ему счастья. В конце повести он печален. Он тоскует по Лизе.
«Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке. — Теперь, может быть, они уже примирились!»
Как вы понимаете фразу и кому она принадлежит:
Значение фразы — предупреждение о том, что не все желания могут исполниться, а любовь может принести страдания.
Принадлежит Н. М. Карамзину, автору повести «Бедная Лиза»
Весь её мир, построенный на любви и доверии, рушится в одночасье. Её чистая душа, не выдержав жестокости мира, покидает землю, оставляя после себя лишь светлую память и глубокую скорбь.
Эраст, узнав о гибели Лизы, испытывает глубочайшие муки совести. Он понимает, что его легкомыслие и эгоизм привели к непоправимой трагедии и до конца своих дней несёт бремя вины за смерть девушки, которая любила так искренне и беззаветно.
Трагический финал любви был неизбежен и без предательства — социальное неравенство исключало для героев возможность брака и счастливой жизни.
Повествователь, глубоко тронутый этой историей, часто приходит к месту гибели Лизы, где размышляет о превратностях судьбы, о силе любви и о том, как легко разбить хрупкое человеческое сердце.
Добродушный
Какие характерные черты присущи Эрасту?
Не способен на преданность
Приветливый
Легкомысленный
Умный
Воспитанный
Можно ли назвать Эраста отрицательным персонажем?
Приятный в
общении
Умеет привлечь внимание
Эраста сложно назвать отрицательным персонажем — смерть Лизы стала для него большим ударом, и до конца жизни он винил себя в этой трагедии.
Ветреный
Привык к праздности
ПЕЙЗАЖ В ПОВЕСТИ
Огромную роль в повести Карамзина играют картины природы, которые вносят в произведение особую эмоциональность, делают его чувствительным (сентиментальным).
Природа присутствует почти в каждом эпизоде. Она радуется и печалится вместе с любимой героиней.
Повествование начинается с описания идиллической картины: цветущие луга, прозрачные воды Москвы-реки и древний Симонов монастырь создают атмосферу умиротворения и покоя.
«Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами».
Что обозначают ландыши в руках Лизы?
Художник
Касьянова
Анастасия
Ландыши в руках Лизы из повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» обозначают
чистоту, нежность, любовь, верность, невинность.
В христианской мифологии ландыш – это слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами.
«На другой день нарвала Лиза самых лучших ландышей и опять пошла с ними в город. Глаза ее тихонько чего-то искали. Многие хотели у нее купить цветы, но она отвечала, что они непродажные, и смотрела то в ту, то в другую сторону. Наступил вечер, надлежало возвратиться домой, и цветы были брошены в Москву-реку ».
Когда Лиза встречает Эраста, когда между молодыми людьми зарождаются чувства, природа сияет и поет вместе с ними.
ПОЧЕМУ?
«Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение; рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами».
«Никто не владей вами!» — сказала Лиза, чувствуя какую-то грусть в сердце своем.
Природа в повести "Бедная Лиза" играет роль свидетеля развития отношений между Лизой и Эрастом. Она присутствует в описании их свиданий, в описании их страсти, она следит за трагической развязкой сюжета. Описание природы соответствует эмоциональному настрою героев.
Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.
«Какое прекрасное утро! Как всё весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали , никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»
Когда Лиза просыпается объятая огнем нового чувства, природа восхищается вместе с ней:
Когда любовь Лизы и Эраста еще молода
и чиста, полна надежд и чаяний, природа откровенно любуется ими:
«… Эраст и Лиза … всякий вечер виделись (тогда, как Лизина мать ложилась спать) или на берегу реки, или в березовой роще, но всего чаще под тению столетних дубов (саженях в осьмидесяти от хижины) — дубов, осеняющих глубокий чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга; часто лучи сии освещали в глазах нежной Лизы блестящую слезу любви, осушаемую всегда Эрастовым поцелуем».
«Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!» — сказала Лиза с тихим вздохом. — «Почему же?» — «Я крестьянка». — «Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная, невинная душа, — и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу». Она бросилась в его объятия — и в сей час надлежало погибнуть непорочности!
Как природа реагирует на грехопадение Лизы?
Природа выступает в качестве действующего лица, в качестве мерила нравственности героев, сопереживает им и гневается.
Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала. «Эраст, Эраст! — сказала она. — Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!» Грозно шумела буря,
дождь лился из черных облаков — казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности. — Эраст старался успокоить Лизу
и проводил ее до хижины. Слезы катились из глаз ее, когда она прощалась с ним.
Когда страсть оказывается сильнее целомудренности, природа покрывает сцену мраком: «Мрак вечера
питал желания – ни одной звездочки не сияло на небе
– никакой луч не мог осветить заблуждения».
Слова какого стиля использует автор для большей выразительности ?
Для большей выразительности автор использует высокий стиль, характерный больше для классицизма, так как любовь является одним из высочайших чувств в отношениях между людьми:
Природа – натура,
солнце – светило,
всё окружающее – творение,
лодки – струги.
Также писатель использует такие словоформы как златые купола, врата, сего и другие.
Природа у Карамзина
не только участник всего происходящего, в тексте она наделяется признаками живого существа.
«Белые туманы волновались в воздухе»; «…везде царствовала тишина»; «…восходящее светило дня пробудило всё творение».
Всеми возможными изобразительными средствами автор доказывает что природа не может быть простым созерцателем, она является участником.
Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму?
главной героиней становится простая крестьянка
показаны чувства, переживания, небольшой анализ поступков
природа – один из героев произведения
на первое место ставятся чувства героев
автор выражает свое субъективное видение всей ситуации
Н.М. Карамзин не пересказывает античные или восточные сюжеты, он описывает русскую действительность с ее социальными противоречиями
персонажи и их речь идеализированы
И я так плакал в восхищенье, Когда скрижаль твою читал, И гений твой благословлял В глубоком, сладком умиленье...
К. Н. Батюшков
4) цель автора – заставить читателя сочувствовать героям, переживать вместе с ними.
5) основная тема – любовная.
6) основная идея – протест против испорченности аристократического общества.
7) черты:
подчёркнутая субъективность подхода к миру;
культ чувства;
культ природы;
культ нравственной чистоты;
утверждение богатства духовного мира представителей низших сословий
1) центральной категорией этого направления является чувство (в отличие от классицизма, где главным был разум).
2) изображение мирной, идиллической жизни на лоне природы.
3) резкое противопоставление деревни как средоточия нравственной чистоты, естества – городу с его злом, суетой, условностями.
Проблематика повести
Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
Проблематика повести включает социальные, моральные и философские вопросы.
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
- Борьба разума с чувствами .
Героиня поддаётся чувствам, которые затмевают рассудок.
- Вопрос о возможности счастья в любви . Какое счастье бывает полным: безрассудное или разумное.
- Опасность исполнения всех желаний . «Исполнение всех желаний есть самое
опасное искушение любви», ибо могут наступить если не её гибель, то
необратимые изменения.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
- Социальное неравенство . Лиза — простая крестьянская девушка, Эраст — богатый дворянин.
- Уязвимость Лизы . Её бедность и зависимость от труда делают её особенно уязвимой в отношениях с дворянином.
Каким урокам нравственности учит нас повесть Н. М. Карамзина «БЕДНАЯ ЛИЗА»?
Все герои, стиль повести помогают нам осознать
авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» — нравственное и эстетическое. В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали. Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни, тем более что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством».
МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
- Предательство и ответственность .
Эраст, несмотря на свои чувства к Лизе, предает её ради удобства и выгоды. Это предательство становится причиной гибели.
- Честность и подлинность в отношениях . Карамзин осуждает лицемерие, ложь и фальшивость, предлагая вместо этого стремиться к честности, открытости и искренности в общении с другими людьми.
- Ценность добра и сострадания . Автор призывает к проявлению заботы и сострадания к бедным и нуждающимся, показывая, что поддержка и помощь могут принести не только радость другим, но и собственное удовлетворение и счастье.
Автор не обвиняет своих героев, он объясняет их поведение, сочувствует Лизе, сожалеет о её гибели. В его позиции выражено гуманное отношение к человеку.
Любовь и предательство, конфликт чувства и долга, социальное неравенство, сложность и противоречивость человеческой природы - темы, которые всегда остаются актуальными, какой бы век не был на дворе.