СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.Носов. На горке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературного чтения , представленный на  городском конкурсе.Готовые материалы  с УУД в помощь учителям 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Н.Носов. На горке.»

урок по литературному чтению

во 2 классе по теме:

Н.Н.Носов «На горке»







Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Гавриленко О.В.























Технология обучения


Этапы урока

Формируемые умения: предметные,

УУД

Оформление доски,

наглядность

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Мотивация к учебной деятельности


Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания


-Ребята, когда я с вами познакомилась, то увидела, какие у вас прекрасные дневники внеклассного чтения. Вы много читаете, и я предлагаю вам начать урок с литературной игры «Угадай-ка».



II. Актуализация знаний,определение темы урока.

Познавательные:

-осмысленно воспринимать художественный текст;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникатив-

ные:

- участвовать в

диалоге;

- строить монологическое

высказывание;






Слайд1




























Портрет Н.Н. Носова

Слайд2



Н.Н. Носов


Посмотрите на доску, я буду зачитывать отрывки из произведений, а вы постарайтесь угадать и правильно назвать произведение, выбрать из предложенных иллюстраций ту, которая к нему подходит.

(чтение отрывков учителем)

1. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

- Ай! Ой! - закричали ребята.

Соскочили с дивана - и бегом из комнаты.

- Отрывок, из какого произведения я прочитала? А как правильно его назвать? А ты как думаешь?

- Кто хочет найти нужную иллюстрацию и соединить её с данным отрывком на интерактивной доске?

2. Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.

Какой же ты солдат, — говорят, — если у тебя штаны порваны?

А Бобка оправдывается:

Я просил маму зашить, а она не хочет.


3. Мишка, - говорю, - что это? Почему каша лезет?

- Куда?

- Шут ее знает куда! Из кастрюли лезет!



- Ребята, как вы думаете, что объединяет все эти произведения?

- Да, это действительно юмористические рассказы Н.Н. Носова, которые любят и взрослые, и дети, и не случайно писателя называют «добрым затейником».




- Ребята, предположите, о ком сегодня будем читать?

- Откройте учебник на . 29, прочитайте и назовите правильно произведение, с которым мы познакомимся.






Слушают чтение учителя









(ответы детей)




Работа на интерактивной доске


(аналогичная работа со следующими отрывками)











- Это рассказы Носова о детях








- О детях


- Н.Н. Носов «На горке»

III. Первичное знакомство с произведением, проверка первых впечатлений.

Личностные:

- выражать своё отношение к произведению;

Коммуника-

тивные:

-оформлять диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.

Познавательные:

- воспринимать на слух художественное произведение с учётом поставленной учебной задачи.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу.


- Разрешите, я вам сегодня прочитаю, а вы внимательно следите по учебнику.

(Чтение учителя)



- Ребята, я видела улыбки на ваших лицах.

-Что заставило вас улыбнуться, слушая произведение?

Произведение какого жанра мы прочитали?

- Все ли слова в тексте вам были понятны?






дети слушают и следят за чтением учителя по учебнику




(ответы детей)



(ответы детей)

Работа со словарём в учебнике.

V. Работа по содержанию текста


Личностные:

различать основные нравственно-этические понятия.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- строить рассуждения, обосновывать своё мнение, делать выводы и умозаключения.

Коммуникатив

ные:

- строить монологическое высказывание;

- выражать собственное мнение, учитывать мнение других;

- сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной задачи;

- соблюдать правила речевого этикета.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.














(приём ТРИЗ)

Игра – «Хорошо – плохо»

- Кто является главными героями рассказа?


- Прочитайте о том, как ребята строили горку. Кто желает?

- Согласны ли вы с мнением товарища?

- А что в это время делал Котька? Прочитайте.


-Как вы думаете, почему Котька не помогал ребятам?



- Что произошло, когда ребята ушли обедать? Найдите в тексте.


- Ребята, а как вы думаете: посыпать лёд песком – это хорошо или плохо?


- А как отнеслись ребята в рассказе к этому поступку?


- А Котька выполнил просьбу ребят? Докажите словами из текста.


- Ребята, как выдумаете, почему Котька сначала испортил горку, а потом на ней даже ступеньки сделал? Докажите словами из текста.



- Молодцы, ребята! Как с вами приятно работать. Тогда предлагаю ещё два интересных задания .

- Котька и его друзья.





Дети находят и зачитывают отрывки.

- Не хотел трудиться, но хотел кататься.



- Котька вышел на коньках и засыпал горку песком.

- Хорошо: не скользко, не падаешь, травм нет.

- Плохо: не покатаешься, испачкаешься.


- Поругали и заставили засыпать снегом.


(ответы детей)


- Ему стало стыдно, он захотел исправить ошибку, и работа ему понравилась.







.VI. Самостоятельное применение умений и навыков


Личностные:

- соотносить поступки с моральными нормами.

Познавательные:

- осуществлять анализ произведения;

- строить рассуждения, обосновывать своё мнение, делать выводы и умозаключения.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;

- проверять результат выполненного задания и вносить корректировку.

Коммуникатив-ные:

- строить монологическое высказывание

- выражать собственное мнение, учитывать мнение других;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной задачи;

- соблюдать правила речевого этикета.






















1 1

2 2

3 3

4 4

5 5

6

- У меня 2 конверта с заданиями для двух групп:

-в первом конверте иллюстрации, их нужно расположить в соответствии с содержанием рассказа;

- во втором – карточки со словами, с помощью которых надо составить характеристику главного героя, но расположить эти карточки надо в той последовательности, как менялось поведение Котьки в рассказе.

- Кому не понятно задание?

- Распределитесь на группы и подойдите к первым партам, на которых разложены конверты.



- Предлагаю заканчивать и представить свои работы на доске.


- Спасибо, садитесь на места.

- А теперь проверьте работу друг друга.


- Согласны ли вы с расположением картинок?

- Кто думает по-другому? Назовите картинки по порядку.

- Ребята, а какой картинки по-вашему не хватает? Дома, кто захочет, может нарисовать картинку к последнему эпизоду.


- Проверяем работу другой группы.

- Согласны ли с выполненной работой?


-А я бы слово «ленивый» поставила в конец. Вы со мной согласны? Почему? (Ловушка)


- Как вы думаете, изменился ли Котька?


- Да, вы правы, Котька стал другим. Он стал заботливым, трудолюбивым.











Работа в группах










Взаимопроверка.




- Где Котька строит ступеньки.



Взаимопроверка, корректировка


(Ответы детей)



(Ответы детей)

VII. Обобщение.
















































Личностные:

-выражать положительное

отношение к

процессу познания, оценивать свои

достижения.

Познавательные:

- выделять главную мысль произведения

-приводить примеры в качестве доказательства

- строить рассуждения, обосновывать своё мнение, делать выводы и умозаключения

Регулятивные:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

- адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей

- проверять результат выполненного задания

Коммуникатив-

ные:

-оформлять монологическое высказывание в соответствии с требованиями

речевого этикета,

- формулировать собственное мнение и позицию

На всякое хотенье есть терпенье.


Поспешишь – людей насмешишь.



Умел ошибиться- сумей и поправиться.




- Ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте пословицы.

Подумайте, подходят ли они к рассказу Н.Н. Носова «На горке»? Своё мнение обоснуйте.





-А теперь посоветуйтесь в парах и определите, какая пословица выражает главную мысль рассказа? Прочитайте её вслух.



- Сравните с правильным ответом.


- Молодцы, вы правильно выделили главную мысль рассказа.



- С каким произведением мы сегодня работали?





- Что до нас хотел донести писатель своим рассказом?






Ответы детей.








-«Умел ошибиться- сумей и поправиться»




Самопроверка.






- Н.Н. Носов «На горке»





- Не надо лениться, а если допустил ошибку – исправь её.

VIII. Рефлексия.

Личностные:

-- оценивать свои достижения при освоении учебной темы



- У меня на столе – снежинки. Если вы считаете, что вам было интересно и всё получилось, возьмите большую снежинку, если были затруднения – среднюю.

- Прикрепите на доску.

- Вот какая горка получилась у нас!

- Мне сегодня понравилось, как вы работали. Особенно хочу отметить…





Прикрепляют снежинки на доску.

IX. Домашнее задание



- Дома поработаете с рубрикой «Радиотеатр», учебник с. 31.

По выбору: пересказ по картинному плану с последней самостоятельно нарисованной картинкой или рассказ о главном герое по карточкам – помощницам.