Гавриленко О.В.
Этапы урока | Формируемые умения: предметные, УУД | Оформление доски, наглядность | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Мотивация к учебной деятельности | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания | | -Ребята, когда я с вами познакомилась, то увидела, какие у вас прекрасные дневники внеклассного чтения. Вы много читаете, и я предлагаю вам начать урок с литературной игры «Угадай-ка». | |
II. Актуализация знаний,определение темы урока. | Познавательные: -осмысленно воспринимать художественный текст; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникатив- ные: - участвовать в диалоге; - строить монологическое высказывание; | Слайд1   Портрет Н.Н. Носова Слайд2   Н.Н. Носов | Посмотрите на доску, я буду зачитывать отрывки из произведений, а вы постарайтесь угадать и правильно назвать произведение, выбрать из предложенных иллюстраций ту, которая к нему подходит. (чтение отрывков учителем) 1. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану. - Ай! Ой! - закричали ребята. Соскочили с дивана - и бегом из комнаты. - Отрывок, из какого произведения я прочитала? А как правильно его назвать? А ты как думаешь? - Кто хочет найти нужную иллюстрацию и соединить её с данным отрывком на интерактивной доске? 2. Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться. — Какой же ты солдат, — говорят, — если у тебя штаны порваны? А Бобка оправдывается: — Я просил маму зашить, а она не хочет. 3. Мишка, - говорю, - что это? Почему каша лезет? - Куда? - Шут ее знает куда! Из кастрюли лезет! - Ребята, как вы думаете, что объединяет все эти произведения? - Да, это действительно юмористические рассказы Н.Н. Носова, которые любят и взрослые, и дети, и не случайно писателя называют «добрым затейником». - Ребята, предположите, о ком сегодня будем читать? - Откройте учебник на . 29, прочитайте и назовите правильно произведение, с которым мы познакомимся. | Слушают чтение учителя (ответы детей) Работа на интерактивной доске (аналогичная работа со следующими отрывками) - Это рассказы Носова о детях - О детях - Н.Н. Носов «На горке» |
III. Первичное знакомство с произведением, проверка первых впечатлений. | Личностные: - выражать своё отношение к произведению; Коммуника- тивные: -оформлять диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета. Познавательные: - воспринимать на слух художественное произведение с учётом поставленной учебной задачи. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу. | | - Разрешите, я вам сегодня прочитаю, а вы внимательно следите по учебнику. (Чтение учителя) - Ребята, я видела улыбки на ваших лицах. -Что заставило вас улыбнуться, слушая произведение? Произведение какого жанра мы прочитали? - Все ли слова в тексте вам были понятны? | дети слушают и следят за чтением учителя по учебнику (ответы детей) (ответы детей) Работа со словарём в учебнике. |
V. Работа по содержанию текста | Личностные: различать основные нравственно-этические понятия. Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - строить рассуждения, обосновывать своё мнение, делать выводы и умозаключения. Коммуникатив ные: - строить монологическое высказывание; - выражать собственное мнение, учитывать мнение других; - сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной задачи; - соблюдать правила речевого этикета. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | (приём ТРИЗ) Игра – «Хорошо – плохо» | - Кто является главными героями рассказа? - Прочитайте о том, как ребята строили горку. Кто желает? - Согласны ли вы с мнением товарища? - А что в это время делал Котька? Прочитайте. -Как вы думаете, почему Котька не помогал ребятам? - Что произошло, когда ребята ушли обедать? Найдите в тексте. - Ребята, а как вы думаете: посыпать лёд песком – это хорошо или плохо? - А как отнеслись ребята в рассказе к этому поступку? - А Котька выполнил просьбу ребят? Докажите словами из текста. - Ребята, как выдумаете, почему Котька сначала испортил горку, а потом на ней даже ступеньки сделал? Докажите словами из текста. - Молодцы, ребята! Как с вами приятно работать. Тогда предлагаю ещё два интересных задания . | - Котька и его друзья. Дети находят и зачитывают отрывки. - Не хотел трудиться, но хотел кататься. - Котька вышел на коньках и засыпал горку песком. - Хорошо: не скользко, не падаешь, травм нет. - Плохо: не покатаешься, испачкаешься. - Поругали и заставили засыпать снегом. (ответы детей) - Ему стало стыдно, он захотел исправить ошибку, и работа ему понравилась. |
.VI. Самостоятельное применение умений и навыков | Личностные: - соотносить поступки с моральными нормами. Познавательные: - осуществлять анализ произведения; - строить рассуждения, обосновывать своё мнение, делать выводы и умозаключения. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; - проверять результат выполненного задания и вносить корректировку. Коммуникатив-ные: - строить монологическое высказывание - выражать собственное мнение, учитывать мнение других; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной задачи; - соблюдать правила речевого этикета. | 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 | - У меня 2 конверта с заданиями для двух групп: -в первом конверте иллюстрации, их нужно расположить в соответствии с содержанием рассказа; - во втором – карточки со словами, с помощью которых надо составить характеристику главного героя, но расположить эти карточки надо в той последовательности, как менялось поведение Котьки в рассказе. - Кому не понятно задание? - Распределитесь на группы и подойдите к первым партам, на которых разложены конверты. - Предлагаю заканчивать и представить свои работы на доске. - Спасибо, садитесь на места. - А теперь проверьте работу друг друга. - Согласны ли вы с расположением картинок? - Кто думает по-другому? Назовите картинки по порядку. - Ребята, а какой картинки по-вашему не хватает? Дома, кто захочет, может нарисовать картинку к последнему эпизоду. - Проверяем работу другой группы. - Согласны ли с выполненной работой? -А я бы слово «ленивый» поставила в конец. Вы со мной согласны? Почему? (Ловушка) - Как вы думаете, изменился ли Котька? - Да, вы правы, Котька стал другим. Он стал заботливым, трудолюбивым. | Работа в группах Взаимопроверка. - Где Котька строит ступеньки. Взаимопроверка, корректировка (Ответы детей) (Ответы детей) |
VII. Обобщение. | Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания, оценивать свои достижения. Познавательные: - выделять главную мысль произведения -приводить примеры в качестве доказательства - строить рассуждения, обосновывать своё мнение, делать выводы и умозаключения Регулятивные: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату - адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей - проверять результат выполненного задания Коммуникатив- ные: -оформлять монологическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, - формулировать собственное мнение и позицию | На всякое хотенье есть терпенье. Поспешишь – людей насмешишь. Умел ошибиться- сумей и поправиться. | - Ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте пословицы. Подумайте, подходят ли они к рассказу Н.Н. Носова «На горке»? Своё мнение обоснуйте. -А теперь посоветуйтесь в парах и определите, какая пословица выражает главную мысль рассказа? Прочитайте её вслух. - Сравните с правильным ответом. - Молодцы, вы правильно выделили главную мысль рассказа. - С каким произведением мы сегодня работали? - Что до нас хотел донести писатель своим рассказом? | Ответы детей. -«Умел ошибиться- сумей и поправиться» Самопроверка. - Н.Н. Носов «На горке» - Не надо лениться, а если допустил ошибку – исправь её. |
VIII. Рефлексия. | Личностные: -- оценивать свои достижения при освоении учебной темы | | - У меня на столе – снежинки. Если вы считаете, что вам было интересно и всё получилось, возьмите большую снежинку, если были затруднения – среднюю. - Прикрепите на доску. - Вот какая горка получилась у нас! - Мне сегодня понравилось, как вы работали. Особенно хочу отметить… | Прикрепляют снежинки на доску. |
IX. Домашнее задание | | | - Дома поработаете с рубрикой «Радиотеатр», учебник с. 31. По выбору: пересказ по картинному плану с последней самостоятельно нарисованной картинкой или рассказ о главном герое по карточкам – помощницам. | |