СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н. Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

И неизменной любовью  у ребят  пользуются такие его произведения, как: "Бобик в гостях у Барбоса", "Приключения Незнайки и его друзей", "Незнайка в солнечном городке", "Незнайка на луне". Первая  часть – "Приключений Незнайки и его друзей" – напечатана в 1954 году. Сюжет ее основан на фантастических приключениях коротышек, живущих в цветочном городе.

Просмотр содержимого документа
«Н. Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей"»

(1 слайд) Для анализа я взяла произведение Николая Николаевича Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Как известно, Н. Носов успешно разрабатывал различные жанры.


( 2 слайд) И неизменной любовью у ребят пользуются такие его произведения, как: "Бобик в гостях у Барбоса", "Приключения Незнайки и его друзей", "Незнайка в солнечном городке", "Незнайка на луне". Первая часть – "Приключений Незнайки и его друзей" – напечатана в 1954 году. Сюжет ее основан на фантастических приключениях коротышек, живущих в цветочном городе.


( 3 слайд) Автор поясняет, что коротышками его героев называют потому, что они очень маленькие – это еще не выходит за пределы реального, но следующая же фраза уточняет, что каждый был ростом с небольшой огурец. Так на реальность накладывается новый, фантастический мотив. В восприятии ребенка возникают образы сказочных мальчиков и девочек, которые были настолько малы, что грибы и орехи распиливали пилой на части и перетаскивали домой по кусочкам.


Характеры коротышек четко индивидуализированы: это "самый известный малыш" Незнайка, "самый главный малыш-коротыш" Знайка, охотник Пулька, художник Тюбик, доктор Пилюлькин, Сахарин Сахаринович Сиропчик и другие.


И сейчас хочу представить вашему вниманию мультфильм, снятый на основе произведения Носова и доказывающий комичность его героев.


Видео…



Композиционно произведение Носова разделено на 30 небольших глав, почти каждая из которых содержит какое-либо завершенное событие и в то же время связана с предыдущими.


( 4 слайд) То это рассказ о том, как Незнайка был музыкантом, художником, сочинял стихи, катался на газированном автомобиле; то это события, происходившие с Винтиком и Шпунтиком в городе Змеевке; то путешествие коротышек на воздушном шаре.


Как во всяком приключенческом произведение, в "Приключениях Незнайки" есть авторские отступления, они различны по тематике и представляют собой непринужденный разговор автора с читателями. Так, в начале книги Носов предупреждает: (цитата) "( 5 слайд)некоторые читатели сразу скажут, что все это, наверно, выдумки, что в жизни таких малышей не бывает. Но никто ведь и не говорит, что они в жизни бывают. В жизни – это одно, а в сказочном городе м – совсем другое. В сказочном городе все бывает".


Главу "Авария" автор начинает так: "некоторые воображают, что, чем выше подниматься в воздух, тем становится теплее, но это неправда. Чем выше, тем холоднее. Почему это?"



( 6 слайд) Незнайка, главный герой, – хвастунишка и невежда; он постоянно попадает в комические положения из-за своей беспечности и самоуверенности. То придумает "для рифмы" что "Торопышка был голодный, проглотил утюг холодный"; то бахвалится, будто он самый главный коротышка и выдумал воздушный шар. Незнайка – фантазер, чем-то напоминающий мишку Козлова из цикла рассказов Носова "Мы с Мишкой". Он тоже вызывает симпатию у читателей, потому, что в основе его шалостей лежит стремление к хорошему, доброму.


В веселой, эмоциональной форме преподносится дошкольникам обширный познавательный материал из различных областей науки, техники и искусства, решаются морально-этические вопросы. ( 7 слайд) "За всеми забавными приключениями ненавязчиво присутствует мысль о несовместимости бахвальства, зазнайства с подлинными человеческими отношениями между людьми, даже если это самые маленькие дети. Книга учит уважать знание, труд, товарищество, скромность. Книга художественна, и потому урок, который стремится преподать автор, безусловно, дойдет до детворы", – писал в рецензии на сказку Ю. Олеша.


( 8 слайд) В 1958 году была закончена вторая часть трилогии – "Незнайка в Солнечном городе". Носов нашел здесь новые повороты сюжета. Вернувшись после путешествия на воздушном шаре, коротышки строят фонтан, тростниковый водопровод и мост через Огурцовую реку. Незнайка решил исправиться, стать вежливым, начать учиться, но вскоре ему все надоедает. Автор по этому поводу с шутливой иронией замечает: "Это часто случается в стране коротышек. Иной коротышка наобещает с три короба, наговорит, что сделает и это, и то, даже горы свернет и вверх ногами перевернет, на самом же деле поработает несколько дней в полную силу, а потом снова понемножку начинает отлынивать".


Дидактический материал органически сочетается в этой сказке с познавательным и фантастическим. Незнайка совершает бескорыстные поступки, получает волшебную палочку и попадает в чудесный солнечный город будущего. Сюжет насыщен сказочными превращениями, приключениями, комическими ситуациями, в которых оказываются Незнайка, Кнопочка и Пачкуля Пестренький.


( 9 слайд) Заключительная часть трилогии – "Незнайка на луне" – вышла отдельным изданием в 1965 году. В центре ее – события, которые произошли через два с половиной года после возвращения трех друзей из Солнечного города. За это время изменился облик Цветочного города. Коротышки ввели у себя многое из того, чем был знаменит Солнечный город. Построены новые дома, в том числе два вертящихся здания; на улицах появились спиралеходы, труболеты, авиагидромотоколяски.


( 10 слайд) Знайка придумал ракету, в которой коротышки собираются полететь на Луну. Когда все было готово к путешествию, Незнайка и Пончик спрятались в пищевом отсеке и нечаянно запустили ракету. Так начались новые приключения Незнайки в лунных городах Давилоне, Лос-Паганосе, Брехенвиле и на Дурацком острове.


Познавательное и научно-фантастическое в этой части трилогии тесно переплетается с сатирическим. Гротескные образы Скуперфильда, Спрутса, госпожи Миноги, господина Гаткинза разоблачают заправил буржуазного мира. Грустные приключения двух путешественников в лунном мире помогли Незнайке понять многое. Он оценил могущество дружбы и взаимопомощи, пережив с бедными коротышками-лунатиками метаморфозы на Дурацком острове. Он познал новое, "огромное-преогромное" чувство любви к родной земле.


( 11 слайд) Замысел этого произведения возник у писателя в связи с книгой А. Хвольсон "Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков", но воплощение его оказалось самостоятельным и необычным. Это проявилось не только в выборе героев и прослеживании эволюции их характеров, но и в широте диапазона произведения, в постепенном углублении познания мира. От фантастических, веселых, с юмором описанных приключений Незнайки в Цветочном и Солнечном городах до сатирических разоблачений буржуазного "лунного"мира – таков охват событий в трилогии Н. Носова. Усложнение замысла позволило адресовать последнюю часть произведения уже не только маленьким детям, но и ребятам постарше.


( 12 слайд) Творчество Н. Носова имеет большое значение в детской литературе. Очень важными особенностями его юмористического таланта были способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важные морально-этические проблемы.


Н. Носов никогда не увлекается смехом ради смеха; его произведения по своей направленности всегда имеют воспитательный характер. Неназойливо, с улыбкой учит писатель мальчиков и девочек этике дружбы, призывает старших детей к деликатности в обращении с младшими.


( 13 слайд) И в выводе хотелось бы сказать, что в произведениях Носова дети получают

-новые знания и представления,

-ответы на многие вопросы, которые их волнуют,

-усваивают понятия о долге, чести. носов творчество детский

-помогают им лучше узнать внутренний мир ребенка,

-понять, что его волнует, радует.


Сам Носов отмечал, что для него важнее не юмор ситуаций, а юмор характеров. До последних лет жизни Носов искал новые пути общения с маленькими читателями, поэтому его книги актуальны и сегодня.



Спасибо за внимание!


4