Школа № Дата ____________ _____________ _____________
Предмет урока: Русский язык Класс 12 ____________ _____________ _____________
Тема урока: | Н. М. Рубцов. «Я люблю свою судьбу» Фонетический разбор. |
Цель урока: | 1. Раскрыть идейное – содержание стихотворения,повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “ Фонетический разбор ”. |
|
| 2. Воспитывать интерес к русскому языку. Воспитание любви к Президенту, к своей Родине, к родной природе. |
Вид урока: | Урок изучения новой информации |
Оборудование урока: | Тесты |
Ход урока.
1. Организационный период урока:
1) Приветствие; Дата; Проверка посещаемости и запись в журнале;
2) Проверка готовности учащихся к уроку и наличия учебных принадлежностей;
2. Проверка выполнения домашнего задания:
Закончите фразы.
Фонетика – это раздел языкознания, …..
Звуки – это …., а буквы -это…..
В русском языке … буквы, из них … гласные звуки, а … - согласные.
Не обозначают звуков буквы …. .
Шипящие звуки …. .
Мягкость согласного обозначается …..
Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й)
Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)
1.На какие 2 группы делятся звуки?
2.Какие звуки всегда звонкие? 3.Какие звуки всегда глухие? 4.Какие звуки всегда мягкие?
5.Какие всегда твердые?
6.Когда буквы е, ё, ю, я обозначают сочетания двух звуков?
3. Подведение итогов пройденной темы: Обобщение пройденной темы
4. Объяснение новой темы: План урока:
- познакомить с жизнью и творчеством Н. Рубцова,
- пробудить интерес к его лирике, помочь понять настроение, чувства поэта;
- совершенствовать умения выразительного чтения,
К концу урока учащиеся будут знать:
- Какое чувство стремится выразить поэт в этом стихотворении
- Какую тему раскрывает поэт
К концу урока учащиеся будут уметь:
- раскрыть идейное – содержание стихотворения Н. М. Рубцова «Я люблю свою судьбу»
- отличать звуки речи
Николай Михайлович Рубцов — советский поэт.
Родился 3 января 1936 года в селе Емецк (ныне Архангельской области). Во время Великой Отечественной войны потерял отца и мать, а также был разлучен со своими братьями и сёстрами. Воспитывался в детском доме в Вологодской области.
Первое своё стихотворение Николай написал, когда ему было 10 лет. С 16 лет Рубцов вёл бродячую жизнь, выполнял разнообразные работы — был библиотекарем, кочегаром на тральщике «Архангельск», слесарем на Кировском заводе.
С 1962 года начал публиковать свои стихи и поступил в Литературный институт в Москве, из которого трижды его исключали за различные проступки.
В 1969 году Рубцов всё же закончил Литературный институт и переехал в Вологду, где был принят в штат газеты «Вологодский комсомолец».
Николай Михайлович Рубцов погиб случайно, во время семейной ссоры со своей гражданской женой Людмилой Дербиной. Это произошло в его квартире в Вологде 19 января 1971 года.
Чтение стихов Н. М. Рубцова «Я люблю свою судьбу»
Я ЛЮБЛЮ СВОЮ СУДЬБУ Я люблю свою судьбу, Я бегу от помрачений! Суну морду в полынью И напьюсь, Как зверь вечерний! Сколько было здесь чудес, На земле святой и древней, Помнит только темный лес! Он сегодня что-то дремлет. От заснеженного льда Я колени поднимаю, Вижу поле, провода, Все на свете понимаю! Вот Есенин - на ветру! Блок стоит чуть-чуть в тумане. | Словно лишний на пиру, Скромно Хлебников шаманит. Неужели и они - Просто горестные тени И не светят им огни Новых русских деревенек Неужели в свой черед Надо мною смерть нависнет,- Голова, как спелый плод, Отлетит от веток жизни Все умрем. Но есть резон В том, что ты рожден поэтом. А другой - жнецом рожден... Все уйдем. Но суть не в этом... |
Рубцов напряженно размышлял о жизни поэтических традиций, о судьбах творческих произведений, о самых великих поэтах. Все размышления вылились у него в прекрасное стихотворение «Я люблю судьбу свою»…:
Вот Есенин — на ветру!
Блок стоит чуть-чуть в тумане.
Словно лишний на пиру
Скромно Хлебников шаманит.
Неужели и они — просто горестные тени?
И не светят им огни новых русских деревенек?
Неужели в свой черед
Надо мною смерть нависнет?
Рубцов смог тонко почувствовать образ каждого из поэтов, смог подобрать верные слова для описания каждого из них. И очень глубоким философским размышлением оканчивается это стихотворение:
Все умрем.
Но есть резон
В том, что ты рожден поэтом.
А другой — жнецом рожден.
Все уйдем.
Но суть не в этом…
Это многоточие в конце наводит на размышления. Да, мы все умрем, но от каждого человека останется что-нибудь потомкам: и от поэта, и от жнеца. Все они вкладывают частичку себя в дело, которое им по силам.
Итак, мы видим, что Рубцов до конца дней остался верен себе, утверждая связь современного стиха с традициями русской поэзии.
5. Закрепление новой темы: Задание 1.
Укажите, является ли выделенная согласная произносимой или непроизносимой.
А) непроизносимая согласная Б) произносимая согласная
Варианты ответов:
1) хитрость 2) бесхитростный 3) хрустеть 4) хрустнуть 5) тростник 6) искусство
6. Задание на дом: выучить отрывок из стихотворения
7. Подведение итогов урока и оценка знаний учеников.
1) Обобщение; 2) Оценить знаний учеников.
Подготовила учительница русского языка:
Примечание: _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Завуч средней школы №